Музыка в жизни ребенка
Музыка в жизни ребенка
Авторы: Виктория Юрьевна ЯКОВЛЕВА, Елена Геннадьевна ФЕРЕНЕЦ музыкальные руководители МОУ «Центр развития ребенка№ 1 Дзержинского района Волгограда» |
Как известно, различные виды искусства всесторонне воздействуют на человека. Музыка же имеет уникальную возможность воздействовать на ребенка самого раннего детства. Психологи неоднократно доказывали, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для дальнейшего развития младенца: музыка, которую слышит и воспринимает будущая мать, огромное влияние оказывает на ребенка.
Современные исследования педагогов и психологов свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры необходимо начинать в раннем дошкольном возрасте. Отсутствие ярких музыкальных впечатлений у ребенка в детстве впоследствии восполняются с трудом. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно тому, как мы овладеваем речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен быть окружен музыкальной средой, ему нужно иметь опыт восприятия разной музыки, привыкнуть к ее интонациям, характеру, чувствовать настроение.
Известный фольклорист Г. М. Науменко писал: «...у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением...»
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, память, восприятие, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы... Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления».
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка расширяет эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщение к культурному музыкальному наследию, познание чувства прекрасного, знакомство с культурным опытом поколений.
Музыка развивает ребенка и умственно. Беседа о ней включает сведения о композиторах, характеристику эмоционально-образного содержания, и, несомненно, словарь детей обогащается словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии также предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Музыка имеет большую эмоциональную силу воздействия на организм человека, является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, влияет на формирование вкуса. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональности в жизни, воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, коммуникативных качеств.
Развитие музыкальных способностей - одна из основных задач музыкального воспитания дошкольников. Какова же природа музыкальных способностей, представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения? Б.М. Теплов, психолог, доктор педагогических наук, в своих работах анализировал проблемы развития музыкальных способностей. Он признавал врожденными некоторые особенности предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии».
Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не в том дело, - пишет ученый, - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Так пусть же ваши дети благодаря музыке вырастут гармонично развитыми, полноценными взрослыми.
Отсюда вывод - не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции - это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье. И наша цель - доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и, занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее.