Музыка в жизни ребенка

Дата публикации: 2018-03-05 10:18:32
Статью разместил(а):
Овечко Марина Сергеевна

Музыка в жизни ребенка

Авторы: Виктория Юрьевна ЯКОВЛЕВА,

Елена Геннадьевна ФЕРЕНЕЦ

музыкальные руководители

МОУ «Центр развития ребенка№ 1 Дзержинского района Волгограда»

Как известно, различные виды искусства всесторонне воздействуют на человека. Музыка же имеет уникальную возможность воздействовать на ребенка самого раннего детства. Психологи неоднократно доказывали, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для дальнейшего развития младенца: музыка, которую слышит и воспринимает будущая мать, огромное влияние оказывает на ребенка.

Современные исследования педа­гогов и психологов свидетельствуют о том, что развитие музыкальных спо­собностей, формирование музыкаль­ной культуры необходимо начинать в раннем дошкольном возрасте. Отсут­ствие ярких музыкальных впечатле­ний у ребенка в детстве впоследствии восполняются с трудом. Музыка имеет сходную с речью интонационную при­роду. Подобно тому, как мы овладе­ваем речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музы­ку, ребенок должен быть окружен му­зыкальной средой, ему нужно иметь опыт восприятия разной музыки, при­выкнуть к ее интонациям, характеру, чувствовать настроение.

Известный фольклорист Г. М. На­уменко писал: «...у ребенка, попа­дающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтиче­ским и музыкальным языком в его бу­дущем. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колы­бельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением...»

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмо­циональная сфера, совершенствуется мышление, память, восприятие, вос­питывается чуткость к красоте в ис­кусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы... Если в процессе музыкальной деятельно­сти будет сформировано музыкально-­эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего разви­тия человека, его общего духовного становления».

Занимаясь музыкальным воспи­танием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чув­ствах человека, существующих в ре­альной жизни. Музыка расширяет эти представления. Помимо нравственно­го аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для форми­рования у детей эстетических чувств: приобщение к культурному музыкаль­ному наследию, познание чувства пре­красного, знакомство с культурным опытом поколений.

Музыка развивает ребенка и ум­ственно. Беседа о ней включает сведе­ния о композиторах, характеристику эмоционально-образного содержа­ния, и, несомненно, словарь детей обо­гащается словами и выражениями, характеризующими чувства, передан­ные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мело­дии также предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопо­ставление, запоминание, что влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Музыка имеет большую эмоцио­нальную силу воздействия на орга­низм человека, является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, влияет на формирование вкуса. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важ­нейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональ­ности в жизни, воспитанием таких ка­честв личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, ком­муникативных качеств.

Развитие музыкальных способно­стей - одна из основных задач музы­кального воспитания дошкольников. Какова же природа музыкальных спо­собностей, представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и об­учения? Б.М. Теплов, психолог, доктор педагогических наук, в своих работах анализировал проблемы развития му­зыкальных способностей. Он признавал врожденными некоторые особенности предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии».

Способности зависят от врожден­ных задатков, но развиваются в про­цессе воспитания и обучения. Все му­зыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятель­ности ребенка. «Не в том дело, - пишет ученый, - что способности проявля­ются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Так пусть же ваши дети благодаря музыке вырастут гармонично развитыми, пол­ноценными взрослыми.

Отсюда вывод - не упускать время от самого рождения и развивать музы­кальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции - это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье. И наша цель - доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и, зани­маясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее.