Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

По следам экскурсии в заповедник "Столбы"

Дата публикации: 2017-09-10 17:46:39
Статью разместил(а):
Молева Ирина Викторовна

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи

 «По следам экскурсии в заповедник «Столбы»

 Автор: Молева Ирина Викторовна 

(МБДОУ «Детский сад № 136») 

 

Цель: Развивать умение детей составлять  описательные рассказы с опорой на картинки с осенними сюжетами

Задачи:

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи;

- совершенствование звуковой стороны речи;

- формирование лексико-грамматических категорий, умения образовывать новые слова;

- развитие познавательной активности, воображения, внимания, памяти, восприятия;

- создание психологического комфорта;

- развитие самоконтроля и самостоятельности.

Оборудование: разноцветные листочки с различных деревьев, компьютер, фибероптические волокна в форме водопада, лампа «Вулкан», магнитофон, спокойная музыка со звуками природы  для релаксации.

Введение в ситуацию

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами еще раз отправимся на экскурсию в заповедник Столбы.  Но это будет не простая экскурсия, а воображаемая. Мы постараемся вспомнить, что нам удалось увидеть, что больше всего запомнилось. А сейчас давайте возьмемся за руки, закроем глазки.

Звучит тихая музыка со звуками леса, свет выключен, работает лампа с теплым светом. Включаются фибероптические волокна.

Дети, какие звуки вы слышите? Дети отвечают с закрытыми глазами.

Представьте,  что мы  находимся на волшебной поляне заповедника у многовекового дерева. Прислушайтесь, где-то неподалеку журчит ручеек.  Просыпаемся, открываем глазки. Посмотрите,  какой интересный ручеек, наверное,  это он сейчас журчал. Наверное,  этот ручеек нашей реки Енисея, которая протекает в нашем городе. Давайте потрогаем его, поиграем с ним. Теперь подставим ручки под струю волшебной водички, умоем личико,  приговаривая: «Водичка, водичка, умой мое личико!»

Под деревом вся полянка усыпана опавшими листочками. Они шуршат под ногами. Посмотрите, что это? Дети отвечают. Конечно же, это грибы! Вспомните, во время экскурсии мы видели несколько видов грибов, одни росли на стволах деревьев, другие на земле. Листочки осыпались и спрятали грибочки. Чтобы их отыскать, нам нужно подуть на листочки вот так. (Сдувают листочки, произнося звук [ф-ф-ф],а под ними появляются грибочки). Посмотрите, осенний ветерок сорвал листочки и спрятал под ними грибы. Давайте подуем на листочки и поищем,  нет ли здесь грибов. Дети дуют на листья,  стараясь не надувать щеки.

Информационный этап 

Ребята, давайте вспомним, что такое заповедник? Для чего он нужен? Что в нем охраняют?

Дети дают ответы.

Заповедник - это место, где природа живет по своим законам. Это место, где охраняются государством деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы, цветы, ягоды, травы, грибы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

Логопед: В заповедник можно приходить только на экскурсию, там знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.  Скажите, пожалуйста, что мы видели в заповедном лесу?

Дети отвечают.

Дидактическая игра «Подбери листок к дереву?»

Звучит шум ветра

Логопед: Ребята, что это нам принес ветерок? Конечно же,  это листочек. От какого дерева оторвался этот листок? Какой это листок? (дубовый). Ребята, посмотрите на экран, здесь еще несколько листочков прилетело, давайте назовем их.

Дети смотрят презентацию и по очереди называют, какой это листок. Если ответ верный листок остается на дереве, в случае неверного ответа листок снова падает на землю и ребенку предлагается исправить ошибку.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Ребята, в нашем заповеднике под охраной государства находятся  не только растения, но и животные. А вот какие именно, вам предстоит узнать,  собрав разрезные картинки.

Дети собирают разрезные картинки с изображением  животных.

Назовите,  кого вы собрали. Дети называют заяц, лиса, косуля, волк, медведь.

Динамическая пауза

Наверно,  вы немного устали? Давайте немножко отдохнем. Повторяйте за мной:

Осень шла, шла, шла,

К нам во двор пришла.

С веток листья полетели,

Как осенние метели.

Ветер листья закружил

Завертел их хороводом

 И на землю положил.

Листья смирно полежали

И по дорожке побежали.

( ходьба по кругу)

(остановились)

( махи кистями рук сверху вниз)

 

( круговые движения руками)

(поворот вокруг себя)

(присесть, кисти рук на полу)

 

(бег по кругу на носочках)

 

Словообразовательная игра «Назови ласково»

А сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Назови ласково». На столе разложены картинки с изображением деревьев, животных и грибов, которые растут в нашем заповеднике. Вам нужно выбрать себе любую, и  ласково назвать то, что изображено на картинке.

 Заяц-зайчик,

белка-белочка,

гриб-грибочек,

дуб-дубочек,

рябина - рябинка,

дерево-деревце,

лист-листик,

осина- осинка,

лиса-лисичка,

кабан-кабанчик.

 Дидактическая игра «Подбери слова»

Пришло время немного поиграть. Игра называется «Подбери слова». Вам нужно стать в линию. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос и обратно бросать мне мячик.

- листья осенью (что делают?) – листья осенью желтеют и опадают

-дождь осенью (что делает?) – дождь осенью моросит, идет.

-урожай осенью (что делают?)  – урожай осенью убирают.

- птицы осенью(что делают?) — Птицы осенью улетают.

-деревья осенью(что делают?) — Деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Составление рассказа по картинкам.

А теперь мы постараемся вспомнить, что сейчас происходит в лесу? Как выглядит лес осенью? Посмотрите, это фотографии,  которые мы сделали во время экскурсии. Давайте составим по ним рассказ.

Дети с помощью логопеда составляют рассказ по фотографиям.

  

Рефлексия

Эмоциональный тренинг  «Комплименты»

Вы очень хорошо постарались, нашли все грибочки под листочкам. Сейчас самое время похвалить друг друга за старание. Мы будем передавать сердечко тому, кому хотим сказать добрые слова. Например: «Сегодня Андрюша больше всех нашел грибочков. У Даши сегодня очень красивая прическа. И т.д.»

Дети передают по кругу сердечко и говорят комплименты.

Звучит спокойная музыка. Ребята, присаживайтесь на кресла, расслабьтесь. Вспомните,  как выглядит осенний лес. Закройте глаза и представьте, что мы снова на поляне возле трехсотлетнего дуба, мысленно прикоснулись к его мощному стволу. Оно дарит нам силу и только положительную энергию. Вдыхайте аромат леса. Вам приятно! Откройте глаза. Мысленно поблагодарите дуб за силу, которой он с вами поделился. Улыбнитесь! Расскажите, что вы чувствовали, когда были у дуба.

.  .  .