Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Обобщение педагогического опыта

Дата публикации: 2017-09-09 16:51:13
Статью разместил(а):
Смирнова Ирина Николаевна

Обобщение педагогического опыта

 Автор: Смирнова Ирина Николаевна

 

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения в школе. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. У дошкольников отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей. Это происходит потому, что ребенок становится «сложным» собеседником: ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми.

В ходе практической деятельности с детьми с ОВЗ (тяжёлыми нарушениями речи), выделилась проблема отсутствия сформированности связной речи: неумение вступать в беседу, улавливать и поддерживать взаимоотношения, вслушиваться в речь собеседника, замедленность включаемости в ситуацию общения, ограниченность контактности в общении со взрослыми и сверстниками; проявление таких особенностей личности как: замкнутость, нерешительность, стеснительность. Недостаточное развитие коммуникативно-речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) осложняет дальнейший процесс формирования общения и обучения воспитанников, задерживает его успешную дальнейшую социализацию в обществе, которое на современном этапе испытывает необходимость в культурном, деловом человеке, способном находить контакт и общий язык в процессе профессиональной деятельности.

 Выделилось противоречие между необходимостью совершенствования коммуникативной стороны речи с целью дальнейшей успешной социализации,  несформированностью связной речи у детей с ТНР и проблемой современного общества, заключающейся в необходимости формирования культурного, делового человека. Вследствие этого, был сформулирован логический вывод о том, что условиями обеспечения полноценного развития личности ребёнка является сопровождение его в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Целью педагогической деятельности было создание благоприятных условий для повышения речевой активности и развития всех сторон речи  воспитанников дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, посредством внедрения инновационных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

На основании поставленной цели разработала и внедрила  в практическую деятельность цикл коррекционно-развивающих мероприятий на основе современных педагогических технологий; обогатила  развивающую предметно-пространственную среду кабинета учителя-логопеда и  группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО  для повышения эффективности коррекционной работы; определила формы эффективного партнёрства всех участников образовательных отношений,  как условия для развития речи дошкольников; разработала и апробировала педагогические проекты в соответствии с лексическими темами как новые формы взаимодействия с участниками образовательных отношений, способствующие успешности развития ребёнка с ТНР, при организации индивидуальной образовательной программы ребёнка.

Для решения поставленных задач использовались современные образовательные технологии: игровые коррекционно-образовательные, информационно-коммуникационные (мультимедийные презентации), здоровьесберегающие (логоритмика, бионергопластика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, пальцевый массаж), интерактивные, технологию проектной деятельности.

 Методической основой явились труды отечественных авторов:

- теоретические труды по возрастной специальной психологи и педагогике, ведущей роли развития общения в познавательной деятельности и формировании личности детей (И.А. Зимняя, Леонтьев, М.И. Лисицина, О.С.Ушакова, Д.Б. Эльконин);

- теоретические и методологические основы речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста (А.Г. Арушанова, Е.О. Смирнова, О.С. Ушакова,Т.Б. Филичёва, Т.В. Чиркина)

- совершенствование диалогической стороны речи детей дошкольного возраста (работы Т.Н.Ушаковой, В.И Яшиной, А.А.Павловой, и др. авторов).

Для определения речевого уровня дошкольников использовала методы исследовательской деятельности:

- изучение документации воспитанников, наблюдения, беседы, интервьюирование, анкетирование, диагностика и анализ развития различных видов деятельности дошкольников,

- обработка результатов мониторинга усвоения программы детьми.

В результате проделанной работы был проведен повторный мониторинг общего и речевого развития детей с общим недоразвитием речи . Анализируя данные мониторинга, выявлено, что использование современных образовательных технологий в разных видах деятельности способствовали развитию грамматического строя речи, увеличению объёма словаря, укреплению артикуляционного аппарата, стимулированию и развитию связной речи, пластики, моторики, чувства ритма детей с ОНР. 

       В группе создаётся атмосфера эмоционального тепла, что способствует снятию закомплексованности детей, способствует максимальной реализации возможностей каждого ребенка и насыщению его жизни познавательными событиями. Ребенок не боится сделать ошибку, высказывает свои соображения, проявляет инициативу и самостоятельность.

   Таким образом, разработанная система работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, оказалась эффективной и способствует развитию речевых, эмоциональных, коммуникативных способностей дошкольников. Использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.

В результате сравнения количественных и качественных показателей развития всех языковых компонентов детей, в начале и в конце обучения, дало возможность получить объективные данные о динамике развития речи группы воспитанников в целом:

Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций:

-   эмоциональные реакции дошкольников адекватны и устойчивы;

-   дошкольники правильно определяют направление звука и воспроизводят  заданный ритм;

-   хорошо ориентируются в пространстве и схеме собственного тела.

Развитие моторной сферы:

-   воспитанники с развитой моторикой, хорошо координированные, движения выполняют в полном объеме и нормальном темпе;

-   ручная моторика развита соответственно возрасту, темп выполнения движений достаточен, дети хорошо переключаются с одного движения на другое;

-   тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе, синкинезии не наблюдаются;

-   тонус артикуляционной мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе.

Развитие импрессивной речи:

-   объем пассивного словаря соответствует возрасту;

-   дошкольники понимают различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции, понимают формы единственного и множественного числа глаголов, существительных;

-   безошибочно дифференцируют как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;

Развитие экспрессивной речи:

-   объем активного словаря дошкольников соответствует возрастной норме; может обобщить предметы или объекты, использует в речи антонимы и синонимы;

-   объем глагольного словаря достаточный;

-   уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме, дошкольники правильно согласовывают слова в роде, числе, падеже;

-   уровень развития связной речи соответствует возрастной норме;

-   дошкольники не нарушают звукослоговую структуру сложных слов;

-   звукопроизношение соответствует возрастной норме;

-   достаточный объем дыхания, сила и модуляция голоса нормальные;

-   темп и ритм речи нормальные, речь богато интонирована;

Таким образом, можно сделать вывод: применение современных образовательных технологий - один из самых эффективных способ развития речи и проявления творческих способностей дошкольников. Данная система работы с детьми с ОНР оказалась результативной и способствующей развитию речевых, эмоциональных, коммуникативных способностей дошкольников.

.  .  .