Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта
Автор: Смирнова Ирина Николаевна
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения в школе. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. У дошкольников отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей. Это происходит потому, что ребенок становится «сложным» собеседником: ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.
Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми.
В ходе практической деятельности с детьми с ОВЗ (тяжёлыми нарушениями речи), выделилась проблема отсутствия сформированности связной речи: неумение вступать в беседу, улавливать и поддерживать взаимоотношения, вслушиваться в речь собеседника, замедленность включаемости в ситуацию общения, ограниченность контактности в общении со взрослыми и сверстниками; проявление таких особенностей личности как: замкнутость, нерешительность, стеснительность. Недостаточное развитие коммуникативно-речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) осложняет дальнейший процесс формирования общения и обучения воспитанников, задерживает его успешную дальнейшую социализацию в обществе, которое на современном этапе испытывает необходимость в культурном, деловом человеке, способном находить контакт и общий язык в процессе профессиональной деятельности.
Выделилось противоречие между необходимостью совершенствования коммуникативной стороны речи с целью дальнейшей успешной социализации, несформированностью связной речи у детей с ТНР и проблемой современного общества, заключающейся в необходимости формирования культурного, делового человека. Вследствие этого, был сформулирован логический вывод о том, что условиями обеспечения полноценного развития личности ребёнка является сопровождение его в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.
Целью педагогической деятельности было создание благоприятных условий для повышения речевой активности и развития всех сторон речи воспитанников дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, посредством внедрения инновационных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
На основании поставленной цели разработала и внедрила в практическую деятельность цикл коррекционно-развивающих мероприятий на основе современных педагогических технологий; обогатила развивающую предметно-пространственную среду кабинета учителя-логопеда и группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО для повышения эффективности коррекционной работы; определила формы эффективного партнёрства всех участников образовательных отношений, как условия для развития речи дошкольников; разработала и апробировала педагогические проекты в соответствии с лексическими темами как новые формы взаимодействия с участниками образовательных отношений, способствующие успешности развития ребёнка с ТНР, при организации индивидуальной образовательной программы ребёнка.
Для решения поставленных задач использовались современные образовательные технологии: игровые коррекционно-образовательные, информационно-коммуникационные (мультимедийные презентации), здоровьесберегающие (логоритмика, бионергопластика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, пальцевый массаж), интерактивные, технологию проектной деятельности.
Методической основой явились труды отечественных авторов:
- теоретические труды по возрастной специальной психологи и педагогике, ведущей роли развития общения в познавательной деятельности и формировании личности детей (И.А. Зимняя, Леонтьев, М.И. Лисицина, О.С.Ушакова, Д.Б. Эльконин);
- теоретические и методологические основы речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста (А.Г. Арушанова, Е.О. Смирнова, О.С. Ушакова,Т.Б. Филичёва, Т.В. Чиркина)
- совершенствование диалогической стороны речи детей дошкольного возраста (работы Т.Н.Ушаковой, В.И Яшиной, А.А.Павловой, и др. авторов).
Для определения речевого уровня дошкольников использовала методы исследовательской деятельности:
- изучение документации воспитанников, наблюдения, беседы, интервьюирование, анкетирование, диагностика и анализ развития различных видов деятельности дошкольников,
- обработка результатов мониторинга усвоения программы детьми.
В результате проделанной работы был проведен повторный мониторинг общего и речевого развития детей с общим недоразвитием речи . Анализируя данные мониторинга, выявлено, что использование современных образовательных технологий в разных видах деятельности способствовали развитию грамматического строя речи, увеличению объёма словаря, укреплению артикуляционного аппарата, стимулированию и развитию связной речи, пластики, моторики, чувства ритма детей с ОНР.
В группе создаётся атмосфера эмоционального тепла, что способствует снятию закомплексованности детей, способствует максимальной реализации возможностей каждого ребенка и насыщению его жизни познавательными событиями. Ребенок не боится сделать ошибку, высказывает свои соображения, проявляет инициативу и самостоятельность.
Таким образом, разработанная система работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, оказалась эффективной и способствует развитию речевых, эмоциональных, коммуникативных способностей дошкольников. Использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.
В результате сравнения количественных и качественных показателей развития всех языковых компонентов детей, в начале и в конце обучения, дало возможность получить объективные данные о динамике развития речи группы воспитанников в целом:
Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций:
- эмоциональные реакции дошкольников адекватны и устойчивы;
- дошкольники правильно определяют направление звука и воспроизводят заданный ритм;
- хорошо ориентируются в пространстве и схеме собственного тела.
Развитие моторной сферы:
- воспитанники с развитой моторикой, хорошо координированные, движения выполняют в полном объеме и нормальном темпе;
- ручная моторика развита соответственно возрасту, темп выполнения движений достаточен, дети хорошо переключаются с одного движения на другое;
- тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе, синкинезии не наблюдаются;
- тонус артикуляционной мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе.
Развитие импрессивной речи:
- объем пассивного словаря соответствует возрасту;
- дошкольники понимают различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции, понимают формы единственного и множественного числа глаголов, существительных;
- безошибочно дифференцируют как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
Развитие экспрессивной речи:
- объем активного словаря дошкольников соответствует возрастной норме; может обобщить предметы или объекты, использует в речи антонимы и синонимы;
- объем глагольного словаря достаточный;
- уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме, дошкольники правильно согласовывают слова в роде, числе, падеже;
- уровень развития связной речи соответствует возрастной норме;
- дошкольники не нарушают звукослоговую структуру сложных слов;
- звукопроизношение соответствует возрастной норме;
- достаточный объем дыхания, сила и модуляция голоса нормальные;
- темп и ритм речи нормальные, речь богато интонирована;
Таким образом, можно сделать вывод: применение современных образовательных технологий - один из самых эффективных способ развития речи и проявления творческих способностей дошкольников. Данная система работы с детьми с ОНР оказалась результативной и способствующей развитию речевых, эмоциональных, коммуникативных способностей дошкольников.