Физическая культура в раннем и дошкольном возрасте. "На зарядку становись!"

Дата публикации: 2018-03-02 11:05:36
Статью разместил(а):
Овечко Марина Сергеевна

Физическая культура в раннем и дошкольном возрасте.

"На зарядку становись!"

Автор: Марина Сергеевна Овечко

инструктор по физической культуре

 МОУ "Центр развития ребенка № 1"

Дзержинского района Волгограда

 

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Формы физического воспитания представляют собой комплекс разнообразной деятельности детей, основу которого составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки). Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного возраста.

Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям являются физкультурные занятия, то есть обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и воспитанию в них физических качеств. Значения занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспи­тательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Осуществление оздоровительных задач достигается путем разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех физиологических процессов в детском организме, усилению его жизнедеятельности в оптимальных гигиенических условиях. Воспитательно­образовательные задачи решаются путем формирования морально-волевых черт личности ребенка в процессе занятий, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, привития правильных двигательных навыков и физических качеств. Таким образом, систематическое выполнение в процессе занятий всех поставленных задач формирует духовные и физические силы детей.

Физкультурные занятия разнообразны по содержанию. Структура занятия заключается в последова­тельном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребенка на каждом отдельном этапе возрастного развития. Контроль динамики состояния организма ребенка и его психики на занятии - одно из основных обязанностей воспитания, от этого зависит эффективность всего процесса обучения.

Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспитательно­образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны, вызывать у детей определенный эмо­циональный подъем. Интерес на занятиях в любой возрастной группе обеспечивается определенной новизной упражнений и игр, постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность действий, положительные эмоции и желание достичь результата.

Физкультурные занятия в детском саду проводятся два раза в неделю. Одно из них может сопровождаться музыкой. Необходимым условием для этого является тщательный и разнообразный подбор музыкальных произведений и их квалифицированное исполнение. К физкультурно-оздоро­вительным мероприятиям относятся: утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.

Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребенка в семье, яслях, детском саду. Она предполагает совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на детский организм с целью укрепления здоровья, совершенствование двигательных способностей с учетом физической нагрузки, а также повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.

Утренняя гимнастика, влияя на формирование правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Если в процессе занятия ребенок долго сидит, то вследствие статического состояния мышц возникают застойные явления, влияющие на нервную систему и вызывающие чувства усталости. Ребенок начинает проявлять «двигательное беспокойство», старается изменить позу, подчас невыгодную для формирующееся осанки.

Физкультминутка направлена на внимание деятельного состояния всего организма. Выполнение физических упражнений или подвижная игра вызывают активную работу мышц, а это, в свою очередь, усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, дыхания. Все вместе влияет на восстановление эмоционально-положительного состояния психики ребенка, повышение его умственной деятельности и общего физического состояния. Усталость ис­чезает, малыш отдохнул и снова охотно занимается. Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

В нашем МОУ в целях закаливания детей используются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению детского организма к окружающей среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка всего организма, и если ребенок активен, то она осуществляется естественно и просто.

Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными физическими упражнениями вызывают у детей эмоциональный подъем, повышают функции нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему. Подвижные игры как основную двигательную деятельность детей дошкольного возраста я планирую в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Чтобы использовать все возможности для игровой деятельности в течение всего дня, необходимо строго придерживаться установленного режима, основу которого составляют врачебно-гигиенические требования и учет возрастных особенностей детей каждой группы.

Подвижные игры способствуют всестороннему развитию дошкольников, содействуют оздоровлению орга­низма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу. Опыт нашего МОУ показал, что систематическое закаливание и проведение регулярных прогулок, подвижных игр на улице значительно снижают количество инфекционных и простудных заболева­ний.

Не менее важное значение имеет самостоятельная деятельность детей в течение дня. У ребенка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. Нужно своевременно предлагать интерес­ную для деятельность, периодически корректировать ее, дозировать время. Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлека­ющей его цели. Добиваясь успешного ее осуществления, он изменяет способы действия, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные.

Физкультурные праздники в нашем детском саду представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно­сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двига­тельный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем полноценнее будет осуществляться его дальнейшее развитие. Но если период грамотного физического воспитания будет упущен, в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.