Советы и методические рекомендации по развитию моторики пальцев рук детей

Дата публикации: 2018-02-23 17:07:20
Статью разместил(а):
Завгородняя Оксана Ивановна

Советы и методические рекомендации по развитию моторики пальцев рук детей

Автор: Завгородняя Оксана Ивановна

 

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук

Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструиро­вание, аппликация, вышивание и др.). 

Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов). 

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него. 

Пальчиковый театр. 

Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафа­ретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). 

Родителям детей до 3 лет рекомендуется проводить:

поглаживание кистей рук в направлении от кончиков паль­цев к запястью; 

упражнения на сгибание и разгибание пальцев; 

перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких; 

пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока - белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повто­ряют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управ­лять своими движениями.  

Например: 

Сорока, сорока,
Где была? 

Далеко!

         Кашку варила,           Водить по ладони ребенка пальцем — 

         На стол становила,   «варить кашку», чередуя поглаживающие 

         На крыльцо скакала,  и «скачущие» движения.

         Гостей поджидала. 

         Этому кашки,                Сгибать каждый палец ребенка, 

         Этому бражки,              начиная с большого. 

                                                             

Самомассаж кистей и пальцев рук.

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мезинца. Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики.

2. Массаж поверхностей ладоней мячиками – ёжиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и “стрелять”, состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад вперёд его качу,

Вправо – влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой

Я его катаю, браво.

3. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко “укалывают”, ладони, активизируют, нервные окончания и, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя - тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

4. Массаж грецкими орехами (каштанами). Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

5. Массаж “чётками”. Перебирание “чёток” (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество “бус” (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг.

“Щелчки” – каждым пальцем по бусам, закреплённым на дуге ширмы.       

“Кус - кус” – бельевыми прищепками поочерёдно “кусать” ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Котёнок

Если кто – то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что – нибудь покатится,

За него котёнок схватится.

Прыг – скок! Цап – царап!

Не уйдёшь из наших лап! В. Берестов.

“Узелки” – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку дни недели, месяцы, гласные звуки. 

“Прогулка” – с помощью подставки под горячее “ходить” указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно “ходить” средним и безымянным, безымянным и мизинцем, правой и левой руки поочерёдно или одновременно.

Кто идёт?

Идёт собака, кот идёт,

И дождь идёт, и град…

Ещё часы идут вперёд,

Хоть на столе стоят.     Л. Г. Парамонова.

“Лыжники” – “вставать” в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне в этом? ... (Лыжи).

“Волшебные превращения верёвочки” – из различной длины и цвета верёвочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.      

“Музыканты” – нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на “клавиатуру” из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

“Мой весёлый  мяч - прыгун” – прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по “Спирали”, “Универсальному панно”. Одновременно рассказывая стихи на автоматизацию дифференциацию звуков.

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке

“Фокусник” – собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена) торчать из кулачка не должны.

 Рисование– рисовать “цветы” верёвочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие 

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа “Ладушки” и “Сорока кашу варила”.

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

С сынишкой можно провести игру – соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?

Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счётных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку, домик, кроватку для куклы.

Выкладывайте с ребёнком узором из гороха, фасоли, желудей.  Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику.

Учите ребёнка застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трёхлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребёнка рисованию вам помогут книжки – раскраски.

И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более чёткой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребёнку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

запускать пальцами мелкие волчки;        

разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку; 

рвать на мелкие куски бумагу;

сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка; 

делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;         

«ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;   

показать отдельно только один большой палец;

махать в воздухе только пальцами;

кистями рук делать «фонарики»;  

хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;        

собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались); 

нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;  

наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль); закручивать шурупы, гайки;

играть с конструктором, мозаикой, кубиками;                          

складывать матрешек, играть с вкладышами;

рисовать рукой и пальцами в воздухе;    

играть с песком, водой;      

рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.

Волшебные пальчики (рекомендации для детей 4 – 7 лет)

1. Все пальчиковые игры надо начинать с небольшой разминки сгибания и разгибания пальчиков, сопровождая упражнение присказкой:

- Пальчик – мальчик,

  Где ты был?                                                                                           

- С этим братцем                                                     

  В лес ходил                                                                                           

  С этим братцем

  Щи варил,                                                                                               

  С этим братцем                                                                                     

  Кашу ел,

  С этим братцем 

  Песни пел.

(Русский народный фольклор).

2. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её ход, показать ключевые комбинации пальцев и кистей рук, основные движения.

3. Сначала движения пальцев выполняются в замедленном темпе, чтобы ребёнок мог их запомнить и повторить, а затем скорость и количество повторений постепенно увеличиваются.

4. Выполнять пальчиковые игры необходимо вместе с ребёнком, показывая свою заинтересованность процессом. Это создаёт необходимость эмоциональный настрой, радостное общение со взрослыми, когда они, “как маленькие”, вместе с малышом азартно участвуют в игре.

5. Не забывайте, что, как правило, ребёнок воспринимает ваши действия зеркально, поэтому, произнося команду “влево”, вам придётся повернуть руку вправо и наоборот.

6. Не ставьте перед ребёнком одновременно несколько задач, к примеру, показывать движения и произносить текст стиха, т.к. объём внимания у детей ограничен и сложная задача может сразу отбить интерес к игре.

7. В процессе игры стимулируйте проговаривание детьми стихов, помните. Что наибольшее внимание ребёнка привлекает рифмованная речь, ещё лучше, если игра сопровождается пением. Тексты стихов можно пропевать на любые подходящие мелодии.

8. Если малыш поначалу выполняет что – то неправильно, не делайте резких замечаний, поощряйте успехи.

9. Обычно одна игра, упражнение с пальчиками длятся не более 2 – 5 минут.

10. Освоив с ребёнком два или три упражнения, постепенно усложняйте их различными вариациями, изменяйте правила.

11. Если ребёнок отказывается выполнять задания, не принуждайте его. Попробуйте разобраться в причинах отказа или выберите другую пальчиковую игру.

12. Хорошо, если ребёнок попробует придумать новые игры, образы и движения.

Фасоль, горох… и мелкая моторика.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка. 

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие– нибудь предметы (забор, дождик, волны, облака), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. дайте ребёнку круглую щётку для волос. Ребёнок катает щётку между ладонями, приговаривая:

” У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник”.

Возьмите решётку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеточкам, стараясь делать шаги на каждый слог. “Ходить” можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря:

“В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят”.           

Берём пельменницу. Её поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

“Пальцы, как пчёлы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли мёда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?”.

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

“Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут – будут из печи

Булочки и калачи”.

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), а потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это – “лыжи”. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на “лыжах”, делая по шагу на каждый ударный слог:

“Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы”.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребёнок собирает спички (или счётные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.                                                                                                                    

Строим “сруб” из спичек или счётных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

“Сильно кусает котёнок – глупыш,

 Он думает, это не палец, А мышь. (Смена рук).

Но я же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.

Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и тд.

Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку к верёвке:

“Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину верёвку”.

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

“Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех”.

Два грецких ореха ребёнок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.