Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности
Исследовательская работа
"Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности"
Автор: Волкова Жанна Геннадьевна
МБДОУ "Д/с № 20 "Снегурочка", г. Оха Сахалинской области
Актуальность:
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе.
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания начинается в дошкольном детстве. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию социума.
В дошкольном детстве формируются и приобретается первоначальный опыт по уважению и любви к своим родным и близким, к своей Родине, к родному краю. Именно в дошкольном возрасте ребенок впервые узнает, что такое отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других впервые - эти чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Стремление малыша к самостоятельной деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.
Задачу нравственно-патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываться в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учит следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.
Объект работы: воспитательный процесс ДОУ.
Цель работы: Формирование нравственно-патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для формирования нравственно – патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста;
2. Определить влияние игровой деятельности на формирование нравственно- патриотических качеств личности младшего дошкольника
3. Выявить наиболее эффективные формы воспитательной работы, способствующие воспитанию нравственно-патриотических качеств
Уровень нравственно – патриотических качеств будет достаточно высоким, при соблюдении следующих условий:
- создание благоприятных условий для нравственно – патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
- обеспечения комплексного и системного подхода к организации воспитательной работы по направлениям деятельности: родной край и моя семья,
- использование разнообразных форм, методов и приемов игрового общения детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: применение комплексной системы мероприятий по формированию нравственно –патриотических качеств младших дошкольников через использование разнообразных видов игровой деятельности позволит педагогам ДОУ повысит уровень нравственно-патриотических качеств личности ребенка, подготовит к успешному вхождению в дошкольника социальную действительность.
Методы работы:
Наблюдение
Беседа
Мониторинг
Анкетирование
Практическая деятельность осуществлялась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 «Снегурочка» г.Охи. Работа проводилась с детьми младшего дошкольного возраста, на экспериментальной и контрольной группах.
Педагогическая деятельность осуществлялась в три этапа
Первый этап - констатирующий:
Включал мероприятия:
наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей
беседы с детьми
анкетирование родителей
проведение диагностических мероприятий:
Оценивались критерии:
умение играть в коллективе детей, делиться игрушками и атрибутами
умение соблюдать правила игры
умение оказывать помощь товарищу
умение проявлять заботу об окружающих
умение проявлять сочувствие
Диагностика уровня сформированности нравственно-патриотических качеств личности выявила следующие результаты:
Контрольная группа
высокий уровень - 24%,
средний уровень - 34%.
Низкий уровень – 42%
Экспериментальная группа
высокий уровень - 20%
средний уровень- 35%
низкий уровень - 45%
Полученные результаты свидетельствуют, что уровень нравственно-патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах приблизительно одинаков.
Проведено анкетирование с родителями. В анкетировании приняло участие 20 родителей.
Результаты анкетирования:
1. 45% родителей говорят о том, что играют с детьми, и в процессе игры делятся с ним игрушками
2. 15% считают, что их дети могут соблюдать правила игры
3. 25% родителей уделяют внимание нравственно- патриотическому воспитанию детей в семье
4. 15 % родителей считают, что их дети самостоятельно проявляют сочувствие в игре
5. 20% родителей нужна помощь педагога по вопросам нравственно-патриотического воспитания
Для выполнения поставленных задач проведена предварительная работа:
- разработан перспективный план работы с детьми по развитию нравственно-патриотического воспитания в игровой деятельности,
- разработан перспективный план работы с родителями,
- разработаны конспекты этических бесед,
- разработаны конспекты игр (подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические),
- изготовлен и подобран игровой материал и игровое оборудование,
- подобран иллюстративный материал о родном крае,
- подобран консультативный материал для родителей
Второй этап – формирующий:
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания учитывались принципы педагогической работы:
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку,
- максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту
- баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер воспитания, основанный на детской активности.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей организована по следующим направлениям:
"Моя семья" - привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Большое значение имеют семейные праздники и развлечения.
«Мой город"- воспитывая у детей любовь к своему городу, я подводила детей к пониманию того, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
Работа по каждой теме включала мероприятия:
- непосредственно образовательная деятельность,
- сюжетно-ролевые игры,
-подвижные игры,
- экскурсии,
- чтение художественных произведений,
- праздники и развлечения.
Предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Игра – ведущий вид деятельность ребенка дошкольного возраста. И только благодаря игре я смогла показать своим маленьким воспитанникам что такое добро и зло, радость и горе, научила малышей сострадать и радоваться за себя и за других, а главное любить окружающий их мир.
Использованы методы и приемы работы:
Наглядный - экскурсии в музей, по городу, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр и др.
Словесный - чтение литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей; ответов на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);сообщение дополнительного материала воспитателем; загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок; разбор житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический: продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация);
игры (строительные, дидактические, инсценировки, сюжетно-ролевые);оформление гербариев, альбомов; постановку сказок, литературных произведений, конкурсов, вечера с родителями и для родителей; изготовление с детьми наглядных пособий .
Невозможно полноценное воспитание и развитие ребенка без родителей. Параллельно работе с детьми велась работа с родителями:
проведено родительское собрание «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольника через игру» -
Организован просмотр видеоматериала «Игра- дело серьезное», где каждый родитель имел возможность увидеть своего ребенка в различных играх.
Подготовлен ряд консультаций: «Какие игрушки нужны малышу», «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста», семинар «Азбука вежливости».
Третий этап – заключительный
Включал мероприятия:
наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей
беседы с детьми
анкетирование родителей
проведение диагностических мероприятий:
Оценивались критерии:
умение играть в коллективе детей, делиться игрушками и атрибутами
умение соблюдать правила игры
умение оказывать помощь товарищу
умение проявлять заботу об окружающих
умение проявлять сочувствие
Диагностика уровня сформированности нравственно-патриотических качеств личности на заключительном этапе выявила следующие результаты
Контрольная группа
высокий уровень - 45%,
средний уровень - 34%.
Низкий уровень – 21%
Экспериментальная группа
высокий уровень - 65% +45%
средний уровень- 25% прирост
низкий уровень - 10%
Положительная динамика полученных результатов свидетельствует о эффективности проведенной работы.
Анкетирование родителей выявило:
1. 85 % родителей говорят о том, что играют с детьми, и в процессе игры делятся с ним игрушками
2. 70 % считают, что их дети могут соблюдать правила игры
3. 80 % родителей уделяют внимание нравственно-патриотическому воспитанию детей в семье
4. 75 % родителей считают, что их дети самостоятельно проявляют сочувствие в игре
Мои маленькие воспитанники научились играть в коллективе, научились сопереживать и радоваться друг за друга, проявлять доброту и сочувствие, соблюдать правила в игре.
Таким образом, гипотеза подтвердилась полностью: уровень нравственно – патриотических качеств будет достаточно высоким, при соблюдении следующих условий:
- создание благоприятных условий для нравственно – патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
- обеспечение комплексного и системного подхода к организации воспитательной работы по направлениям деятельности: родной край и моя семья,
- использование разнообразных форм, методов и приемов игрового общения детей младшего дошкольного возраста.