Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности

Дата публикации: 2018-02-23 13:06:48
Статью разместил(а):
Волкова Жанна Геннадьевна

Исследовательская работа

"Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности"

Автор: Волкова Жанна Геннадьевна

МБДОУ "Д/с № 20 "Снегурочка", г. Оха Сахалинской области

 

Актуальность:

      Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. 

        Формирование основ нравственно-патриотического воспитания начинается   в дошкольном детстве.  Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими,  гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию социума.

        В дошкольном детстве формируются  и приобретается первоначальный опыт по уважению и любви к своим родным и близким, к своей Родине, к родному краю. Именно в дошкольном возрасте  ребенок впервые узнает, что такое отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других впервые   - эти чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

           Стремление малыша к самостоятельной деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.

        Задачу нравственно-патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываться в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учит следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

 

Объект работы: воспитательный процесс ДОУ.

Цель работы: Формирование нравственно-патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста  в процессе игровой деятельности.

 Задачи:

 1. Создать условия для формирования нравственно – патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста;

 2. Определить влияние игровой деятельности  на формирование нравственно- патриотических качеств личности младшего дошкольника 

3. Выявить наиболее эффективные формы воспитательной работы, способствующие    воспитанию нравственно-патриотических качеств    

Уровень  нравственно – патриотических качеств будет достаточно высоким, при соблюдении следующих условий:

-  создание благоприятных условий для нравственно – патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

- обеспечения комплексного  и системного подхода  к  организации воспитательной  работы   по направлениям деятельности: родной край и  моя семья, 

-  использование разнообразных форм, методов и приемов    игрового общения   детей младшего дошкольного  возраста.  

Практическая значимость: применение   комплексной системы мероприятий  по формированию нравственно –патриотических качеств младших дошкольников   через использование разнообразных видов игровой деятельности   позволит  педагогам ДОУ повысит уровень нравственно-патриотических качеств личности ребенка,   подготовит к успешному вхождению в дошкольника  социальную действительность. 

  Методы работы: 

Наблюдение

Беседа      

Мониторинг 

Анкетирование 

       Практическая деятельность осуществлялась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 «Снегурочка» г.Охи. Работа проводилась с детьми младшего дошкольного возраста, на экспериментальной и контрольной группах.

Педагогическая деятельность осуществлялась в три этапа

Первый этап - констатирующий:

Включал   мероприятия:

наблюдение  за  самостоятельной игровой  деятельностью детей

беседы с детьми 

анкетирование родителей

проведение диагностических мероприятий:

Оценивались критерии:

умение играть в коллективе детей, делиться игрушками и  атрибутами

умение соблюдать правила игры

умение оказывать помощь товарищу

умение проявлять заботу об окружающих

умение проявлять сочувствие

Диагностика  уровня сформированности   нравственно-патриотических качеств личности выявила следующие результаты:   

   Контрольная группа

   высокий уровень - 24%,

   средний уровень - 34%.

   Низкий уровень – 42%

Экспериментальная группа

  высокий уровень - 20% 

  средний уровень- 35%

  низкий уровень - 45%

Полученные результаты свидетельствуют, что уровень   нравственно-патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах приблизительно одинаков. 

     Проведено анкетирование с родителями.  В анкетировании приняло участие 20 родителей.

Результаты анкетирования:

1.   45%  родителей говорят о том, что играют с детьми, и в процессе игры делятся с ним игрушками 

2.   15%  считают, что их дети  могут соблюдать правила игры 

3.   25% родителей уделяют внимание нравственно- патриотическому воспитанию детей в семье

4. 15 % родителей считают, что их дети самостоятельно проявляют сочувствие в игре

5. 20%  родителей нужна помощь педагога по вопросам нравственно-патриотического воспитания

Для выполнения поставленных задач  проведена  предварительная работа:

 - разработан перспективный план работы с детьми по развитию нравственно-патриотического воспитания  в игровой деятельности, 

- разработан перспективный план работы с родителями,

- разработаны конспекты этических бесед,

- разработаны конспекты игр (подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические),

- изготовлен и подобран игровой материал и  игровое оборудование,

-  подобран иллюстративный материал о родном крае,

- подобран консультативный материал для родителей

Второй этап – формирующий:

Решая задачи нравственно-патриотического   воспитания учитывались    принципы педагогической работы:

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку,

-  максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту            

- баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер воспитания, основанный на детской активности.

 

 Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей  организована    по следующим направлениям:

"Моя семья" - привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.   Большое значение имеют семейные праздники и развлечения. 

  «Мой город"- воспитывая у детей любовь к своему городу, я подводила детей к пониманию того, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Работа по каждой теме   включала мероприятия:

- непосредственно образовательная деятельность,

- сюжетно-ролевые игры,

-подвижные игры,

- экскурсии,

- чтение художественных произведений,  

 - праздники и развлечения.

     Предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

                 Игра – ведущий вид деятельность ребенка дошкольного возраста. И только благодаря игре я смогла показать своим маленьким воспитанникам что такое добро и зло, радость и горе, научила малышей сострадать и радоваться за себя и за других, а главное любить окружающий их мир.     

  Использованы методы и приемы работы: 

Наглядный -   экскурсии в музей, по городу, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр и др.

 Словесный   - чтение литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей; ответов на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);сообщение дополнительного материала воспитателем; загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок; разбор житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический:  продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация);

игры (строительные, дидактические, инсценировки, сюжетно-ролевые);оформление гербариев, альбомов;  постановку сказок, литературных произведений,   конкурсов,    вечера с родителями и  для родителей; изготовление с детьми наглядных пособий  .

           Невозможно полноценное воспитание и развитие ребенка без родителей. Параллельно работе с детьми велась работа с родителями: 

проведено родительское собрание «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольника через игру» - 

 Организован просмотр видеоматериала «Игра- дело серьезное», где каждый родитель имел возможность увидеть своего ребенка в различных играх.

  Подготовлен ряд консультаций: «Какие игрушки нужны малышу», «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных  интересов и любознательности», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа  воспитания положительных черт характера», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста», семинар «Азбука вежливости».

      Третий этап –  заключительный 

Включал мероприятия:

наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей  

беседы с детьми 

анкетирование родителей 

проведение диагностических мероприятий:

Оценивались критерии:

умение играть в коллективе детей, делиться игрушками и  атрибутами

умение соблюдать правила игры

умение оказывать помощь товарищу

умение проявлять заботу об окружающих

умение проявлять сочувствие

Диагностика  уровня сформированности нравственно-патриотических качеств личности на заключительном этапе выявила следующие результаты  

   Контрольная группа

   высокий уровень - 45%,

   средний уровень - 34%.

   Низкий уровень – 21%

Экспериментальная группа

  высокий уровень - 65%      +45%

  средний уровень- 25%       прирост

  низкий уровень - 10%

Положительная динамика полученных результатов свидетельствует о эффективности проведенной работы.

     Анкетирование родителей выявило:

1. 85 %  родителей говорят о том, что играют с детьми, и в процессе игры делятся с ним игрушками 

2. 70 %  считают, что их дети  могут соблюдать правила игры 

3. 80 % родителей уделяют внимание нравственно-патриотическому воспитанию детей в семье

4. 75 % родителей считают, что их дети самостоятельно проявляют сочувствие в игре

           Мои маленькие воспитанники научились играть в коллективе, научились сопереживать и радоваться друг за друга, проявлять доброту и сочувствие, соблюдать правила в игре.

 Таким образом, гипотеза подтвердилась полностью: уровень  нравственно – патриотических качеств будет достаточно высоким, при соблюдении следующих условий:

-  создание благоприятных условий для нравственно – патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

- обеспечение комплексного и системного подхода к организации воспитательной работы по направлениям деятельности: родной край и моя семья, 

-  использование разнообразных форм, методов и приемов игрового общения детей младшего дошкольного возраста.