Экологический квест "На помощь фее природы"
Экологический квест
«На помощь фее природы»
для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР
Автор: Горшкова Анжелика Юрьевна
МБДОУ "Детский сад № 9 "Солнышко"
Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Систематизирование знаний детей по экологии. Формирование целостного представления о природных явлениях, взаимосвязях объектов живой и неживой природы. Формирование познавательной мотивации и активности у дошкольника, привитие интереса к познанию окружающего мира.
Развивающие: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. Развитие умение давать полный содержательный ответ. Развитие интеллектуально-творческий потенциала личности ребёнка. Развитие связной речи и активного словаря.
Воспитательные: Воспитывать умение работать в команде, соблюдать правила игры. Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок, эксперименты, беседы с детьми, наблюдения, дидактические игры.
Материал: планшет, мультимедийная презентация, запись голосов птиц, игра «Чей, чья, чьи?» на интерактивной доске, для опытов-контейнер, вода, растительное масло, птичье перо, фильтр; бросовый материал, пакеты для мусора, пазлы, картинка «чистый лес», костюмы из бросового материала, медали для детей.
Ход:
Ведущий: Ребята, мне на электронную почту пришло аудио письмо. Оно адресовано вам. Давайте, послушаем его все вместе.
(На интерактивной доске появляется слайд с изображением волшебного леса и голосовое сопровождение.)
Дети стоят полукругом около доски и слушают сообщение.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Фея Природы! У меня случилась беда. Злая волшебница Бастинда заколдовала волшебный лес и в нем стали происходить странные явления: животные стали не похожи на себя; цветы вянут; рыба исчезает; везде мусор и грязь. Я не могу одна с этим справиться.
Слышала я, что вы очень умные и любознательные дети. Я прошу вашей помощи: помогите мне снять колдовство, чтобы мой лес стал снова прежним. Для этого вам нужно отправиться в мое царство, преодолевая по пути препятствия, которые оставила Бастинда. А Волшебный планшет укажет вам дорогу, подскажет, что делать. И еще посылаю моего самого лучшего помощника – он пройдет с вами весь этот нелегкий путь.
Позвоните три раза в колокольчик он и появится.
Желаю удачи! До скорой встречи!»
Ведущий звонит три раза в колокольчик, входит Лесовик с планшетом.
Ведущий: - Здравствуйте, а вы кто?
Лесовик: - Я, старик-Лесовик. Слежу за порядком в лесу. Главный помощник Феи Природы. Она попросила меня помочь вам в вашем трудном путешествии. А за каждое пройденное препятствие вы будете получать кусочек волшебного пазла, собрав все пазлы, мы сможем снять колдовство.
Ведущий: Спасибо тебе, Лесовик! Давайте откроем волшебный планшет и посмотрим куда нам надо идти. (смотрят на картинку).
Первая остановка – «Знатоки правил поведения»
Ведущий: Мы видим кукольный домик, значит нам туда. (находят конверт с заданием, Лесовик читает).
Лесовик: Сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все кричим «нет».
1 задание «Если я приду в лесок».
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Лесовик: Молодцы! С заданием справились и за это получите волшебный пазл.
(Лесовик за правильно выполненное задание дает детям пазл.)
Ведущий: Давайте посмотрим куда же нас волшебный планшет поведет дальше.
Следующая остановка – Поляна птиц
(Картинка с детскими шкафчиками, значит идем в раздевалку).
2. Задание «Отгадай птицу по голосу».
(На подоконнике стоит магнитофон)
Лесовик: Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей.
(Лесовик включает поочередно голоса птиц, дети отгадывают. За правильно выполненное задание дает им пазл.)
Лесовик: Молодцы! Получите еще один волшебный пазл.
Ведущий: Ну, а нам пора двигаться дальше
Остановка «Сказочная»
(на экране появляется картинка -учитель с зеркалом.)
Ведущий: Это значит, что нам нужно зайти куда? (правильно) В кабинет учителя-логопеда. (заходят, детей встречает Оле- Лукойе)
Оле- Лукойе: Ребята, я сказочный волшебник и знаю , что вы спешите на помощь Феи, я не хотел бы вас задерживать, но у меня тоже случилось несчастье. Мне нужно детям рассказывать сказки, а я не помню что в них было, помогите мне. Нужно ответить на сказочные вопросы.
Ведущий: Поможем? (да)
3 задание «Сказочные вопросы».
- Назовите сказку, в которой один из главных героев пострадал из-за того, что попил воды из лужи. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
- Назовите сказку, в которой срывается редкий цветок из- за прихоти девушки. ("Аленький цветочек»)
- Назовите сказку об овоще – гиганте. («Репка»)
- Назовите сказку, в которой описывается волшебная птица с красивым оперением. («Конек-горбунок»)
- Назовите сказку, в которой рыба разговаривает и исполняет желания. («По щучьему велению»)
Оле-Лукойе: Спасибо вам и за это получите еще один волшебный пазл.
Ведущий: Что же ждет нас дальше? Посмотрим на планшет
Остановка – Опытническая
(На планшете фото лаборатории )
Лесовик: (показывает картинку- завод, трубы, речка с мутной водой, мертвые рыбы) Ребята, как вы думаете, что здесь произошло? В заводе произошла утечка, нефть попала в воду Что же произойдет с живыми организмами? (ответы детей)
Мы попали в лабораторию, где делают различные опыты. Мы с вами попробуем тоже сделать опыты «Как нефть влияет на окружающую среду»,
4 задание "Опыты".
№1 Нефтяная речка
1. Берем контейнер. Делаем отверстие, вставляем трубочку, закрепляем её пластилином. Свободный конец трубочки плотно зажимаем прищепкой. Наливаем воду.
2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество)
3. Убираем прищепку, сливаем половину воды в банку. В банку сливается не смешанная с маслом вода.
Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.
Вывод: капельки масла образуют плотную пленку (слой). Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются. Плотный слой не пропускает солнечные лучи. Без света и воздуха погибнут подводные обитатели и растительность. Насекомые и лягушки погибнут на берегу.
-А что будет с водоплавающими птицами?
№2 "Птицы и нефть"
1. Берем птичье перо, подбрасываем его вверх, дунем. Оно плавно полетит.
2. Обмакнем перо в растительное масло (нефть такая же маслянистая).
3. Подбросим перо вверх, оно камнем падает вниз: перья птиц слипаются и теряют способность "отталкивать" воздух, а значит, птица не может взлететь
и становится легкой добычей хищников.
Вывод: масло склеивает перья и не дает оттолкнуться от воздуха, птица не взлетит и станет добычей хищников. "Купание" птиц имеет важное значение: в чистых перьях больше воздуха, поэтому они лучше держатся на воде (если утка не будет купаться несколько дней, то щетинки перьев будут сохнуть и ломаться. Птица погибнет
Ведущий: Теперь мы с вами знаем, что будет с птицами, рыбами, водными растениями, насекомыми, птицами, если они попадут в такую речку.
Чем мы можем им помочь? Что нужно сделать? (ответы детей)
Правильно, нужно очистить воду.
Опыт по очистке воды
Ведущий: Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее фильтр и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается? (Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой.) Теперь птицам, рыбам, водным растениям, насекомым бояться нечего.
Лесовик: И за это получите волшебный пазл.
Ведущий: Чем дальше идем, тем становится интересней. Куда же нам дальше? Картинка с детьми, которые собрались в школу. Значит нам нужно идти в подготовительную группу. (задание на интерактивной доске).
4 Остановка «Помоги животным».
Лесовик: В моем лесу произошло чудо. Все животные перепутались, и стали не похожи сами на себя, превратились в мутантов. Помогите им стать прежними (дети помогают)
Ведущий: Дети поможем животным? (дети помогают) Давайте сыграем в игру и этим самым поможем животным приобрести прежний вид «Чей, чья, чьи?» У лисы- медвежий хвост. Это правильно? (нет) А чей хвост у лисы? (лисий) , у медведя волчьи лапы– медвежьи лапы и.д..
Лесовик: Спасибо вам , ребята, выручили. Вот вам волшебный пазл.
Ведущий: Куда держим путь дальше? На планшете показана картинка леса. Давайте поищем лесок. (продвигаемся к муз. залу)
6. Остановка «Наведи чистоту»
Ведущий: Ой, ребята посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. Интересно почему? (ответы детей). Правильно, вся полянка завалена мусором (разбросана бумага, пластиковые бутылки, коробки, стаканчики), а животные и растения не могу жить и расти там, где все загрязнено. Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать? (ответы детей). Конечно убрать весь мусор.
(убирают мусор в разные по цвету пакеты)
Из домика выходит Фея природы.
Фея природы: Спасибо вам, ребята, что помогли мне справиться с моей бедой. И тебе Лесовик спасибо, за помощь. А за это я вам подарю еще один волшебный пазл.
Ведущий: Давайте попробуем собрать все наши волшебные пазлы в один большой.(собирают) У нас с вами получилась картина с чистым лесом. Фея, мы преодолели все препятствия, колдовство исчезло и теперь лес стал прежним. (дарят Фее). А знаешь ведь мусор может быть и полезен, из него можно сделать разные костюмы и сейчас наши дети их для тебя продемонстрируют.
(дефилируют)
Фея природы: Спасибо вам, что помогли снять колдовство Бастинды, и мой лес стал снова прежним. За это я вас хочу отблагодарить и вручить вам медали «Знатоки природы» (вручает медали).
Ведущий: Ну а нам, дети, пора возвращаться в детский сад. До свидания Фея, Лесовичок.
( Дети возвращаются в группу.)