Проект в средней группе «Мы - славяне»
Проект в средней группе «Мы - славяне»
Автор: Подольская Ирина Борисовна
МБДОУ «ЦРР Детский сад № 53», п.Сиверский
Тип проекта: познавательный, творческо- игровой, долгосрочный, групповой
Сроки реализации: сентябрь 2017 г.- апрель 2018 г.
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность:
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
Гипотеза реализации проекта:
Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.
Цель проекта:
Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.
Задачи проекта:
- Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре.
- Познакомить со старинными русскими традициями и обрядами: Осенняя ярмарка, Рождество, Масленица, Пасха. Изучить старинные ремесла на Руси ( пахарь, кузнец, плотник, гончар, ткачиха).
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций России.
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.
- Воспитывать гордость за свой народ, уважение к прошлому.
Обеспечение проекта:
- 1. Научно-методическое: подбор необходимой литературы, конспектов;
- 2. Материально-техническое: мультимедийное оборудование;
- 3. Наглядно-дидактическое: предметы русского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.
Формы организации:
Беседа, общение.
Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
Моделирование.
Экскурсия.
Слушание и разучивание фольклорных произведений.
Развлечение.
Предполагаемый результат проекта:
Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
Имеют представления о традициях русского народа;
Осознают принадлежность к своему народу;
Используют в активной речи устный народный фольклор;
Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
Имеют представления о национальном костюме русского народа;
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы работы над проектом:
- 1. Подготовительный этап.
Диагностика;
Определение цели и задач проекта;
Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом
Составление плана основного этапа проектирования;
Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
Создание развивающей среды в групповой комнате.
- 2. Основной этап
Знакомство с устным народным творчеством русского народа;
Совместная деятельность с детьми;
Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;
Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.
Сентябрь
Диагностика: на выявление имеющихся у детей знаний о народных традициях и обрядах, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров ( анкетирование)
Октябрь
Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба» - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа
Презентация «Дымковские игрушки»
НОД. Рисование «Дымковская игрушка»
Знакомство с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей
Разучивание пословицы «Рукам работа- душе праздник» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями
Слушание русских народных песен : «Ярмарка широкая» - воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность
Подвижные игры: «Капуcтка» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость
«Осенняя благотворительная ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как о народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности. Дать понятие – милосердие.
Ноябрь
Просмотр презентации «Русская изба».
Презентация «Золотая хохлома»
НОД. Рисование «Золотая хохлома»
Знакомство с русской народной сказкой «Гуси- лебеди» - формировать представление о жизни и быте наших предков
Дидактические игры «Что сначала, что – потом»- закреплять знания о предметах быта, орудиях труда русского народа
Сюжетно- ролевые игры в мини- музее «Русская изба»- формировать представление о быте, укладе жизни русских людей
Разучивание пословицы «Не красна изба углами, а красна пирогами»- помочь понять смысл пословицы, формировать культуру речевого общения, обогащать речь детей образными выражениями
Подвижные игры «Гори, гори ясно»- учить четко проговаривать слова, соблюдать правила, повышать двигательную активность
Рассматривание экспонатов на выставке «Откуда хлеб пришел»- формировать представления детей о том, как выращивают пшеницу и рожь, как получают хлеб. Познакомить с древней профессией пахарь, с современными профессиями: комбайнер, пекарь.
Декабрь
Презентация «Новый год- семейный праздник»- формировать представление о традиции празднования Нового года
Презентация «Голубая Гжель»
НОД. Рисование «Голубая гжель»
Знакомство с русской народной сказкой «Морозко»- прививать интерес к народному творчеству, учить давать оценки поступкам героев
Разучивание поговорки «Сделал дело -гуляй смело»- развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями
Театрализация русской народной сказки «Морозко»- учить детей с помощью мимики, жестов, интонации передавать характер героев
Сюжетно- ролевые игры в театрализованном уголке- учить детей придумывать сюжет игры и подбирать костюмы и атрибуты
Новогодний утренник «Валенки для Деда Мороза»- формировать представление о традиционных праздниках русского народа
Январь
Презентация «Рождество пришло…»- продолжать формировать представления о традиционных русских праздниках
Разучивание поговорки «Делу время- потехе час»- развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями
Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей»- прививать интерес к народному творчеству, учить давать оценки поступкам героев
Театрализация русских народных сказок по выбору детей- учить детей с помощью мимики, жестов, интонации передавать характер героев
Сюжетно- ролевые игры в театрализованном уголке-учить детей придумывать сюжет игры, самостоятельно подбирать костюмы и атрибуты для игры
Подвижная игра «Мороз-красный нос» - развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры
Февраль
Беседа «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины
Презентация «Городецкое чудо»
НОД. Рисование «Городецкая роспись»
Разучивание поговорки «Любишь кататься_ люби и саночки возить»- развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями
Сюжетно- ролевые игры в театрализованном уголке- учить детей придумывать сюжет игры, самостоятельно подбирать костюмы и атрибуты для игры
Подвижные игры «Горелки»- формировать интерес к подвижным русским народным играм; развивать двигательную активность
Развлечение «Веселая Масленица» - формировать представление о традиционных праздниках русского народа
Март
Презентация «Ремесла на Руси»- познакомить с ремеслами на Руси ( плотник, кузнец, гончар, ткачиха)
НОД. Познание ФЦКМ «Ремесла на Руси»
Рассказывание сказки «Крошечка- Хаврошечка»» - развивать у детей интерес к познанию, совершенствовать речевые навыки
Разучивание поговорки «Долог день до вечера, коли делать нечего»- развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями
Подвижные игры «Ворон » - развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре
Апрель
Просмотр презентации «Как появилась книга»
НОД. Познание ФЦКМ «Мы печатники»
Рассказывание сказки «По щучьему веленью» - развивать у детей интерес к познанию, совершенствовать речевые навыки
Разучивание поговорки «Кто читает, тот много знает»- развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями
Подвижные игры «Заря- Заряница»- развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре
Весеннее развлечение «В гости к сказке»- поддерживать интерес к русским народным сказкам, подвижным народным играм
Диагностика: на выявление имеющихся у детей знаний о народных традициях и обрядах, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров ( анкетирование)
- 3. Завершающий этап
- • Совместная с детьми деятельность;
- • Участие в праздниках, обрядах;
- • Диагностика;
- • Оформление материалов проекта;
- • Подготовка презентации о проделанной работе над проектом.
Итоговое событие: весеннее развлечение «В гости к сказке…»
Конспект весеннего развлечения в старшей группе «В гости к сказке»
Действующие лица: дети, Ведущая, Емеля, Весна.
Дети под музыку входят в зал: танец «Здравствуй, Весна»
Вед:
Из далеких краев, где морская волна кружевной рассыпается пеной,
К нам на крыльях ветров прилетает весна и приносит с собой перемены.
Дети:
Теплый ветер ласкает нам лица, и гремит без умолку капель.
Как во сне, не успев проявиться, заиграла пастушья свирель.
Небо чистое, нежное, ясное. Голубой и таинственный свет.
То- весна, чародейка прекрасная дарит нам свой веселый привет.
Скоро, скоро распустятся почки, побегут по дорогам ручьи.
Почернеют пригорки и кочки и в лесах запоют соловьи.
А пока мы ждем с нетерпеньем, настежь душу свою распахнув.
С новой жизнью и с птичьим пеньем мы сегодня встречаем весну.
Песня о весне.
Вед:
Спели мы песню, стихи рассказали. Но почему то весны не видали.
( на экране появляется слайд)
Вот и домик весны показался вдали, давайте кликнем: Весна, приходи!
Что- то никто не отвечает… ( на экране слайд Емеля: долго ехал я на печке, вас приветствую сердечно, отыскал вас еле- еле, а зовут меня Емеля).
Вед: Из какой сказки к нам Емеля приехал? Давайте скажем волшебные слова «По щучьему веленью, по моему хотенью- здесь Емеля появись»
Под музыку входит Емеля:
Эх, поклон вам до земли! Здравствуйте, молодцы (пожимает руки мальчикам). Здравствуйте, красны девицы ( пожимает руки девочкам).
Вед: Здравствуй, Емеля! Вот так чудеса! Помоги нам Весну- красну отыскать.
Емеля: Это можно. Только пусть мне ребята помогут .
Все: По щучьему веленью, по моему хотенью Весна появись.
( на экране появляется Баба-Яга)
Вед: Ребята, кто это? ( Баба-Яга) За чем к нам прилетела?
Б.Я.: Ха! Ха! Ха! Вот прилетела. Как это вы меня , такую красавицу забыли? Все о Весне вспоминаете. Я Весну спрятала, никто ее не найдет! Я теперь вместо нее буду!!!
Емеля: Да я тебя за такие проделки в печь посажу, да изжарю!
Б.Я.: Ой, Емелюшка, скучно мне одной в избушке жить. Развеселил бы кто меня…
Емеля: Так за нами дело не постоит, правда, ребята? Как тебя развеселить?
Б.Я.: А вот станцуйте со мной, тогда скажу, где Весну искать.
Танец «Бабка- Ежка, выгляни в окошко»
Емеля: Ну, как тебе Ягуся, по нраву наши плясы?
Б.Я.: Ой, порадовали старушку. Где моя молодость? Так и быть, скажу, где Весна. Отправляйтесь в лесную глушь, где пни, да коряги, да пустые овраги.
Вед: Пойдем, ребята?
Емеля: По щучьему веленью, по моему хотенью отправляемся к Лешему.
(на экране меняется слайд)
Вед: Вот мы и в лесу. Кто-то сюда идет…
(на экране появляется Леший)
Леш: Кто пожаловал ко мне без спросу, без доносу?
Вед: Ребята, давайте поздороваемся с Лешим. Скажи, Леший, а Весну- Красну ты здесь не встречал? Мы пришли за ней.
Леш: Здравствуйте, кто до меня доходит, тот отгадки находит. Загадки отгадаете, ответ получаете.
Емеля: Ребята, вы умеете загадки отгадывать? Как хорошо, а то я испугался, что не справимся. Ну, Леший, по щучьему веленью, по моему хотенью- загадывай свои загадки!
Леш: Загадки будут про цветы, а поможет их загадать постоянная гостья нашего леса- Машенька.
(кукла на Маша на руке ведущего загадывает загадки)
Шла я лугом по тропинке, смотрю солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи. (ромашка)
На длинной ножке он стоит и звенит, звенит, звенит.
Лиловый, синий, голубой. Догадайся- кто такой? (колокольчик)
На зеленой длинной ножке вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прилетел, пушистый шарик улетел (одуванчик)
Леш: Молодцы, справились с моими загадками. А Весну я отпустил, поля цветами осыпать, да деревья зеленью накрывать. Да пошла не той дорогой, попала в болото… Вот с тех пор сам ее жду, не дождусь. Замерз совсем, одичал. Тепла хочется, солнышка яркого, где же она, эх…
Емеля: Что гадать, отправимся на болото, Весну выручать! По щучьему веленью, по моему хотенью отправляемся на болото.
(слайд на экране меняется)
Вед: Странно, никого нет.
Емеля: Ребята, как вы думаете, кто из сказочных героев живет в болоте среди лягушек и пиявок? Может мы его позовем?
(на экране появляется Водяной- песня «Я- Водяной»)
Водяной: Брр, брр! Кто это тут воду мне баламутит?
Емеля: Это мы с ребятами Весну ищем, ты ее не видал?
Водяной: Ааа, Красавица- Весна у меня в плену, надоели лягушки, думал, развлекать меня будет, а грустит все красна девица! Эх, жизнь моя жестянка!
Вед: Я предлагаю развеселить Водяного и сыграть в игру «Заряница».
Русская народная игра «Заряница».
Водяной: Вам спасибо за веселье, за весеннее настроение! Буду сегодня я добрей, отпущу Весну скорей!
Под музыку в зал входит Весна.
Кто меня тут вспоминал, кто меня на праздник звал?
Это я- Весна Царица, краснощекая девица,
Молода и зелена, всем для радости дана.
Я пришла сюда с друзьями, с лужей, с теплыми ветрами,
С блеском радуг и зарниц, с перелетной стаей птиц.
и теперь я снова с вами, с моими добрыми друзьями.
Свои порядки наведу и солнце в небо запущу.
Емеля: Так вот она какая Весна- Красна! Эх, по щучьему веленью, по моему хотенью объявляю дискотеку!
Свободный танец.