Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Дата публикации: 2018-02-19 10:43:34
Статью разместил(а):
Шевченко Марина Евгеньевна

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Автор: Шевченко Марина Евгеньевна

 

В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества.

Для выполнения задач духовно – нравственного воспитания дошкольников организовано единое образовательное пространство, активными участниками которого являются не только дети и педагоги детского сада, но и семьи наших воспитанников: мамы, папы, бабушки и дедушки. Так как именно семья является древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка. И то, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей.

В соответствии с этим, целью работы с родителями является: приобщение семьи к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Задачи духовно - нравственного воспитания состоят в том, чтобы пробудить в ребёнке желание стать лучше, добрее, поддерживать это желание, развивать духовные потребности каждого ребёнка путем его приобщения к православным, народным ценностям.

       Цель достигается путем реализации следующих задач:

  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, повышать компетентность родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, знакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада;
  • приобщать родителей к образовательному процессу, знакомить их не только с формами работы воспитания с детьми, но и с ее содержанием;
  • формировать появление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

Работа с семьей начинается со знакомства. Это и посещения семьи на дому, чтобы познакомится со всеми членами семьи, узнать особенности и традиции семьи, условия проживания, наладить контакт с семьей. Также проводится анкетирование среди родителей, с целью выявления хотят ли они, чтобы их ребёнок изучал русскую культуру, православные, народные обычаи и традиции в детском саду. Далее разрабатывается план мероприятий для работы с родителями.

            Решая задачу повышения компетентности родителей в области духовно - нравственного воспитания дошкольников используем разнообразные формы работы: родительские собрания и консультации на духовно - нравственные темы, вечера вопросов и ответов, открытые показы образовательного процесса, создание библиотечки педагогической литературы, информационные стенды для родителей, размещение информации на сайте учреждения, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

            В рамках задачи приобщения родителей к образовательному процессу используем следующие формы совместной деятельности: проведение дней открытых дверей, организация совместных экскурсий, проведение совместных образовательных мероприятий (творческие выставки, конкурсы), оформление альбомов или выставок фотографий семьи ребенка («Мой папа и мама всегда со мной, смотрят на меня»), оформление тематических альбомов, изготовление подарков к памятным датам семьи в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен, подготовка к праздникам, совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей, участие в благотворительных акциях, семейный клуб «Наша семья».

     Духовно-нравственное воспитание - это вопрос не одного дня, а  ежедневная работа,  направленная  на воспитание толерантности, любви к своей семье, родному городу, краю. Эффективность работы в данном направлении дает свои результаты:

  • изменились взаимоотношения детей в группе, они выражают обоснование своим положительным и отрицательным эмоциям и чувствам в оценке поведения и поступков своих сверстников;
  • благодаря работе, проводимой с привлечением родителей, у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре. Они становятся более  общительными,  милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.
  • повысилась активность родителей в проведении разных мероприятий, собраний;
  • мне удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают мне в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в детском саду всегда ждут с радостью и любовью.

Считаю, что только при условии совместной работы педагогов, детей и родителей можно достичь наиболее эффективных результатов.

Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в этом жестоком мире.