ТРИЗ в развитии творческого воображения детей в процессе рисования
ТРИЗ в развитии творческого воображения детей
в процессе рисования
Авторы: Александрова Ольга Олеговна
и Лудина Вера Михайловна
МБДОУ «Детский сад №130», г. Чебоксары
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений – развитие творческого потенциала и речи детей. ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовые задания, не раскрывает истину, а учит ее находить. ТРИЗ позволяет придать занятиям по изобразительной деятельности новыми красками: это и театрализованное представление, это и возможность удивляться, радоваться, петь и общаться. Дети учатся изобретать предметы с новыми свойствами и качествами с помощью морфологической таблицы, свои изобретения фиксируют на бумаге.
В начале у детей были трудности в выборе сюжета для рисования в свободном рисовании (С чего начать? Как рисовать?). Причин было множество: у кого-то не хватает технических умений и навыков, кто-то очень застенчивый, у кого-то не хватает фантазии. Преодолеть эти трудности нам помогло пособие «Круги Луллия» (изобретение Раймонда Луллия). Они помогают решать следующие задачи:
- научить выстраивать сюжетную линию в рисунке;
- развивать образное мышление;
- формировать способность решить проблемные ситуации;
- формировать умение творчески подходить к работе;
- видеть фантастическое сочетание разнообразных объектов.
На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливается стрелка. Все круги разделяют на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки, с изображением объектов, оттенки цветов объектов, изображения геометрических форм. Любой желающий может выбрать комбинацию, соответствующий объекту или объединить казалось бы не совместимые объекты, видеть фантастическое сочетание разнообразных объектов.
В дошкольном возрасте дети очень любят рисовать, что способствует развитию воображения и творческих способностей. Воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Для того, чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать получить впечатление и удержать их в памяти. Чем больше знаний, тем больше возможностей для комбинации образов. Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами и инструментами, поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые объекты и явления; создавать выразительные образы с помощью различных техник изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности. Весь материал находится в доступном для ребенка месте.
Ребенок не просто переносит на бумагу предметы и явления окружающего, а живет в воображаемом мире.
Не имея достаточного багажа знаний об окружающем мире, ребенку с трудом удается отобразить его в своих рисунках.
Немаловажную роль для привлечения детей к рисованию в нетрадиционной художественной технике играет развивающая пространственная среда, оснащенная разнообразными пособиями и материалами. Для этого нужно подобрать различный природный материал (палочки, камешки, шишки), бросовый материал (кусочки поролона, пенопласта, кожи и т.п.), фигурки людей, животных, птиц, природных явлений, сказочных персонажей и т.д. Это позволит перед рисованием выстроить варианты композиций будущих рисунков. Так же необходима стена для свободного рисования, на которой дети рисуют с большим удовольствием.
Для развития мелкой моторики можно использовать волшебные экраны с крупой, дидактические игры «Рисуем ниточками», «Волшебные человечки», «Рисуем палочками». В уголок по изобразительной деятельности подобрать разнообразные технические средства (различные печати, колпачки, зубные щетки, воск, зубные щетки, восковые мелки, штампы, материал для изображения пейзажей и т.п.).
Рисуем не только кистью, карандашами, а рисуем пальцами, ладошкой, поролоном, смятой бумагой , малярной кистью, методом «тычка» и т.д.
Рисование свечой. Свечой наносится рисунок, получается «волшебный рисунок» - он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила и рисунок проступает на цветном фоне.
Рисование по сырой бумаге – сначала лист смачивают, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Прорисовка деталей проводится когда рисунок высохнет.
Рисование щетками. Можно использовать щетки различного размера: ими можно рисовать, или разбрызгивать краску.
Коллажи – сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.
Объемная аппликация, постепенно переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанере.
«Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали.
«Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти, пальцами, точки могут быть разного размера.
Рисование на скомканной бумаге. Наносить рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.
«Монотипия» – краски наносятся на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек стекла, уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.
Большую помощь оказывают родители, обеспечивают художественным материалом. Считаю, что проводимая совместно с педагогами детского сада и родителями работа позволит успешно осуществить развитие художественных навыков у детей с особыми образовательными потребностями и в дальнейшем.
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.