Конспект ОД «Почему опадают листья»
Конспект ОД по познавательному развитию
«Почему опадают листья» (подготовительная группа)
Автор: Мальцева Светлана Ивановна
МАДОУ «Детский сад №6 «Лукоморье», г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Непосредственно-образовательная деятельность (НОД) в подготовительной группе по познавательному развитию «Почему опадают листья» имеет поисково-исследовательское направление. Конспект НОД составлен в соответствии с задачами примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,М. А. Васильевой.
Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы:
- проблемно - мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения игровой и проблемной ситуаций в ходе НОД);
- словесный (беседа о приметах осени, дидактическая игра «Назови приметы осени», осуществление свободного общения с взрослыми и детьми, умению выслушивать мнение партнера, высказывать собственные суждения во время практической деятельности, вопросы, пояснение);
- метод обследования, наглядности (проведение опытов, экспериментов, наблюдения).
Непосредственно-образовательная деятельность включает в себя три части: вводную, основную, заключительную.
Целью вводной части является создание положительного эмоционального настроя, развертывание образовательной деятельности через использование игровой ситуации (в группу залетает воздушный шарик с письмом на нитке) Создание проблемной ситуации: оказание помощи осени, способствовало постановке детьми цели на разрешение проблемы в течении всей НОД.
Целью основной части является создание условий для приобретения новых знаний через поисково-исследовательскую деятельность: о строении листа, причинах опадания листьев осенью, формирование знаний о зависимости скорости падения листа от его формы и размера. Деятельность детей направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность. Создание поисковых ситуаций активизировало речевую деятельность детей. В этой части образовательной деятельности у воспитанников формируется умение устанавливать связь между признаками в природе, умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).
Целью заключительной части является умение анализировать поисково-исследовательскую деятельность, делать элементарные выводы: у листочков есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые лист «дышит», окраска листа зависит от биологического вещества- хлорофилла; выкладывать логическую цепочку: дерево – лист – плод – осеннее дерево; подводить итог собственной деятельности.
При составлении конспекта учтены возрастные и индивидуальные особенности детей подготовительной группы. Длительность НОД соответствует СанПин для детей старшего дошкольного возраста – 30 мин. Количество НОД по ознакомлению с окружающим в неделю – 1 занятие.
Контроль реализации цели и оценка деятельности воспитанников осуществлялась на протяжении всей образовательной деятельности методом наблюдения и словесными высказываниями. Время в каждой части непосредственно-образовательной деятельности распределено рационально.
Опираясь на требования СанПин, при организации совместной деятельности, осуществлялась смена динамических поз (стоя на ковре, стоя и сидя за столами, релаксационная пауза, физминутка).
Результатом проведения НОД стала следующее: воспитанники с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход занятия:
Вводная часть.
Игровая ситуация |
В группу влетает шарик, на нитке письмо. -Ух ты, что это? (Ловлю шарик, удивляюсь). (Дети высказывают свои предположения). -Давайте посмотрим. Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. Как вы думаете, что это может быть? (Ответы детей: а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?) –А разве бывают такие письма? (Предположения детей: - Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном, крахмалом или восковым мелком) - А как же узнать, что в нем написано? (Предложения детей: развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо). -Есть у нас такая водичка. Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой, проявляется текст). |
Постановка проблемы |
Читаю письмо, на экране появляется изображение осени. «Дорогие ребята! Мне очень грустно и печально, потому что я теряю свой золотой наряд. Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Каждый день я теряю свои листья они сыплются дождем и кружась, падают на землю. Я не знаю, что делать. Помогите мне, пожалуйста. Золотая Осень. - Что вы об этом думаете? Ответы детей: нужно помочь Золотой Осени найти ответ, почему опадают листья. |
Основная часть. Актуализация знаний (выявление знаний по теме) |
- Но для начала мы должны точно установить какое сейчас время года - осень или начало зимы. Как вы думайте? -Дидактическая игра «Назови приметы осени» на столе предложены разнообразные картинки, нужно отобрать только те, которые относятся к настоящему периоду осени, обосновать свой выбор). Ответы детей: называют время года, мотивируют свой ответ признаками времени года - наступила поздняя осень потому -день короче, а ночь длиннее; на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад; небо серое, хмурое; часто идут дожди; перелетные птицы улетают на юг; дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку; люди надевают демисезонную одежду. - Что мы можем ответить Золотой Осени? Какое время года настало? Ответы детей: время года – поздняя осень. |
Физминутка |
«Листопад» По дороге мы идем, листья сыплются дождем. Красно-желтый листопад, обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте) А по небу ходят тучи, не пробьется солнца лучик. Ветер дует с высоты, вянут травы и цветы. (Поднять руки вверх) Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать. Прочь усталость, лень и скука, будем листья собирать. (Вращение руками) То налево посмотрели, то на право поглядели. Лист дубовый, клена лист ты сорвать поторопись. (Повороты вправо, влево) Низко-низко приседаем и листочки собираем. (Приседания) Мы последний раз присели, отдохнули, посвежели. А теперь домой идем, листья желтые несем. (ходьба на месте) |
Выдвижение гипотез |
-Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках. А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Ответы детей: листья плохо переносят холод, поэтому опадают, дует ветер и срывает листья с деревьев. -Где мы про это можем узнать? Как это проверить? Предположения детей: почитать энциклопедию, спросить у родителей, исследовать в лаборатории. Для стимулирования эмоционально-познавательной деятельности и инициативы воспитанников использовала игровую ситуацию – работа в мини лаборатории, использовала карточки. Карточка №1(изображены лупа и лист); Карточка №2 (изображен зеленый лист); Карточка №3 (изображен большой и маленький листик); Карточка №4(изображено дерево с облетающими листьями); Карточки №5 (две коробки) -А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит). - Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос? |
Проверка решения |
Исследование №1- строение листа. (на доске появляется карточка №1 на которой изображены лупа и лист). -Что мы с вами должны сделать? Ответы детей: рассмотрим листик лупой. -А вам интересно узнать, как устроен лист? Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. Вывод детей: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Исследование №2 «Почему лист зеленый?» (На экране появляется изображение карточки №2 – зеленые листочки); - Почему листья летом зеленые, а осенью желтеют? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Давайте, проведем опыт и увидим это вещество. - Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: На ткани появились зеленые пятна). - Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Для выделения хлорофилла обязательно нужно тепло и солнечные лучи. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым, коричневым или красным. Вывод детей: лист становится желтым, потому что у него пропадает зеленое вещество-хлорофилл. Исследование №3. «Почему опадают листья?» (На экране появляется изображение карточки №3 – большой и маленький лист) -Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. Исследование№4 «Как листья опадают». (На экране появляется изображение карточки №4 – дерево с облетающими листьями) -На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее кружиться. Для этого возьмите в руку листья и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. - Пока лист летел, что вы заметили? (Ответы детей: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился) -Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. Исследование №5.К»Как шуршат листья» На экране появляется изображение карточки №5 – две коробки) - Что же случается с опавшими листьями? Ответы детей: Они высыхают. -А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? (Да. Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья). Вывод детей: сухие листья шуршат сильнее, потому что они ломаются. |
Введение в систему знаний |
- По дороге золоченой осень в гости к нам идет, для мальчишек и девчонок щедрый дар она несет. Дидактическая игра «С какой ветки детки?», (из предложенных картинок выложить логическую цепочку: дерево – лист – плод – осеннее дерево). Дети работают в парах, проверяют правильность выполнения задания у соседей. |
Итог занятия. Рефлексия |
Общий вывод экспериментальной деятельности помогают сформулировать карточки с схематичным изображением наблюдений. Какие опыты мы сегодня проводили? (ответы детей: рассматривали листочки лупой, проверяли какие листочки быстрее падают большие или маленькие, - Что мы можем ответить Осени, почему она теряет свой наряд? Ответы детей: Когда тепло и много солнечного света в листочках содержится много зеленого вещества, которое называется хлорофиллом. Осенью с наступлением холодов хлорофилла становится все меньше, и он исчезает совсем, поэтому листики становятся желтыми и опадают. Большие листья падают на землю медленнее, а маленькие быстрее. На земле листья высыхают и шуршат под ногами. - Как мы расскажем Золотой Осени о том, о чем сегодня узнали? (Ответы детей: напишем письмо, нарисуем рисунки) |