Конспект ОД «Почему опадают листья»

Дата публикации: 2018-02-18 08:35:04
Статью разместил(а):
Майшева Татьяна Васильевна

Конспект ОД по познавательному развитию

«Почему опадают листья» (подготовительная группа)

Автор: Мальцева Светлана Ивановна

МАДОУ «Детский сад №6 «Лукоморье», г. Нефтеюганск

 

Пояснительная записка

Непосредственно-образовательная деятельность (НОД) в подготовительной группе по познавательному развитию «Почему опадают листья» имеет поисково-исследовательское  направление.  Конспект НОД составлен в соответствии с задачами примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,М. А. Васильевой.

Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы:

 - проблемно - мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения игровой и проблемной ситуаций в ходе НОД);

- словесный (беседа о приметах осени, дидактическая игра «Назови приметы осени», осуществление свободного общения с взрослыми и детьми, умению выслушивать мнение партнера, высказывать собственные суждения во время практической деятельности, вопросы, пояснение); 

- метод обследования, наглядности (проведение опытов, экспериментов, наблюдения). 

 Непосредственно-образовательная деятельность включает в себя три части: вводную, основную, заключительную.

Целью вводной части является создание положительного эмоционального настроя, развертывание образовательной деятельности через использование игровой ситуации (в группу залетает воздушный шарик с письмом на нитке) Создание проблемной ситуации: оказание помощи осени, способствовало постановке детьми цели на разрешение проблемы в течении всей НОД.

Целью основной части является создание условий для приобретения новых знаний через поисково-исследовательскую деятельность: о строении листа, причинах опадания листьев осенью, формирование знаний о зависимости скорости падения листа от его формы и размера. Деятельность детей направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность. Создание поисковых ситуаций активизировало речевую деятельность детей. В этой части образовательной деятельности у воспитанников формируется умение устанавливать связь между признаками в природе, умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи). 

Целью заключительной части является умение анализировать поисково-исследовательскую деятельность, делать элементарные выводы: у листочков есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые лист «дышит», окраска листа зависит от биологического вещества- хлорофилла; выкладывать логическую цепочку: дерево – лист – плод – осеннее дерево; подводить итог собственной деятельности.

 При составлении конспекта учтены возрастные и индивидуальные особенности детей подготовительной группы. Длительность НОД соответствует СанПин для детей старшего дошкольного возраста – 30 мин. Количество НОД по ознакомлению с окружающим в неделю – 1 занятие. 

Контроль реализации цели и оценка деятельности воспитанников осуществлялась на протяжении всей образовательной деятельности методом наблюдения и словесными высказываниями. Время в каждой части непосредственно-образовательной деятельности распределено рационально.

Опираясь на требования СанПин, при организации совместной деятельности, осуществлялась смена динамических поз (стоя на ковре, стоя и сидя за столами, релаксационная пауза, физминутка).

Результатом проведения НОД стала следующее: воспитанники с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход занятия:

Вводная часть.

 

Игровая ситуация

 В группу влетает шарик, на нитке письмо.

-Ух ты, что это? (Ловлю шарик, удивляюсь).

(Дети высказывают свои предположения).

-Давайте посмотрим. Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. Как вы думаете, что это может быть?

(Ответы детей: а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)

 –А разве бывают такие письма?

(Предположения детей: - Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном, крахмалом или восковым мелком)

- А как же узнать, что в нем написано?

(Предложения детей: развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо).

-Есть у нас такая водичка. Давайте проверим?

(ребенок смачивает письмо йодовой водичкой, проявляется текст).

Постановка проблемы

 Читаю письмо, на экране появляется изображение осени.

«Дорогие ребята!

Мне очень грустно и печально, потому что я теряю свой золотой наряд. Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Каждый день я теряю свои листья   они сыплются дождем и кружась, падают на землю. Я не знаю, что делать. Помогите мне, пожалуйста.  Золотая Осень.

 - Что вы об этом думаете?

Ответы детей: нужно помочь Золотой Осени найти ответ, почему опадают листья.

Основная часть.

Актуализация знаний (выявление знаний по теме)

- Но для начала мы должны точно установить какое сейчас время года - осень или начало зимы. Как вы думайте?

-Дидактическая игра «Назови приметы осени» на столе предложены разнообразные картинки, нужно отобрать только те, которые относятся к настоящему периоду осени, обосновать свой выбор).

Ответы детей: называют время года, мотивируют свой ответ признаками времени года - наступила поздняя осень потому -день короче, а ночь длиннее; на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад; небо серое, хмурое; часто идут дожди; перелетные птицы улетают на юг; дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку; люди надевают демисезонную одежду.

- Что мы можем ответить Золотой Осени? Какое время года настало?

Ответы детей: время года – поздняя осень.

Физминутка

 «Листопад»

По дороге мы идем, листья сыплются дождем.

Красно-желтый листопад, обсыпает всех ребят.

(Ходьба на месте)

А по небу ходят тучи, не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты, вянут травы и цветы.

(Поднять руки вверх)

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.

Прочь усталость, лень и скука, будем листья собирать.

(Вращение руками)

То налево посмотрели, то на право поглядели.

Лист дубовый, клена лист ты сорвать поторопись.

(Повороты вправо, влево)

Низко-низко приседаем и листочки собираем.

(Приседания)

Мы последний раз присели, отдохнули, посвежели.

А теперь домой идем, листья желтые несем.

(ходьба на месте)

Выдвижение гипотез

-Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках. А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Ответы детей: листья плохо переносят холод, поэтому опадают, дует ветер и срывает листья с деревьев.

-Где мы про это можем узнать? Как это проверить?

Предположения детей: почитать энциклопедию, спросить у родителей, исследовать в лаборатории.

Для стимулирования эмоционально-познавательной деятельности и инициативы воспитанников использовала игровую ситуацию – работа в мини лаборатории, использовала карточки.

Карточка №1(изображены лупа и лист);

Карточка №2 (изображен зеленый лист);

Карточка №3 (изображен большой и маленький листик);

Карточка №4(изображено дерево с облетающими листьями);

Карточки №5 (две коробки)

-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

(листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит). - Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?

Проверка решения

Исследование №1- строение листа.

(на доске появляется карточка №1 на которой изображены лупа и лист).

-Что мы с вами должны сделать?

Ответы детей: рассмотрим листик лупой.

-А вам интересно узнать, как устроен лист?

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

 Вывод детей: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

(На экране появляется изображение карточки №2 – зеленые листочки);

- Почему листья летом зеленые, а осенью желтеют?

Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Давайте, проведем опыт и увидим это вещество.

 - Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Для выделения хлорофилла обязательно нужно тепло и солнечные лучи. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым, коричневым или красным.

Вывод детей: лист становится желтым, потому что у него пропадает зеленое вещество-хлорофилл.

Исследование №3. «Почему опадают листья?»

(На экране появляется изображение карточки №3 – большой и маленький лист)

-Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Исследование№4 «Как листья опадают».

(На экране появляется изображение карточки №4 – дерево с облетающими листьями)

-На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее кружиться.

Для этого возьмите в руку листья и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

- Пока лист летел, что вы заметили?

(Ответы детей: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)

-Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Исследование №5.К»Как шуршат листья»

На экране появляется изображение карточки №5 – две коробки)

- Что же случается с опавшими листьями?

Ответы детей: Они высыхают.

-А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?

(Да. Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья).

Вывод детей: сухие листья шуршат сильнее, потому что они ломаются.

Введение в систему знаний

- По дороге золоченой осень в гости к нам идет,

   для мальчишек и девчонок щедрый дар она несет.

Дидактическая игра «С какой ветки детки?», (из предложенных картинок выложить логическую цепочку: дерево – лист – плод – осеннее дерево).

Дети работают в парах, проверяют правильность выполнения задания у соседей.

Итог занятия.

Рефлексия

Общий вывод экспериментальной деятельности помогают сформулировать карточки с схематичным изображением наблюдений.

Какие опыты мы сегодня проводили?

(ответы детей: рассматривали листочки лупой, проверяли какие листочки быстрее падают большие или маленькие, 

- Что мы можем ответить Осени, почему она теряет свой наряд?

Ответы детей: Когда тепло и много солнечного света в листочках содержится много зеленого вещества, которое называется хлорофиллом. Осенью с наступлением холодов хлорофилла становится все меньше, и он исчезает совсем, поэтому листики становятся желтыми и опадают. Большие листья падают на землю медленнее, а маленькие быстрее.

На земле листья высыхают и шуршат под ногами.

- Как мы расскажем Золотой Осени о том, о чем сегодня узнали?

(Ответы детей: напишем письмо, нарисуем рисунки)