Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие восприятия формы у детей 2-3 лет посредством дидактической игры

Дата публикации: 2018-02-13 21:00:09
Статью разместил(а):
Каргополова Лидия Васильевна

Развитие восприятия формы у детей 2-3 лет посредством дидактической игры

Авторы: Каргополова Лидия Васильевна

и Леонтьева Александра Евгеньевна

 

       Ранний возраст - это период детства, когда у ребенка закладываются основы психического и физического здоровья, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем.

      Е.Г Пилюгина отмечает, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка.

      По мнению Венгер Л.А. сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

     Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания (Ф. Фребель, М. Мантессори,  Е.И. Тихеева,  А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.).

    Познание окружающего мира ребенком раннего возраста идет через ощущения и восприятие, составляющие основу сенсорной культуры дошкольника, что и указывает на необходимость проведения планомерной работы с детьми раннего возраста по данному направлению.

   Во ФГОС ДО указывается на необходимость поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, а дидактическая игра является наиболее эффективной формой организации, в том числе и обучения детей 2-3лет. 

   Как отмечает А.Л. Бородова, дидактическим играм принадлежит ведущая роль в ознакомлении детей с предметами и их свойствами. Особенность этого вида игр заключается в том, что в них в игровой и доступной форме осуществляется процесс познания, это игры, специально созданные или приспособленные для целей обучения.

    Актуальность нашего исследования обусловлена следующими положениями:

  1. Не обосновано, что для реализации конкретной задачи (например, по ознакомлению с формой) дидактические игры можно использовать в комплексе, сериях и практически это не проверялось.
  2. Как показывает практика, работа по непосредственному восприятию формы у детей 2-3 лет проводится без системы, и ведётся на основе дидактического материала, а не дидактической игры.

   Все это позволяет утверждать, что избранная нами тема является актуальной.

Поэтому цель нашего выступления: представить серии д/игр, направленные на восприятие формы у детей 2-3лет. 

   В теоретической части исследования мы определили понятийный аппарат, исследователей, занимавшихся данной проблемой, средства восприятия формы предметов детьми 2-3 лет. Основные понятия темы:

    Форма -это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого (Е.И. Щербакова).

    Восприятие формы - прижизненно формирующийся процесс целостного отражения предметов, внешних очертаний, наружного вида предмета, возникающий при непосредственном воздействии на органы чувств (Н.А. Виноградова).

     Дидактическая игра - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями (Н.А. Виноградова).

 Серия -  последовательный ряд обладающих общим признаком (С.И. Ожегов).

    Далее, с целью выявления уровня и особенностей восприятия формы у детей раннего возраста нами была разработана диагностическая методика, состоящая из 5 заданий: первое задание, направлено на выявление умения выделять форму предмета как признак; второе на умения группировать предметы по форме; третье на умения действовать с предметами с учётом формы; четвёртое   на умения соотносить форму с предметом и пятое на умения различать и называть форму.

     После проведения констатирующего эксперимента были получены следующие результаты.

                Распределение детей по уровням восприятия формы детьми (в %)

Возрастная группа

Количество      детей

Низкий

Средний             

Высокий

Группа «А»

18

55,5

39

5,5

Группа «Б»              

20

45

45

10

     Более половины испытуемых детей находятся на низком уровне восприятия формы.  Данные дети не справились с большинством заданий даже при помощи взрослого. При выборе формы по образцу не все дети показывали правильно.  Выполняя задание группировки предметов по форме, дети раскладывали предметы хаотично и неправильно. А так же действовали путём проб, чтобы вложить геометрическую форму в прорезь коробки. Эти дети не могли назвать форму предмета. Затруднялись в соотнесении формы с предметом.   Следует отметить, что не все дети равномерно подобрали предметы. Есть дети, которые справились с этим заданием, но не справились со вторым, что не позволило им подняться до среднего уровня восприятия формы. 

       39% воспитанников группы «А» и 45% детей группы «Б» находятся на среднем уровне восприятия формы. Для детей этого уровня характерно узнавание формы. Действовали не всегда самостоятельно, а при помощи взрослого или со второй попытки. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого.   При выполнении заданий дети пользовались методом проб, практическим примериванием, а также использовали зрительную ориентировку.  При группировке предметов пользовались способом наложения предметов одинаковой формы. Не все дети умеют соотносить форму с предметом. Дети этого уровня называли форму предмета, но не всегда.

    Меньше всего детей показали высокий уровень восприятия формы, в группе «А» – 5,5 % и в группе «Б» - 10%.  Дети узнавали все необходимые формы. Выполняли задания самостоятельно, сразу правильно, на уровне зрительной ориентировки, без предварительного примеривания. Легко справились с группировкой предметов по форме.    При выборе формы у детей не возникало трудностей, и они быстро справлялись с заданием. Также легко соотнесли форму с предметом. Все дети называли форму предмета.                 

    После проведения констатирующего эксперимента, мы сделали вывод, о том, что большинство детей показало низкий уровень восприятия формы.

    Недостаточно высокие результаты могут быть обусловлены:

1.В календарных планах педагогов работа по развитию восприятия формы планируется не систематически, не у всех педагогов прослеживается усложнение задач, для их реализации чаще используются дидактические материалы, редко игры, но они не объединены по конкретным задачам.

  1. В предметно - развивающей среде имеются дидактические игры на развитие восприятия формы, но таких игр мало.
  2. Наблюдения в группах раннего возраста показало, что дети не часто пользуются дидактическим материалом. Причиной может стать неудобное расположение материала в группе и данный дидактический материал не эстетично оформлен, непривлекательный для детей данного возраста.

     Таким образом, анализ теоретических основ проблемы и полученные в ходе констатирующего эксперимента данные позволили нам предположить, что серии дидактических игр могут стать средством развития восприятия формы у детей 2-3 лет.

    Работу, в процессе которой мы развивали восприятие формы у детей

 2-3 лет посредством дидактической игры, мы проводили поэтапно и в соответствии с особенностями знаний детей, выявленными в констатирующем эксперименте.

       На первом этапе формирующего эксперимента мы использовали серию дидактических игр, цель которых - учить подбирать нужную форму, сравнивать, соотносить; учить группировать предметы в соответствии с их формой. Для данной работы мы использовали следующие дидактические игры:

а) Дидактическая игра «Найди пару по форме», б) дидактическая игра «Найди такую же фигуру» в) дидактическая игра «Найди лишнюю фигурку»,

г) дидактическая игра «Найди похожую фигуру», д) дидактическая игра «Спрячь фигурки» - ЭТА ИГРА НА ГРУППИРОВКУ, е) дидактическая игра «Змейки». Покажем на примере одной игры.

                                Дидактическая игра «Найди лишнюю фигурку»

      Дидактическая задача. Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.

      Игровое правило. Правильно находят ту фигуру, которая не похожа на все остальные.

     Игровые действия. Отгадывание какая фигура лишняя

     Содержание.                                                     

Перед детьми выкладываются домики с фигурками одного цвета, одна из которых отличается по форме. Дети рассматривают их. 3 фигурки одинаковой формы и одна другой формы.  

 «Фигурки гуляли и заблудились, попали не в свои домики, помогите найти те фигурки, которые не в свой домик пришли» (то есть лишние).

Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.

      На втором этапе, цель которого: познакомить с эталонами плоских геометрических фигур, мы использовали следующие дидактические игры:

 а) Дидактическая игра «Разложи фигуры по местам!», б) дидактическая игра «Почтовый ящик», в) дидактическая игра «Кто-кто в домике живет?», г) дидактическая игра «Веселый поезд».

                                       Дидактическая игра «Веселый поезд»   

      Дидактическая задача. Познакомить с плоскими геометрическими формами—квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником.

     Игровое правило.  Закрывать отверстия только теми фигурами, которые соответствуют рамке.

     Игровые действия. Находить фигуру и закрывать ими отверстия на рамке.

     Содержание.                                                      

    Показываем детям квадратные рамки Монтессори, вынув из них формы. Затем раскладываем их в ряд на столе или на полу (на гладкой поверхности) и говорим: «Вот поезд, а это — вагончики. В этом необычном поезде отправятся в путешествие фигурки. Фигурки должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд».

     Раздаём детям фигурки, предлагаем найти нужный вагончик и посадить фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь: подталкивая пальцем последнюю фигурку, медленно передвигаем рамки вперед. Можно продолжить игру, устроив остановку поезда, на которой фигурки выходят из вагонов и идут за мороженым и лимонадом, а затем снова садятся на свои места.

   На третьем этапе, цель которого: закрепить геометрические формы и их названия, мы использовали следующие дидактические игры:

а) Д/и «Найди домик», б) Д/и «Чудо – прихватки», в) Д/и «Домино»

г) Д/и «Чудесный мешочек», е) Д/и «Найди пару», ж) Д/и «Чего не хватает».

                                   Дидактическая игра «Найди пару»

     Дидактическая задача. Закрепить геометрические формы и их названия;

     Игровое правило. Показывать и называть только одинаковые рукавички

     Игровые действия.  Поиск нужных рукавичек

     Содержание.                                                     

     На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и так далее.

    «Маша-растеряша постоянно теряет свои рукавички, а мы с вами нашли их на прогулке. Только вот рукавички перепутались, давайте найдём им пару с одинаковым рисунком»

У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.

    Таким образом, использование дидактических игр повлияло на повышение уровня развития восприятия формы, результаты формирующего эксперимента показали, что дети стали лучше подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения, сравнивать предметы разной формы, группировать предметы в соответствии с их формой.

.  .  .