Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Психолого-педагогические условия полоролевого развития дошкольников

Дата публикации: 2018-02-12 17:52:42
Статью разместил(а):
Микша Лидия Николаевна

Психолого-педагогические условия полоролевого развития детей дошкольного возраста

Авторы: Голубина Людмила Анатольевна,

Максимова Ольга Леонидовна,

Микша Лидия Николаевна

 (МБДОУ №146, Кемерово)

В каждом обществе и культуре вырабатывается специфический набор элементов стереотипов маскулинности и феминности. Подобные нормативные представления о психических и поведенческих особенностях мужчин и женщин являются эталонными в процессе полоролевого развития подрастающего поколения. 

Поскольку половые или гендерные роли у детей не появляются в готовом виде, а формируются и развиваются в процессе социализации личности ребенка, то необходим специально организованный процесс, направленный на полоролевое развитие ребенка в соответствие с эталонными нормами, принятыми в обществе. Большинство ученых соглашаются с тем, что наиболее эффективным для полоролевого развития личности ребенка является дошкольный возраст, поскольку именно он является наиболее открытым и сенситивным в становлении психологического пола ребенка и освоения им полоролевой модели поведения.  

Поскольку отечественная педагогика на протяжении довольно длительного времени имела "бесполый характер", т.е преобладал унифицированный подход в воспитании мальчиков и девочек, сегодня наблюдается несовершенство образовательных программ и недостаток методических материалов, способствующих оказать помощь в полоролевом развитии ребенка. 

Педагоги-практики и ученые -теоретики все больше осознают важность и необходимость полоролевого развития личности, поскольку "бесполая педагогика" на практики показала свою несостоятельность в решении вопросов, связанных с полоролевой социализации подрастающего поколения, а также подготовкой его к выполнению соответствующих половых социальных ролей. Многочисленные наблюдения и исследования доказали эффективность гендерного подхода в образовании, поскольку он способствует обеспечению большей эффективности процессов воспитания, обучения и формирования личности. 

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Ребенок рождается и развивается как представитель определенного пола – мальчик или девочка. Личность всегда имеет четкую половую идентификацию, мужскую или женскую, и только в процессе социализации у ребенка в период раннего и дошкольного детства формируется и развивается гендерная идентичность.

К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Изучая условия полоролевой социализации детей дошкольного возраста, педагоги И. В. Атюскина, С. Г. Ашикова, Н. Е. Татаринцева и другие подчеркивают особое значение социокультурной среды, поскольку она предоставляет ребенку возможность проявить мужские и женские качества, способствует развитию видов деятельности, свойственных девочкам и мальчикам соответственно. 

Кроме того, нельзя отрицать влияние окружающих ребенка взрослых людей, зачастую служащие для него моделью или образцом особенностей полового поведения и источником информации о различиях между полами.  Следовательно, одним из значимых условий формирования у детей позитивной полоролевой идентичности может, по мнению И.В Атюскиной, служить специально созданная педагогическая полоразвивающая среда как составляющая целостного воспитательно-образовательного пространства, которое способствует полноценное развитие как личности мальчика, так и девочки. 

Кроме того, соблюдение определенных принципов и подходов к организации работы по полоролевому развитию ребенка способствуют большей эффективности самого процесса полоролевого развития личности. К основным принципам, по мнению Л.С. Выготского, являются соблюдение социокультурного, комплексного и дифференцированного подходов. 

Социокультурный подход основан на необходимости учета социально-нравственных ценностей, установок, норм, традиций и обычаев, а также стереотипный функций мужчин и женщин, сложившихся в обществе на опрделнном этапе. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, высшие психические функции ребенка появляются сначала как форма коллективного поведения и как форма сотрудничества с другими личностями, и только по истечению времени превращаются во внутренние индивидуальные функции личности. Поэтому, по мнению ученого, велика роль воспитателя, создающего необходимые условия для деятельности и общения детей, включая и те, когда происходит усвоение способов маскулинного и феминного поведения.

В основе комплексного подхода лежит включение в педагогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса: и воспитателей, и родителей, и детей. 

Дифференцированный подход характеризуется учетом социально-психологических особенностей детей, что и определяет особенность содержания и форм работы с ними. С точки зрения педагогического взаимодействия, дифференциация связана с изучением особенностей полоролевого развития мальчиков и девочек конкретной группы детского сада и работу с ними с использованием соответствующих методов и приемов. 

С позиции вышеуказанных походов в процессе организации педагогического сопровождения полоролевого развития ребенка необходимо учитывать также основные принципы, такие как принцип природосообразности, косвенного педагогического вмешательства, культуросообразности, интеграции и учета психологических особенностей. 

Принцип природосообразности связан с использованием закономерностей полоролевой идентичности и естественных механизмов становления психологического пола ребенка с целью выявления, и предупреждения возможных проблем в полоролевом развитии. 

Принцип косвенного педагогического вмешательства отвечает за тонкое, ненавязчивое взаимодействия с ребенком со стороны воспитателя, при этом не нарушается естественный процесс полоролевого развития, воспитателю необходимо использовать такие методы и приемы работы с каждым ребенком и группой в целом, которые не задевали бы гордости, чувства собственного достоинства и самоуважения ребенка. 

Принцип культуросообразности отвечает за формирование и развитие таких качеств маскулинности и феминности, которые соответствовали бы эталонным представлениям того или иного общества. 

Принцип учета психологических особенностей мальчиков и девочек определяет адекватность выбора форм и способов взаимодействия с ребенком того или иного пола при оказании ему помощи и поддержки в процессе полоролевого развития.   

Одним из ведущих условий для формирования позитивной полоролевой идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинности и феминности в поведении выступает предметно-развивающая среда. Деятельность ребенка и его взаимодействие с детьми своего и другого пола в такой среде способствуют актуализации, воспроизведению и закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых способов полоролевого поведения. Полоразвивающая предметная среда может состоять из мини-центров для мальчиков и девочек, соответствующих имитации выполнения мужских и женских дел. 

Немаловажным условием для формирования и развития позитивной половой идентичности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, зародить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы. 

Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не "коллективная проработка знаний", а формирование умений обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным, если соблюдается ряд требований. 

В частности, воспитатель должен понимать специфические задачи игры; осознавать развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социально половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов; избегать позиции учителя, предпочитая позицию "играющего тренера", не допускать негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты; играть вместе с детьми, показывая им способы маскулинного и феминного поведения, или акцентируя внимание на правильном сточки зрения полоролевой идентичноcти поведении мальчиков и девочек; ориентировать мальчиков и девочек на выбор ролей в соответствии со своим полом, акцентировать внимание на смысле полоролевого поведения ребенка с партнером по игре.

Сюжетно-ролевые игры детей 5-7 лет по сравнению с играми младших дошкольников отличаются политематичностью, становятся разнообразнее и сложнее; появляется коллективная форма, причем и мальчики, и девочки стремятся играть со сверстниками как своего, так и противоположного пола. 

Для закрепления в поведении старших дошкольников позитивных гендерных стереотипов предпочтительнее выбирать сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе. Формирование позитивного полоролевого поведения в процессе сюжетно -  ролевых игр может осуществляться следующим образом: совместное припоминание известных событий из жизни мужчин и женщин; частичное преобразование известных событий с целью обыгрывания позитивных мужских и женских качеств в сюжетно-ролевой игре; придумывание новых историй на основе реальных событий.

Показателями успешного становления полоролевого поведения у детей будут выполнение в самостоятельной сюжетно-ролевой игре специфических полоролевых функций, отражающих позитивные гендерные стереотипы; подгрупповое или коллективное взаимодействие со сверстниками как своего, так и противоположного пола.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Анализ обширного опыта таких педагогов-практиков, как А.М Щетининой, О.И Ивановой, Ю.А Початковой, З.А Запорожцевой, М.Ю. Бурмистровой, позволил выделить следующие педагогические условия для эффективной организации полоролевого развития детей дошкольного возраста: 

1) Организация предметно-развивающей среды на основе гендерного принципа, т.е. отражая потребности и мальчиков, и девочек. Поскольку среда выступает в качестве одного из основных средств развития личности ребенка, источников его индивидуальных знаний и социального опыта, предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. 

2) Организация самостоятельной игровой деятельности с учетом поло-

ролевого поведения. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в которой формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике; игра подготавливает ребенка к реальным условиям жизни. Для развития самостоятельной игровой деятельности детей, необходимо формирование игровых умений и навыков в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром.  

В игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. В игре отражается традиционный взгляд на роль мужчин и женщин в жизни общества: девочки ежедневно учатся делать домашние дела, заботятся о детях, выходят замуж, в то время, как мальчики что-то мастерят, воюют на войне, водят тракторы.

Поскольку игра играет важную роль в усвоении гендерного поведения, то необходимо учитывать следующие условия:

- яркость и привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

- достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;

- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр - "путешествий", в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

3) Организация и проведение образовательной деятельности таким образом, чтобы формировалось представление о себе, как о представителе определенного пола. Организованная образовательная деятельность помогает успешно привить детям их социальные роли с учётом пола; формы поведения; культуру общения между мальчиками и девочками; расширить представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе; расширить представления детей о поведенческих, внешних и анатомических различиях мальчиков и девочек; сформировать эмоционально положительный настрой на взаимодействие с представителями своего и противоположного пола, и в конечном итоге способствовать полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

4) Чтение специальной художественной литературы, способствующей гендерному развитию личности ребенка. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Литературные герои являются представителями определенного пола, а значит, имеют характерные социально-половые черты. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них. Любимые герои сказок, стихов, могут стать для мальчиков образцом смелости, решимости, героизма, а для девочек – примером скромности, нежности, любви.

5) Активное взаимодействие с семьей с целью эффективного полоролевого развития детей. Без активного участия родителей, любая педагогическая деятельность, по мнению А.М Щетининой, не будет успешной, поскольку именно родителям и семье отводится ведущая роль в полоролевом развитии детей. Именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем. Полоролевое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника — отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка — наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола. 

Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками в воспитании детей. Поэтому перед педагогом стоит задача – повысить компетентность родителей в вопросах полоролевого воспитания детей.

Полоролевое развитие ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели — преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.

Таким образом, подводя итого всему вышесказанному, можно констатировать, что для организации эффективного педагогического процесса, направленного на полоролевое развитие личности ребенка, необходимо не только создание соответствующей предметно-развивающей среды, но и  активное участие родителей в процессе полоролевого развития личности ребенка.

.  .  .