Использование техники "батик" в изобразительном творчестве детей старшего дошкольного возраста
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в изобразительном творчестве детей старшего дошкольного возраста
Автор: Сауткина Галина Николаевна
В творчестве нет правильного пути,
нет неправильного пути,
есть только собственный путь.
Развитию и реализации творческого потенциала детей в дошкольном возрасте уделяется много внимания. Кроме того, творческие занятия имеют практическую ценность, поэтому, чем разнообразнее они будут, тем лучше. В современных детских садах все большую популярность получает обучение детей нетрадиционным техникам рисования: рисование пальчиками, ладошками, песком, мыльными пузырями, свечой, мятой бумагой, пластилинография, кляксография, ниткография и т.д.
Использование нетрадиционных техник:
· Способствует снятию детских страхов;
· Развивает уверенность в своих силах;
· Развивает пространственное мышление;
· Учит детей свободно выражать свой замысел;
· Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
· Учит детей работать с разнообразным материалом;
· Развивает чувство композиции, ритма, колорита;
· Развивает мелкую моторику рук;
· Развивает творческие способности, воображение и фантазию.
В последнее время все большую популярность набирает рисование по ткани или батик.
Существует красивая легенда о появлении данной техники рисования, которую можно рассказывать воспитанникам как интересную сказку.
Давным-давно, жил на свете один мастер. Он очень любил природу, и каждое утро выходил из дома, поднимался на вершину холма и смотрел на раскинувшуюся под ногами тропическую долину. Так он сидел целый день и любовался диковинными цветами, яркими бабочками и переплетением лиан. А вечером возвращался домой. Однажды мастер захотел запечатлеть всю красоту, которую он видел, но под рукой не оказалось ни холста, ни бумаги. Тогда мастер снял свой шёлковый плащ и нарисовал картину на нём. Так и родился один из необычных видов рукоделия – батик.
Зародилось это искусство в далекой Индонезии, где до сих пор расписывают ткань вручную. Само слово «батик» - индонезийское и буквально означает «рисовать каплями». Однако подобным образом ткань расписывали и в древнем Египте, и Китае, поэтому батик имеет многовековую историю. Считалось, что это искусство было особенно популярно среди высокопоставленных особ, которые находили в нем не только эстетическое удовольствие, но и способ самовыражения. Нередко по стилю, рисунку и использованным материалам можно было определить статус человека. В те времена обычно использовалась техника горячего батика: орнамент наносили горячим воском, а саму ткань раскрашивали с помощью натуральных красителей. К 17 веку батик достиг Европы, а затем распространен по всему миру, но процесс росписи ткани был несколько изменен и упрощен. Так появился холодный батик: вместо воска используется резерв, а краски закрепляются утюгом. Иногда также используются штампы.
В последнее время эта техника постепенно стала внедряться и в детских садах, но в несколько адаптированном виде, в соответствии с возрастными особенностями детей. Помимо использования нового вида художественной деятельности, который, несомненно, заинтересует воспитанников, техника батик имеет очевидную пользу для развития творческих способностей детей, они учатся подбирать цвета, работать с красками и аккуратно выполнять свои работы. Кроме того, батик, как и любой вид творчества, положительно сказывается на эмоциональном состоянии. Наиболее эффективно применять нетрадиционную технику рисования на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. к этому времени они уже достаточно усидчивы и могут работать с разными материалами.
Батик не так сложен, как может показаться с первого взгляда, но представляет собой огромное поле для творчества. Детям особенно нравится самый древний вид батика - узелковый, так как он не требует наличия художественных навыков. Он называется узелковым потому, что на неокрашенном полотне завязывали множество узелков, располагая их по определенному узору, затем ткань окрашивали, развязывали узелки, в результате появлялся сказочный узор. Нам потребуются только ткань, краски, нитки и… фантазия.
Результат работы в батике абсолютно непредсказуем, каждое изделие получается уникальным в своем роде, и повторить его в точности просто невозможно. Работая на ткани, дети испытывают необычное чувство радости и восторга. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить. Но для того чтобы работа шла успешно, даю детям представления о технике исполнения батика, о последовательности ведения росписи и особенностях разведения красок. Во время наших занятий дети учатся и специальным навыкам, которые необходимы для рисования: работа с жидкими красками, умение смешивать цвета, вести линию.
Таким образом, опыт использования техники «батик» в ДОУ показывает, что нетрадиционные материалы и техники рисования вызывают у детей неподдельный интерес и положительные эмоции. Батик позволяет детям потренироваться в смешении красок, не боясь при этом испортить рисунок, дает возможность увидеть наиболее удачные, выигрышные сочетания цвета, что в свою очередь способствует развитию цветовосприятия, эстетического вкуса, творчества, воображения.