Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект по патриотическому воспитанию "Защитники Отечества"

Дата публикации: 2018-02-11 14:41:11
Статью разместил(а):
Лосева Екатерина Александровна

Проект по патриотическому воспитанию

«Защитники Отечества» 

Автор: Лосева Екатерина Александровна

 

Актуальность проекта: 

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. 

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. 

Накануне 23 февраля слова «армия», «защитники Отечества» - звучат чаще обычного. Эти слова подвигают на воспоминания всё взрослое население России. У людей преклонного возраста они связаны, прежде всего, с Великой Отечественной войной. 

Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить поистине защитника отечества, то теперь приоритеты несколько изменились. Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ и т.д. 

Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. 

Этот проект - подходящий повод рассказать мальчишкам, что такое смелость и отважность, а с другой стороны – привить любовь к своей стране, воспитать патриотов, чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов. 

Условия реализации проекта:
Комплексный интегративный подход в содержании и организации образовательной деятельности. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов, наглядного и дидактического материала. 

Накопление, систематизация материалов по патриотическому воспитанию, наличие методической и художественной литературы. Сотрудничество с руководителем по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Активное сотрудничество с семьей и социумом. 

Цель: Формирование у детей старшей -  подготовительной группы представлений о Российской Армии. 

Задачи: - формировать у детей знания об армии и представление, об особенностях военной службы; 

- расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике 

- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов; 

-проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье. 

Гипотеза: 

- у детей сформируются чувства гордости за свою Родину, волевые качества: смелость, целеустремлённость, чувство товарищества, желание помочь в беде, эмоционально-положительного отношения к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными; 

- у родителей сформируется значимость в воспитании патриотических чувств у детей – дошкольников. 

с 13 по 24 февраля 2017 г.  

Количество участников: 25 детей, их родители, воспитатели группы, руководитель по физической культуре, музыкальный руководитель 

Возраст детей: 5-7 лет

Диагностический инструментарий: 

Вопросы: 

1. Назовите рода войск нашей армии. 

2. Расскажите, чем отличается военная форма солдата, летчика, 

3. Какую боевую технику вы знаете? 

4. Какое значение имеет боевая техника в службе солдат? 

5. Для чего солдатам нужно оружие? 

6. За что  награждают медалями? 

7. Назовите художественные произведения, рассказывающие о службе в армии? 

8. Назовите песни о службе в армии? 

9. Для чего в армии нужны погоны? 

10. Назовите известных вам героев — защитников Отечества. 

11. Какие подвиги они совершили? 

12. Какие улицы в нашем городе названы в честь героев - защитников Отечества? 

Назовите памятники, посвященные  героям войны? 

Где они расположены? 

При диагностике уровня сформированности знаний были использованы: 

1. Д/и. «Кто лишний», « Что лишнее», «Назови род войск», « Что нужно солдату, моряку, летчику»,  « Чей головной убор», « Чья форма?», «Третий лишний», 

« Одень солдата», «Кому – что (виды военной техники), « Назови оружие», 

 « Кем ты будешь?» 

2. Иллюстрации  

«Совместные учения», « Защитники мирного неба», с изображением родов войск и разнообразной военной техники 

3. Альбомы « Военные самолеты», « Военные корабли», « Танки», « Военная форма», « Погоны», « Награды» «Солдатская служба» 

Описание продукта, полученного в результате проекта: Оформление выставки детских рисунков на тему: «Защитники Отечества», итоговое мероприятие «День военно-спортивных шариков» 

 Работа с родителями: Встречи с папами детей, служившими в Армии (рассматривание армейских фотоальбомов, военного обмундирования) (Приложение 2)

Работа со специалистами: музыкальный руководитель: разучивание песни Ю.Чичиков «Будем в Армии служить», слушание музыки А.Филиппенко «Бравые солдаты», Сутеев «Летчики».
Инструктор по физической культуре – проведение непосредственно образовательной деятельности разучивание подвижных игр «Пограничники», «Летчики на аэродром», «Мы солдаты», совместный праздник «Аты - баты мы солдаты»  

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта): Проект реализуется по двум направлениям: 

1. Совместная деятельность с детьми. 

2. Взаимодействие с родителями, со специалистами дошкольного учреждения. 

 

I. Подготовительный этап (2 дня – 13-14.02.17) 

1.                             Определить тему и проблемы будущего проекта, постановка цели и задач; 

Подбор и разработка необходимых материалов (календарно – тематическое планирование. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний). Составление проектной карты: 

Проектная карта. 

Основные виды деятельности, планируемые педагогом:

Дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

1. Непосредственно-образовательная деятельность.

Речевое развитие ЗКР «Военные профессии» (Е.В.Колесникова, стр., 50) /развитие речи «Наши защитники Отечества» (Приложение), Тематическое развлечение «День военно-воздушных шариков»

Познавательное развитие /предметное окружение «Военная техника» (приложение) 

Художественно – эстетическое /рисование «Наша армия родная» (Комарова, стр., 85) Художественное творчество/ аппликация «Подарок для папы» (Приложение )

Музыка. Просушивание «Военный марш», «Это, сынок, десантники».

2. Наблюдения, экскурсии, прогулки.

Разведчики наблюдают за снегом и проводят опыт «Где чище снег»

Команда летчиков ведет наблюдение «Следы на снегу»

Пограничники проводят наблюдение за проезжающим транспортом»

Экскурсия к памятникам защитникам Отечества

Прогулка к улицам, названным в честь героев

3. Рассказывание. Повторение стихов на военную тематику

 

«В каких войсках я хотел бы служить»

«Мой папа»

4. Чтение художественной литературы.

Чтение стихотворения З.Александровой «Родина»

Отрывок М.Лермонтов «Бородино»

А.Жаров «Звездочка»

Чтение пословиц на военную тематику.

5. Экспериментирование, моделирование

Продолжение эксперимента, начатого на прогулке.

 

Исследование «Чем современная форма отличается от формы прошлого»

6. Игры (настольно-печатные, дидактические).

м/п. «Пройди через болото»,п/и «Летчики на аэродром», «Попади в цель»,д/и с мячом «Один много», д/и «Выложи фигуру», с/р «Моряки»

м/п «Пройди по канату», п/и «Пограничники», «пробеги по канату», д/и «Кто больше назовет родов войск», с/р «Моряки», с/и «Отгадай, какую военную технику я задумала», н/и собери картинку из частей»

м/п «Что делают солдаты», п/и «Самолеты», «Попади в цель», «Полет на ядре», «Морской бой», д/и «Подбери технику воину», отгадывание загадок на военную тематику,

м/п «Свистать всех наверх», п/и «Кто быстрее к флажку», «Мы веселые ребята», д/и «Сосчитай», «Кто чем управляет?»,

м/п «Не расскажем, а покажем», п/и – эстафета «Аты-баты мы солдаты», «С кочки на кочку», «Ловишки», « Чей головной убор», « Чья форма?», «Третий лишний», 

7. Художественно-творческая деятельность:

Рисование

По замыслу на тему «Родина»

«Портрет моего папы».

Аппликация: «Праздничный салют» (пластилиновая живопись).

Лепка: «Веселые самолетики».

Художественное конструирование.

Ручной труд/оригами «Кораблик».

Конструирование из камней снега «Башня».

Военная техника из мозаики.

Восприятие произведений художественного искусства.

Рассматривание иллюстраций «Наша Родина»

Рассматривание иллюстраций «Армия в разные исторические эпохи».

Рассматривание иллюстраций «Корабли».

8. Беседы:

«Что такое Родина?», «Военная техника»

«Кто такие защитники?», «Армия в разные эпохи»

«История праздника – День защитника Отечества», решение ситуации: «Как ты думаешь, что будет, если солдат не будет умываться, спать, гулять, делать зарядку?»

«Дети-герои», по прочитанному произведению

«Пусть не будет войны никогда», «Мой папа – защитник»

Разработка занятий, бесед, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения, составление плана реализации проекта и т.д. 

2. Подготовительная работа с родителями детей, сотрудниками дошкольного учреждения. 

3. Проведение вводной беседы с детьми. 

4. Разработка диагностических материалов (подбор вопросов, дидактических игр, наглядного материала) 

II . Основной этап реализации проекта (5 дней – 15.02-20.02.17): 

Предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий. 

Интеграция образовательных областей: 

• Познавательное развитие 

• Речевое развитие 

• Социально – коммуникативное развитие 

• Художественно – эстетическое развитие 

• Физическое развитие 

III этап — заключительный (2 дня ): 

Проанализировать проект, провести диагностику знаний детей, сделать выводы, наметить дальнейшие шаги по работе с детьми по этой теме. 

Результаты работы над проектом:  

Мы надеемся, что проектная деятельность поможет в будущем нашим детям использовать накопленные знания, уметь  находить информацию, воспитать желание исследовать неизведанное или просто интересное, используя при этом обращение к книге. 

Несмотря на то, что в процессе реализации проекта пришлось столкнуться со значительными трудностями, мы уверены, что такие акции не только можно, но и нужно проводить в детском саду. И начинать работу по формированию патриотических основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: "Это потерянное поколение".
Дети:
Все дошкольники получили возможность реализовать право на участие в жизни группы, что способствуют развитию детского коллектива и формирования знаний о современных защитниках Российская Армия, родах войск, видов военной техники; появилось желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.
Родители: 

-стали активными и заинтересованными участниками проекта, через совместную исследовательскую проектную деятельность (подбор фотографий для стенгазеты « Папа – гордость моя », рассматривание армейских фотоальбомов совместно с детьми, военного обмундирования) 
- повысилась заинтересованность родителей в формировании чувства патриотизма. 
Педагоги:
- поддерживали у дошкольников интерес к защитникам Российской Армии;

- осуществляли инновационную деятельность проектную технологию;
- повышали профессиональный уровень. 

Описание и проведение диагностики. 

Данное направление диагностики принадлежит к числу практически  неразработанных. С теоретической точки зрения, которая очень редко реализуется на практике, оно предполагает изучение представлений детей о необходимости защиты своего Отечества, истории войн и формирования разных родов войск, готовности к служению в армии. Действительно, служение в армии отождествляется многими с идеей самоотверженного служения Родине. 

В рамках данного направления диагностики изучается в первую очередь уровень стремления в будущем защищать свою Родину и сформированности представлений воспитанников о защитниках Родины и ее армии. 

Изучение первоначальных представлений детей об армии, защитниках отечества, истории своей страны  возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком. 

На начало проекта: высокий уровень – 0 человек (0%), средний уровень – 15 человек (79%), низкий уровень – 4 человека (21%). На конец проекта: высокий уровень – 6 человек (31%), средний – 13 (69%) 

Результаты исследования показали, что проводимая работа имеет положительный результат. У детей появился интерес ко всему, что связано с военной тематикой. Это находит отражение в разных видах деятельности. Дети с удовольствием включились в исследовательскую деятельность, новую для них, и нет сомнения, что в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка сформировываются элементы патриотизма
Перспектива: 

Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Познакомить детей с событиями ВОВ, формировать элементарные знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания, формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.

.  .  .