Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников группы семейного детского сада

Дата публикации: 2018-02-09 08:49:18
Статью разместил(а):
Миронова Любовь Анатольевна

 Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников группы семейного детского сада  в рамках требований ФГОС

Автор: Миронова Любовь Анатольевна

МБДОУ "Детский сад № 18", г. Павлово

 

  Дошкольное детство – это уникальный период в жизни  человека, когда происходит становление личности, «закладываются основы физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и дошкольной образовательной организации. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155) проблема сотрудничества образовательной организации с семьей является актуальной.     

Философия взаимодействия детского сада и семьи на сегодняшний день заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а детский сад призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. Важно,  чтобы сегодня педагоги, осуществляя взаимодействие с родителями, могли профессионально «оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (ФГОС ДО от 17.10.2013 № 1155). Поэтому была и остается актуальной необходимость в ДОУ такого взаимодействия, которое бы, с одной стороны, удовлетворяло потребности родителей, а с другой - объединяло усилия обеих сторон в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка.

 В ходе реализации областной целевой программы "Создание семейных детских садов в Нижегородской области в 2011-2023 г.г." было организовано первое структурное  подразделение Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18, "Алёнушка", г. Павлово, расположенное в индивидуальном жилом доме с предусмотренными помещениями для размещения Семейного детского сада. Это  индивидуальный  дом, в котором находятся  помещения  со всеми удобствами для десяти ребят, а также  для  семьи воспитателя. В должности воспитателя в Семейном детском саду продолжает трудиться  Алла Александровна Соколова, которая имеет высшее педагогическое образование, 1 квалификационную категорию, прошла курсы повышения квалификации по ФГОС.

 Построение образовательной деятельности в Семейном детском саду, происходит на основе  взаимодействия взрослых с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребёнка. Небольшое количество детей позволяет педагогу больше уделять времени  детям, видеть их индивидуальные особенности. Поэтому взаимодействие с родителями воспитанников происходит чаще.

     Как показывает практика для обеспечения полноценного развития личности ребенка необходимо взаимодействие педагогов с родителями с целью систематического просвещения взрослых и формирования педагогической компетентности членов семьи. В группе Семейного детского сада взаимодействие с родителями ведётся  на современном уровне.            

           Цель партнерства ДОУ  – оптимизация деятельности педагогического коллектива по реализации взаимодействия с родителями в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребенка.

     Для решения этой проблемы были поставлены следующие задачи педагогического партнерства:

- Повысить потенциал взаимного доверия в системе отношений «семья — дошкольное образовательное учреждение».

- Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребенка в условиях семьи и ДОО.

- Снизить риск реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания детей  дошкольного возраста.

   Взаимодействие с родителями группы Семейного детского сада основывается на следующих принципах.  Как уже было отмечено, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэтому особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости – свободный доступ родителей в детский сад с целью ознакомления с деятельностью ребенка в условиях ДОУ, вовлечение родителей в педагогический процесс.

- Принцип сотрудничества - общение «на равных», доверительное отношение, безоценочный стиль отношений.

-    Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

-  Принцип вариативности содержания, форм и методов образования родителей.

-   Принцип систематичности и последовательности – совместные формы работы педагогов с родителями планируются и организуются в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.

-   Принцип актуальности - ориентация на актуальные проблемы, влияющие на укрепление здоровья детей, учет запросов и пожеланий родителей.

-  Принцип индивидуального подхода – индивидуальный подход к каждому ребенку и семье, с учетом интересов и способностей ребенка, структурных и психологических особенностей каждой семьи.

Взаимодействие семейного детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. Ход этой работы опирается на такие нормы взаимодействия, как взаимоуважение, открытость к общению, доверие, право на самоопределение.

Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому педагоги стараются строить работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов.

Педагоги используют как традиционные формы работы с родителями, так и нетрадиционные:

Традиционные:

- беседы;

- посещение семей;

- открытая НОД для родителей;

- информационные стенды;

- дни открытых дверей;

- родительские собрания;

- устные консультации.

- праздники;

- совместные досуги;

- оформление папок-передвижек;

- участие родителей в конкурсах, выставках, экскурсиях.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями происходит по направлениям:

1.Информационно-аналитическое направление.

2. Наглядно – информационное направление

3. Познавательное направление

4. Досуговое направление

Познавательное направление

- проведение акций,

- проведения мастер-класса, круглый стол,

- КВН,

- творческие мастерские;

- проведение тренинга и деловой игры,

- совместные прогулки и экскурсии,

- родительские гостиные,

- мини - музеи семейных реликвий.

Досуговое направление

- праздники,

- конкурсы,

- развлечения,

- весёлые старты,

- кукольные спектакли.

Наглядно – информационное направление

- выпуск брошюр,  буклетов;

- выпуски семейных газет и плакатов,

- фотовыставки и фотомонтажи,

- создание презентаций, видеороликов

Информационно-аналитическое направление 

- сайты детского сада и группы,

- закрытая группа для родителей в социальной сети «В контакте»;

- почтовый ящик, - Очень интересной формой взаимодействия с родителями воспитанников нам показался «почтовый ящик» или «Сундучок пожеланий», где родители пишут записки в виде пожеланий и предложений.

Выводы:

В результате в семейной группе сложился сплоченный, дружный коллектив единомышленников: педагоги-родители-дети. 

В настоящее время становиться все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками–родителями воспитанников.

На протяжении всего пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить  на одном языке, идти в одном направлении. Иначе, невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени-обучению в школе.

.  .  .