Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников группы семейного детского сада
Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников группы семейного детского сада в рамках требований ФГОС
Автор: Миронова Любовь Анатольевна
МБДОУ "Детский сад № 18", г. Павлово
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, «закладываются основы физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и дошкольной образовательной организации. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155) проблема сотрудничества образовательной организации с семьей является актуальной.
Философия взаимодействия детского сада и семьи на сегодняшний день заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а детский сад призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. Важно, чтобы сегодня педагоги, осуществляя взаимодействие с родителями, могли профессионально «оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (ФГОС ДО от 17.10.2013 № 1155). Поэтому была и остается актуальной необходимость в ДОУ такого взаимодействия, которое бы, с одной стороны, удовлетворяло потребности родителей, а с другой - объединяло усилия обеих сторон в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка.
В ходе реализации областной целевой программы "Создание семейных детских садов в Нижегородской области в 2011-2023 г.г." было организовано первое структурное подразделение Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18, "Алёнушка", г. Павлово, расположенное в индивидуальном жилом доме с предусмотренными помещениями для размещения Семейного детского сада. Это индивидуальный дом, в котором находятся помещения со всеми удобствами для десяти ребят, а также для семьи воспитателя. В должности воспитателя в Семейном детском саду продолжает трудиться Алла Александровна Соколова, которая имеет высшее педагогическое образование, 1 квалификационную категорию, прошла курсы повышения квалификации по ФГОС.
Построение образовательной деятельности в Семейном детском саду, происходит на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребёнка. Небольшое количество детей позволяет педагогу больше уделять времени детям, видеть их индивидуальные особенности. Поэтому взаимодействие с родителями воспитанников происходит чаще.
Как показывает практика для обеспечения полноценного развития личности ребенка необходимо взаимодействие педагогов с родителями с целью систематического просвещения взрослых и формирования педагогической компетентности членов семьи. В группе Семейного детского сада взаимодействие с родителями ведётся на современном уровне.
Цель партнерства ДОУ – оптимизация деятельности педагогического коллектива по реализации взаимодействия с родителями в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребенка.
Для решения этой проблемы были поставлены следующие задачи педагогического партнерства:
- Повысить потенциал взаимного доверия в системе отношений «семья — дошкольное образовательное учреждение».
- Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребенка в условиях семьи и ДОО.
- Снизить риск реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания детей дошкольного возраста.
Взаимодействие с родителями группы Семейного детского сада основывается на следующих принципах. Как уже было отмечено, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэтому особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости – свободный доступ родителей в детский сад с целью ознакомления с деятельностью ребенка в условиях ДОУ, вовлечение родителей в педагогический процесс.
- Принцип сотрудничества - общение «на равных», доверительное отношение, безоценочный стиль отношений.
- Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
- Принцип вариативности содержания, форм и методов образования родителей.
- Принцип систематичности и последовательности – совместные формы работы педагогов с родителями планируются и организуются в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
- Принцип актуальности - ориентация на актуальные проблемы, влияющие на укрепление здоровья детей, учет запросов и пожеланий родителей.
- Принцип индивидуального подхода – индивидуальный подход к каждому ребенку и семье, с учетом интересов и способностей ребенка, структурных и психологических особенностей каждой семьи.
Взаимодействие семейного детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. Ход этой работы опирается на такие нормы взаимодействия, как взаимоуважение, открытость к общению, доверие, право на самоопределение.
Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому педагоги стараются строить работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов.
Педагоги используют как традиционные формы работы с родителями, так и нетрадиционные:
Традиционные:
- беседы;
- посещение семей;
- открытая НОД для родителей;
- информационные стенды;
- дни открытых дверей;
- родительские собрания;
- устные консультации.
- праздники;
- совместные досуги;
- оформление папок-передвижек;
- участие родителей в конкурсах, выставках, экскурсиях.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями происходит по направлениям:
1.Информационно-аналитическое направление.
2. Наглядно – информационное направление
3. Познавательное направление
4. Досуговое направление
Познавательное направление
- проведение акций,
- проведения мастер-класса, круглый стол,
- КВН,
- творческие мастерские;
- проведение тренинга и деловой игры,
- совместные прогулки и экскурсии,
- родительские гостиные,
- мини - музеи семейных реликвий.
Досуговое направление
- праздники,
- конкурсы,
- развлечения,
- весёлые старты,
- кукольные спектакли.
Наглядно – информационное направление
- выпуск брошюр, буклетов;
- выпуски семейных газет и плакатов,
- фотовыставки и фотомонтажи,
- создание презентаций, видеороликов
Информационно-аналитическое направление
- сайты детского сада и группы,
- закрытая группа для родителей в социальной сети «В контакте»;
- почтовый ящик, - Очень интересной формой взаимодействия с родителями воспитанников нам показался «почтовый ящик» или «Сундучок пожеланий», где родители пишут записки в виде пожеланий и предложений.
Выводы:
В результате в семейной группе сложился сплоченный, дружный коллектив единомышленников: педагоги-родители-дети.
В настоящее время становиться все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками–родителями воспитанников.
На протяжении всего пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе, невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени-обучению в школе.