Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Консультация "Социально-нравственное становление личности дошкольника"

Дата публикации: 2018-02-08 20:39:50
Статью разместил(а):
Юркина Марина Николаевна

Консультация для педагогов и родителей

"Социально-нравственное становление личности старшего дошкольника"

 «Как воспитать Человека?»

Автор: Марина Николаевна Юркина

МБДОУ «Детский сад №9 «Боровичок», город Скопин

Проблема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения - одна из острых проблем  общества на современном этапе. В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (ФГОС ДО) легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость  рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью и культурой  поведения.  

Сухомлинский А.В., известный отечественный педагог,  утверждал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Традиционное, классическое воспитание, построенное на передаче, трансляции ребенку законченных, готовых образцов поведения и ценностей, морально-нравственных норм и ориентиров, на широком применении «кнута и пряника» - системы поощрений, наказаний и запретов, - эффективно только в традиционном, классическом обществе. Такое общество знает, что «хорошо», а что «плохо», умеет отличать «черное» от «белого», зло от добра, воспитывает подрастающее поколение «в одном духе», в одном направлении, «всем миром».

С самого раннего возраста наши дети являются свидетелями ожесточенной борьбы, взаимной компрометации различных жизненных сценариев и установок. Дома учат одному, в школе - другому, на улице – своя правда, телевизор лучше не смотреть. Из свидетелей дети превращаются в жертву, отсюда – цинизм, агрессивность, апатия, страх, подверженность манипуляциям,  потребительское отношение к жизни. Вспомним Лескова: для Добрых всходов нужна соответствующая атмосфера. А ее, увы, нет! 

У человека должен быть «стержень», должны быть ценности, свое мировоззрение. Не навязанное кем-то, не подаренное родителями, не купленное в магазине, не спущенное свыше. То, что создано трудом, то нам и дороже. Не замыкаться, не уходить в монастырь, а идти к людям, смотреть во все глаза, слушать и слышать, учиться вступать в диалог. В таком мировоззренческом диалоге ребенок обнаружит, что он не «пуп земли», что люди разные и надо договариваться, уметь уступать и подчиняться, но вместе с тем, уметь отстаивать принципы и идеалы, которыми не можешь поступиться; не противопоставляя себя другим и не теряя себя, в сотворчестве, взаимопонимании, строить новую традицию, искать адекватные ответы на вызовы третьего тысячелетия.

Старший дошкольный возраст – время «фактического складывания личности» (в сюжетно-ролевой игре, других видах детской деятельности стремительно развивается наглядно-образное мышление, позволяющее ребенку отражать не только внешние, но посредством так называемых «модельных» представлений  и внутренние,  существенные отношения объективной реальности. Растет произвольность и опосредствованность психических процессов, накапливается опыт взаимодействия со  взрослыми и сверстниками. Шестилетний ребенок живет в преддверии, а в связи с ранним началом систематического обучения (дошкольные программы все более приближаются к школьным) и во время возрастного кризиса, когда ему очень трудно управлять своим собственным поведением. Вышеперечисленные обстоятельства позволяют утверждать: воспитательные диалоги со старшими дошкольниками возможны и необходимы.  

В языковой компетенции старших дошкольников, в их активном и пассивном словаре широко представлены так называемые «абстрактные» слова  обыденного языка: «добро», «зло», «хорошее», «плохое», «время», «счастье», «красота», «настоящее» и др. Дети активно используют такие слова в их коммуникативной (для передачи кому-либо информации)  функции. Значит, «абстрактные» слова не «пустой звук» уже для 5 - 6-летнего ребенка. Дети вкладывают в них некое содержание, наполняют уникальным смыслом. Как известно, основным материалом наглядно-образного мышления, характерного для старших дошкольников, является связь между словом  и представлением.  Значит детям есть о чем говорить! Создавая особые проблемные ситуации, мы направляем  маленьких собеседников на постановку и размышление о вариантах преодоления морально-нравственных вопросов,

Дети старшего дошкольного возраста испытывают обостренный интерес к сфере социальных отношений и морально-нравственных норм. Об этом свидетельствует сам факт существования  игры в статусе ведущей деятельности старших дошкольников. Доминирующей формой общения детей становится внеситуативно - личностное общение, направленное на постижение многоликого и сложного «мира людей». Старший дошкольник «сосредоточен на своем социальном окружении, кропотливо исследует его». Не случайно именно в этом возрасте появляется «устойчивая привязанность, нужда в каком-либо конкретном человеке» и одна из самых светлых человеческих способностей - способность дружить.

Великий русский писатель Николай Семенович Лесков словами  одного из героев своего романа «Захудалый род» следующим образом объяснял сущность воспитания: «Воспитательное дело подобно посеву, удача которого зависит не от одной доброты семян, почвы и обработки, но и от атмосферы, а она не в нашей воле...».

Вопрос «Как воспитать Человека?» принадлежит к числу вечных, ключевых для любой культуры и  на все времена. В драматичные «эпохи перемен» особенно трудно найти-подобрать ключ к уму и сердцу ребенка. Привычные приемы не срабатывают. Какие же использовать приемы?  Одним из действенных методов являются замечательные сказки для детей 5-7 лет, призванные «послужить стимулом к глубоким раздумьям и беседам». Воспитательные беседы по мотивам философских по своему содержанию сказок «Городок в табакерке», «Червячок», «Мороз Иванович» «преследовали добрую цель» - «привести в ясность детские представления», «оказать могучее действие на внутреннее развитие ребенка». Диалоги с детьми, считает В.Ф. Одоевский (педагог – просветитель), «непременно должен вести умный и чуткий воспитатель», функции которого – «обеспечить обмен живыми словами, отражающими детские представления», «встать на ту ступень, на которой стоит ребенок, и повести его вверх, соизмеряя свои силы с силами ребенка».

Педагогический смысл работы по социально - нравственному становлению личности старшего дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Ребенок все главные жизненные уроки должен извлечь сам, должен «дойти», «дорасти», «добежать», «подняться», «выстрадать» умом и сердцем собственные идеалы.

Дорогие  воспитатели, родители, дело остается за малым. Возьмите способ работы Сократа и Платона на вооружение, разверните сократический, воспитательный, мировоззренческий диалог со своими детьми и воспитанниками!

 

Используемая литература:

-  Эльконин Д.Б. Детская психология 

www.edu.kspu.ru/mod/resource/view.php?id=14163

Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. ISBN 978-5-7695-4068-4. В пособие включены широко известная, но до настоящего времени не переиздававшаяся работа Д. Б. Эльконина «Детская психология».

- В. А. Сухомлинский: 50 важнейших принципов воспитания 

https://ihappymama.ru/v-a-suhomlinskij-50-vazhnejshih-printsipov-vospitaniya/

Выдающийся советский педагог, писатель, человек, внесший огромный вклад в развитие педагогики, чьи высказывания и строки из книг стали крылатыми выражениями — Василий Александрович Сухомлинский. Он создал такую систему образования, в основе которой находится личность ребенка.

 - Лесков Николай Семенович (4.02.1831-21.02.1895), русский писатель, публицист. 

- Одоевский Владимир Федорович  - писатель, педагог – просветитель.

.  .  .