Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности
Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности
Автор: Михайлова Ольга Олеговна
МБДОУ «Детский сад № 122 «Солнечный лучик, г. Чебоксары
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта |
«Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности» |
Автор проекта |
Михайлова Ольга Олеговна |
Место реализации проекта |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики младшая группа (3-4года) |
Проблема, на решение которой направлен проект |
Воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств»: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т.д., а нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей. И именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий. |
Цель проекта |
Создание условий для развития духовно-нравственных ценностей у детей младшего возраста при помощи театрализованной деятельности. |
Задачи проекта |
1. Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способностей к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия; 2. Создать атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (вызывая желание выступать перед куклами и сверстниками); работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей; 3. Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать; 4. Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм. 5. Воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества. |
Участники проекта |
– Воспитанники младшей группы; – Родители; – Воспитатели. |
Сроки реализации проекта |
с 01.09.2017 по 31.05.2018 (долгосрочный проект) |
Ожидаемые результаты |
1. Организована воспитательная деятельность, направленная на формирование способностей к сопереживанию, чувству ответственности за свои поступки, отзывчивости по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через взаимодействия; 2. Создана атмосфера гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощающая ребенка (вызывающая желание выступать перед куклами и сверстниками); работая над речью, интонациями, расширяя и активизируя словарный запас детей; 3. Созданы необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждающие в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать; 4. Воспитанники ознакомленыс праздниками, традициями, народно-прикладным искусством, устным народным творчеством, с русскими народными играми. 5. Развито уважительное отношение к результатам детского творчества. |
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности. В связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей.
Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.Ее исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена русская культура помогала народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.
Проблема данного проекта состоит в том, что воспитательный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств»: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т.д., а нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей. И именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий.
Анализ внешней среды
Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманизации воспитательного процесса посредствам театрализованной деятельности. В области познавательной активности у ребёнка следует воспитывать интерес к культуре поведения на примере сказочных героев, побуждать находить необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком элементарно анализировать и делать маленькие открытия в сказках, для этого необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды через героя сказки, публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Глубокие нравственные чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и искусстве – важное условие духовной жизни ребёнка.
Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершать правильные поступки.
Самым увлекательным направлением в дошкольном нравственном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Анализ внутренней среды
В МБДОУ «Детский сад №122» города Чебоксары воспитательно-образовательный процесс осуществляется по Программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
Я, Михайлова Ольга Олеговна, стаж педагогической работы – 6 лет, работаю воспитателем в младшей группе.
Наблюдения за детьми показывают, дети очень активны, они проявляли инициативу в общении, они очень любознательны. В связи с этим хотелось бы направить их игры в нужное русло.
Задачи по духовно-нравственному воспитанию решаются не только во время проведения организованной образовательной деятельности с детьми, но и в повседневной жизни, и в самостоятельной деятельности ребенка в ДОУ, и в семье. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве воспитателей и родителей. В настоящее время в процесс обучения стали активно включать мультимедийное сопровождение.
Анализ организованной образовательной деятельности показал, что у детей наблюдается устойчивый интерес и внимание на всем протяжении занятия, они лучше запоминают слова и более активны при использовании мультимедийного сопровождения.
Методическое обеспечение в детском саду по духовно-нравственному воспитанию богатое: учебно-методическая, подписные и периодические издания.
Много сборников сказок по духовно-нравственному воспитанию.
Были выявлены слабые и сильные стороны объекта:
Слабые стороны |
Сильные стороны |
· многие родители не обращают внимание на духовно-нравственное воспитание детей; · у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме из-за сложных социальных условий, в силу занятости родителей; · не полностью сформирована составляющая предметно-развивающей среды в группе по духовно-нравственному воспитанию; · ограничен временной ресурс. |
· использование ИКТ-технологий при проведении организованной образовательной деятельности; · в годовом плане был запланирован педагогический совет по духовно-нравственному воспитанию; · интерес к развитию духовно-нравственного воспитания дошкольников у объекта; · организованность в работе, творческий подход к ней; · воспитательно-образовательный процесс проводится дифференцированно с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей; · есть интерес у педагогов к данной проблеме; · удовлетворенность родителей работой ДОУ и желание принимать участие в педагогическом развитии детей. |
Таким образом, мы можем выдвинуть гипотезу проекта: каким образом противоречия междуформированием активной жизненной позиции ребёнка младшего возраста, приобщении его к нравственным, духовным ценностям семьи, высоким и низким уровнем гражданской позиции у детей и уровнем воспитанности в семье и в детском дошкольном учреждении влияет на развитие духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Цель проекта:создание условий для развития духовно-нравственных ценностей у детей младшего возраста при помощи театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
1. Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способностей к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;
2. Создать атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (вызывая желание выступать перед куклами и сверстниками); работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей;
3. Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
4. Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.
5. Воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этапы |
Цели |
Мероприятия |
Сроки |
Подготовительный этап |
Повышение квалификации |
– Изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы по теме проекта. – Подбор диагностического материала для детей и родителей. – Проведение акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте. – Создание творческой группы. |
сентябрь – октябрь 2017 г. |
Педагогическое просвещение родителей |
– Разработка перспективных планов по развитию духовно-нравственного воспитания младших дошкольников. – Первичное анкетирование родителей. – Консультации с родителями группы. |
||
Основной этап |
Реализация поставленных задач |
– Проведение организованной образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы. – Разработка конспектов занятий. – Индивидуальная работа с детьми. – Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала. – Проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения. – Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта. |
Постоянно в течение года |
Работа с родителями |
– Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм с нравственной направленностью. – Открытое занятие для родителей с целью включения их в педагогический процесс. |
ноябрь – декабрь 2017 |
|
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе. |
Пополнение предметно-развивающей среды новыми видами театра духовно-нравственного содержания. |
в течение года
|
|
Педагогическое просвещение родителей |
– Оформление информационного стенда. – Проведение консультаций по вопросам родителей с приглашением педагога-психолога и других специалистов. |
в течение года |
|
|
|||
Заключительный этап |
Оценка эффективности работы педагога |
– Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций в уголке для родителей. |
май 2018 г. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
План мероприятий по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста на весь срок проекта:
Вид деятельности |
Тема |
Цель |
Организационная |
Оформление театрального уголка |
Подготовить условия и детей |
Художественно-речевая |
Беседа на тему: «Театр» |
Показ иллюстраций и фотографий. Приобщение детей к театру |
Театрально-игровая |
Игра «Узнай сказку» (по иллюстрациям, по отрывкам) |
Закрепить знания текстов сказок. Развивать память |
Изобразительная |
«Мой любимый герой сказки» |
Формировать интересы детей. Способствовать умению передавать качества личности любимого героя |
Художественно-речевая |
Прочтение сказки «Бобовое зернышко». Беседа по ее содержанию |
Познакомить детей с сюжетом сказки. Работать над интонацией, выразительностью, дикцией |
Театрально-игровая |
Загадки, словесные игры по тексту сказки «Бобовое зернышко» |
Закреплять знания детей о сказке. Способствовать развитию воображения, речи, речевого дыхания |
Изобразительная |
Герои сказки «Бобовое зернышко» |
Воспитывать у детей умение передавать интерес к сказке через изображение сказочных героев |
Творческая |
Изготовление книжки из рисунков по сказке «Бобовое зернышко» |
Воспитывать желание изготовлять из рисунков сказочную книжку |
Художественно-речевая |
Знакомство с текстом сказки «Гуси – лебеди» |
Вспомнить с детьми сюжет сказки. Работать с текстом |
Музыкальная |
Подбор музыки к тексту сказки «Гуси – лебеди» |
Воспитывать у детей умение подбирать музыку для передачи хорошего, подавленного и обманутого настроения |
Творческая |
Оформление театрального уголка к показу сказки «Гуси – лебеди» |
Подготовка кукол, театральных декораций. Формировать эмоциональную атмосферу и активность детей |
Театральная |
Театрализованное представление сказки «Гуси – лебеди» |
Воспитывать у детей умение передавать содержание сказки. Формировать дикцию, интонационную выразительность |
Художественно-речевая |
Сказка «Вершки-корешки». Знакомство с текстом сказки |
Способствовать умению детей передавать содержание сказки своими словами. Формировать память, речь |
Театрально-игровая |
Игра «Вершки и корешки с героями сказки мужиком и медведем |
Способствовать умению детей классифицировать овощи по заданной тематике |
Творческая |
«Фигурка медведя» (лепка) |
Передавать характер героя через пластику |
Музыкальная |
Подбор музыки к тексту сказки «Вершки и корешки» |
Передавать с помощью музыки характер, повадки и настроение героев |
Работа с родителями |
Выставка работ и показ сказки «Вершки и корешки» |
Познакомить родителей с результатами работы за истекший период |
Художественно-речевая |
Прочтение сказки «Морозко». Беседа по ее содержанию |
Познакомить детей с содержанием сказки. Передавать содержание своими словами |
Театрально-игровая |
Загадки, словесные игры по тексту сказки «Морозко» |
Закреплять знания детей о сказке. Формировать воображение, фантазию, речь. |
Изобразительная |
Герои сказки «Морозко» |
Передавать интерес к сказке через изображение сказочных героев. Закрепить умение передавать при изображении черты людей разного возраста |
Музыкальная |
«Забавы зимы» |
Передавать с помощью музыки зимние звуки: падающий снег, хруст снега под ногами, завывание метели и т.д. |
Театральная |
Представление сказки «Морозко» |
Воспитывать умение участвовать в построении сказки по ролям (отработка силы голоса, интонаций, движений, взгляда и т.д.) |
Художественно-речевая |
Сказка «По щучьему веленью». Беседа по ее содержанию |
Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову, запоминать ключевые моменты сказки, связывать сказку с былью, развивать речь |
Театрально-игровая |
Игра «По щучьему веленью, по моему хотенью» с героем сказки Емелей |
Выполнение задания Емели, вживаясь в роль волшебницы щуки |
Творческая |
Поделка «Щука» |
Способствовать умению детей изготовлять из природного материала макет щуки, передавая ее характерные особенности |
Театрально-спортивная |
«Веселые старты» по сказкам («Пирожки для бабушки», «Вытяни репку», Цветик-семицветик» и т.д. |
Совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, самостоятельность, воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений |
Художественно-речевая |
Сказка «Заячья избушка». Знакомство с текстом сказки |
Передавать содержание сказки своими словами, развивать память, речь |
Изобразительная |
Рисование героев сказки «Заячья избушка» |
Формировать особенности тел животных, их окрас, движения. Передавать это в рисунке |
Театрально-игровая |
Проигрывание диалогов из сказки «Заячья избушка» |
Передавать с помощью мимики, жестов, интонации, тембра голоса характер героев сказки |
Музыкальная |
Подбор музыки к тексту сказки «Заячья избушка» |
Формировать чувство ритма, умение передавать с помощью музыки настроение животных, смену времен года, тембр голоса |
Художественно-речевая |
Прочтение сказки «Волк и семеро козлят». Работа с текстом сказки |
Запоминать и передавать содержание сказки |
Творческая |
Поделки к сказке «Волк и семеро козлят» |
Формировать умения детей изготовлять фигурки животных из природного и бросового материала. Совершенствовать навыки работы с тканью, ножницами, иглой |
Музыкальная |
Подбор музыки к тексту сказки «Волк и семеро козлят» |
Способствовать умению детей с помощью музыки передавать настроение животных, тембр голоса и т.д. |
Театрально-спортивная |
«Веселые старты» по сказкам («Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Пустое место» ит.д.) |
Совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, самостоятельность, воспитывать красоту, выразительность и грациозность движений |
Работа с родителями |
Выставка работ |
Познакомить родителей с результатами работы |
Работа с родителями воспитанников |
Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлят» |
Познакомить родителей с результатами творческой деятельности детей, продемонстрировать приобретенные навыки в театральном творчестве |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Организована воспитательная деятельность, направленная на формирование способностей к сопереживанию, чувству ответственности за свои поступки, отзывчивости по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через взаимодействия;
2. Создана атмосфера гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощающая ребенка (вызывающая желание выступать перед куклами и сверстниками); работая над речью, интонациями, расширяя и активизируя словарный запас детей;
3. Созданы необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждающие в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
4. Воспитанники ознакомлены с праздниками, традициями, народно-прикладным искусством, устным народным творчеством, с русскими народными играми.
5. Развито уважительное отношение к результатам детского творчества.
Условия, обеспечивающие достижения результатов
1. Психолого-физическое благополучие детей младшего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путём использования игровых технологий и методов.
2. Разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности детей младшего возраста.
3. Стимулирование активности каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, общаться, играть.
4. Проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме нравственного становления ребёнка младшего возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Берлова А.Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М.,2008г.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002
3. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004
4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…, М.,-2003
5. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания, - 2004
6. Панков В.И. Ваши помощники книги, М, - 1998
7. Рябкова И.В. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки, М. - 2004
8. Щуркова Н.Е. Игровые методики, - 2001