Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.11.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект «Березка» для детей младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2018-02-04 15:50:43
Статью разместил(а):

 Проект «Березка»

для детей младшего дошкольного возраста»

Автор:  воспитатель Безбородова Олеся Георгиевна

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №178», г. Чебоксары

Актуальность проекта:

 Актуальность экологических проблем в настоящее время вызвана необходимостью организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.

Если мы не научим детей любить и беречь природу, во что может превратиться наш город, наша страна, наша планета. Осознание ценности растений (в данном случае дерева берёзы) для людей, для братьев наших меньших, для других растений, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.

Красавицей русских лесов называют березку, нет другого дерева в России, которому бы так повезло в фольклоре, музыке, живописи, стихах.

 Поэтому и возникла мысль создать проект с детьми младшей группы именно о березе, потому что это самое первое дерево, кроме ели, о котором узнают дети в младшем возрасте. Березу можно увидеть повсюду и в том числе на участке детского сада, что позволяет малышам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.

Проблема: недостаточность знаний у дошкольников о березе, о ее эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека.

Постановка проблемы:

- Что мы знаем о берёзе?

 

 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

 Воспитывать чувство уважения и любви к родной природе, формировать эмоциональные восприятие образа РУССКОЙ БЕРЁЗКИ  средствами разных видов искусства.

 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.Познакомить детей с березой, ее особенностями.

2. Расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

4.Развивать диалогическую и монологическую речь.  Расширять и пополнять словарный запас детей.

Тип проекта- познавательно- исследовательский.

Вид проекта – групповой.

Срок реализации - 1 месяц.

Участники – дети 3-4 лет, воспитатели, родители.

 

Предварительная работа:подготовка наглядного материала с изображением деревьев, подготовка музыкального сопровождения, подборка произведений художественной литературы о берёзе, загадки, народные приметы.

Форма проведения: НОД, беседы, экскурсии,  наблюдения, дидактические игры, подвижные игры, хороводные игры, чтение художественной литературы, слушание аудиозаписи,заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций.

 

Этапы выполнения проекта:

 1. этап – Подготовительный – выявление проблемы, разработка цели и задач ,подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта,  привлечение родителей в участии проекта.

2. этап – Основной – творческий. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Реализация проекта:

Вид деятельности:

Экскурсия к березе на участке детского сада.

Задачи: познакомить с деревом, ставшим символом России, учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Наблюдение за берёзой весной:

Задачи: познакомить детей с изменениями, происходящими с деревом весной, с явлением сокодвижения. Активизировать в речи понятия, связанные со строением дерева. Развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Игровая ситуация «В гости к березке» с хороводной игрой «Березонька» Задачи: пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре, и игровому общению со сверстниками.

Игровая ситуация «Полечим зайке лапку»

Задачи: рассказать детям о  целебных свойствах березовых листьев.

 

НОД

Рисование с аппликацией « Берёзка в гости к нам пришла»

Задачи: учить передавать в рисунке характерные особенности изображения берёзы. Развивать сюжетно- игровой замысел. Обучать способам обрывной аппликации( рвать бумагу на ровные и длинные полоски). Воспитывать умение работать согласованно, конструируя коллективную композицию.

Рисование «Береза»

Задачи: учить  закрашивать  поролоновыми тампонами кроны дерева.

Лепка « Берёзовая роща».

Задачи: воспитывать у детей доброжелательное отношение к природе, вызывать эмоциональный отклик, интерес к созданию игровой ситуации в сотворчестве с воспитателем. Использовать полученные ранее способы лепки: раскатывать комочки пластилина прямыми и круговыми движениями рук.

Познание окружающего мира « Люблю берёзку русскую».

Задачи: уточнить и углубить знания детей о берёзе, формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней.

Рассказывание народной сказки «Береза на Руси».

Задачи: познакомить с содержанием народной сказки, учить оценивать поступки героев, развивать музыкальный слух, познакомить детей с русским фольклором, воспитать любовь к родине.

Заучивание стихотворения: С. Есенин «Белая берёза».

Задачи: учить детей выразительно декламировать стихотворение, передавать его настроение. Способствовать формированию интереса к поэзии, развивать память детей.

Чтение художественной литературы: А. Прокофьев « Люблю берёзу русскую», Г. Рахимов « Три берёзки под окном», К. Паустовский « Подарок»Брандис С. « Здравствуй, берёзка!» и т. д.

Задачи: учить  внимательно  слушать и понимать произведения. Следить за развитием сюжета,  высказывать  своё эмоциональное  отношение.

Слушание: «Ах ты, берёза» Раухвергера.

Задачи: учить детей внимательно слушать произведение, предложить детям охарактеризовать мелодию, отвечая на вопросы воспитателя.

Разучивание песни без сопровождения «Во поле берёза стояла».

Задачи: учить детей чётко пропевать слова песни ,регулировать громкость голоса. Развивать динамический слух, интерес к музыке. Учить петь дружно, не отставая и не опережая друг друга, вместе начинать и заканчивать песню.

Рассматривание иллюстраций «Берёза в разные времена года».

Задачи: систематизировать знания детей о берёзе в разное время года, формировать умение отражать полученные сведения и впечатления в речи.

Беседы с детьми на тему: «Что я знаю о берёзе», «Берёза строить и жить помогает».

Задачи: побуждать детей строить короткие тексты-описания, развивать мышление, воображение, память.

 

Дидактические игры « Найди листок берёзы», « Найди пару», « Закончи фразу», «Скажи какая "Найди по описанию", "Волшебная палочка", "Придумай предложение"

Задачи: закреплять знания о березе, развивать речевую активность, быстроту мышления, обогатить словарный запас детей, активизировать прилагательные.

Подвижная игра « К дереву беги!».

Задачи: способствовать совершенствованию выполнения детьми основного вида движения- бега. Развивать выразительность и красоту движений.

Хороводная игра «У березки, у ворот водят детки хоровод»

Задачи: учить  выполнять движения под музыку.

 

Работа с родителями:

Рисование родителями рисунков березы для оформления альбома «Березы». Сбор стихов и рассказов о березе в папку «Все о березе».

Участие в конкурсе берёз, выполненных в нетрадиционных техниках.

 

3. этап – Заключительный – презентация. Обобщение материалов проекта.

Выставка детских работ: по рисованию и аппликации.

Развлечение «Во поле береза стояла».

Предполагаемые результаты:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей:

Воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как к живому объекту природы; умения видеть красоту дерева.

 Кроме того, предполагается развитие словаря детей, любознательности, наблюдательности, интереса к исследовательской деятельности.

 

Список использованной литературы:

1. Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол. : Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др - М. : Сов. энциклопедия, 1985.-Т. 1

 2. Пономарёв Н. А. Берёзы СССР — М. :Гослестехиздат, 1932. — 247 с.

3. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003.

4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.

 5. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2007.

6. Степанов В. Учебник для малышей «Уроки чтения» - ООО Фламинго, 2008.

 7. Сутеев В. Весна – ООО Астраль, 2001.

 8. Прогулка в лесу (кроссворд-раскраска) – ООО Хатбер. М., 2005.

 9. Популярное пособие для родителей и педагогов. 100 загадок – Я. :Академия холдинг, 2004.

10. Ерофеева И. Времена года – ООО Линг-книга, 2008.

Анализ работы по проекту «Березка»

Представляю проект "Березка».

 Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада?

 Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

 Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Мною была выдвинута проблема : что знают дети о исконно русском дереве - березке.

Вид проекта: познавательно- творческо-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участниками проекта являлись воспитатели, дети 2младшей группы « Веселинка », родители.

Цель проекта:Воспитывать чувство уважения и любви к родной природе, формировать эмоциональные восприятие образа РУССКОЙ БЕРЁЗКИ  средствами разных видов искусства.

 Были поставлены задачи:

1. Познакомить детей с березой, ее особенностями.

2. Расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

4. Развивать диалогическую и монологическую речь.  Расширять и пополнять словарный запас детей.

Основные этапы проекта: целеполагание, разработка проекта, выполнение проекта и подведение итогов

С помощью внешней интриги ввела проблему «что мы знаем о березе?»

С этого момента и начался наш проект, который реализовался через четыре образовательные области:

Коммуникативно-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Коммуникативно-личностное развитие включило в себя экскурсию к берёзе на территории детского сада.

 Там дети познакомились с деревом ,расширили свои знания о том, какое дерево в народе называют русской красавицей и почему, о необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

Дети играли в дидактические игры "Найди по описанию", "Волшебная палочка", "Придумай предложение" закрепляли знания о березе, развивали речевую активность, быстроту мышления, обогащался словарный запас детей

 Работая, в этом области дети научились сопереживать друг за друга, быть внимательными, заботливыми, исполнительными, любознательными.

 Следующая область познавательно -речевое развитие.

 С детьми были проведены беседы

 "Что я знаю о березе", "Белоствольная красавица", «Какая польза от березы? " целью которых являлось углубление представлений о самом почитаемом из дереве в России берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. Развитие у детей познавательной активности и воспитание любви к русской природе, бережное отношение к ней.

Дети познакомились с произведениями писателей К. Паустовского «Подарок», М. Пришвина «Цветут берёзки», стихотворениями А. Прокофьева «Люблю березу русскую», С. Есенина «Береза белая», И. Токмакова «Берёзка», разучивали стихотворений, пословиц, поговорок и загадок.

В познавательно - исследовательской деятельности дети узнали что береста - защитный покров дерева. Она состоит из множества слоев, крепко склеенных друг с другом. Благодаря этому береста, как пробка непроницаема для воды и газов. Самые старые слои березы находятся на поверхности ствола, самые молодые - в глубине. Дети проводили исследования в группе и на участке.

В результате работы в этой области дети познакомились с художественными произведениями, разучили стихотворения, пословицы поговорки, узнали что кора у березы называется береста, о ее использовании и назначении в жизни дерева и человека. А также что береза является символом России.

 Художественное - эстетическое развитие осуществлялось через рассматривание репродукций художников, где изображена береза в разные времена года И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», Шишкина А. И. «Березовая роща», рассказывание по ним, прослушивание музыкальных произведений “Ах ты, берёза” Раухвергера, исполнение  хоровода “Во поле берёзонька стояла”

 В ходе проекта дети научились изображать березку в разных техниках. Цель данного вида деятельности вызвать эмоциональный отклик на нетрадиционное художественное творчество и удовлетворение потребности детей в самовыражении через продуктивную деятельность.

Выполнили коллективную работу – рисование отпечатками ладоней "Березонька",сделали аппликацию  «Красавица березка» ,лепили « Берёзовую рощу».

 Через художественно-эстетическое развитие дети познакомились с произведениями русских художников, композиторов и поэтов - песенников о березе; развивали художественно-творческие способности средствами изобразительного искусства, изображая березку в разных техниках.

 

Одной из областей нашего проекта было физического развитие

Дети разучивали и играли в подвижные игры «Беги к березе»,

 «Кто больше соберет грибов подберезовиков», в игру-эстафету "Посади березку"

В этой образовательной область у детей развивались физические качества, обогащался двигательный опыт и воспитывался командный дух.

 Наш проект был краткосрочным. Как итог работы был оформлен уголок "Люблю березку русскую", в который вошли детские работы и рисунки, выполненные с родителями в нетрадиционных техниках.

 Дети вместе с родителями изготовили альбом «Всё  о березе». В них вошли стихотворения, пословицы, приметы, загадки, рассказы о березе.

Проект наш заканчивался праздником- развлечением "Люблю березку русскую", где дети танцевали, водили хоровод, играли в игры, пели песни, участвовали в конкурсе чтецов.

 Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовала развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников и воспитала любовь и бережное отношение к природе. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. На основании исследования пришли к выводу: красота березки сделала ее символом России.

 Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Работа над проектом способствовала установлению более тесного взаимопонимания между воспитателями, детьми и родителями.

 Я считаю, что "проблема - что дети знают о  дереве береза?" решена. Цель и задачи достигнуты. Работу по общей теме "Мой родной край" планирую продолжать дальше.

.  .  .

technologi.site
technologi.site