Проект "Путешествие в прошлое"
Проект "Путешествие в прошлое"
Автор: Миронова Надежда Алексеевна
Цель: продолжать знакомить детей с историей русского быта.
Задачи:
1. Продолжить знакомство с жилищем русских людей в старину.
2. Познакомит с историей утюга.
3. Вызвать интерес к предметам прошлого, к русским традициям.
4. Воспитывать уважение к старшему поколению.
Оборудование:
Фото на тему «Русская изба»; предметы старины: рубель, утюг железный, подкова, керосиновая лампа; электрический утюг, фонарик, свечи, лампочка; соленое тесто.
Литература:
1. Н.С. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий». Подготовительная группа.
2. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Подготовительная группа.
3. Н.Е. Веракса «Комплексные занятия по программе – «От рождения до школы».
4. А.А. Аджи «Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная деятельность – «Познавательное развитие».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы отправится путешествовать в прошлое? Все вместе давайте произнесем слова: «Раз, два, три покружись в прошлом окажись». (Дети садятся на стулья). Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним, как русская изба строилась. Давайте сядем поудобнее, «посидим рядком, да поговорим ладком». Например, захотел Тема построить себе избу, что он будет делать? Он приглашал соседей на помощь: ,, Люди добрые, соседи мои любимые! Сделайте одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне на помощь избу рубить, а я вас и хлебом, и солью, и квасом угощу’’. ,,Непременно придем”, - отвечали соседи.
Проводится игра ,,Приглашение”.
Воспитатель: В какое время года рубили деревья для постройки избы? И почему? (Зимой, оно самое сухое). Какие деревья выбирали? (Сосна и ель). Почему не трогали старые и молодые деревья? (Рассуждения детей).
Вывод: старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что все, что состарилось, должно доживать век спокойно. Слайды ,,Русская изба’’.
На Руси в старину говорили: не строить, а рубить избу. Кто нам объяснит, почему так говорили? Потому что топор, был единственным орудием труда у мастеров, топором деревья рубили. Топором сучья обрубали, топором кору стесывали и, даже избу складывали. Только топор и помогал. Вот такие мастера на Руси были: умные, сильные, старательные, дружные. А уж как закончат дело, так начиналось веселье с гармошкой, песнями, частушками. Всегда помнили поговорки: ,,Кончил дело – гуляй смело’’, ,,Делу время – потехе час’’.
Песня ,,Как за нашим за двором’’.
Воспитатель: ,,К нам кажется кто-то идет в гости’’. Приходит старик (достает из сундука холст). Воспитатель: ,,Дедушка, а почему он такой мятый?’’.
Дедушка достает из сундука рубель: ,,сейчас я его поглажу’’. (потом дети пробуют).
Что же происходит? Почему ладить неудобно: (ответы детей).
Люди заметили, что одежду может хорошо разгладить предмет, когда он тяжелый и горячий. (Достает железный утюг).
Ребята, а чем ваши мамы гладят вашу одежду? (Дети рассказывают об электрическом утюге).
Воспитатель: ,,Дедушка, а что еще есть в твоем сундучке’’. Достает из сундука лучину, свечку, настольную лампу, фонарик.
Игра ,,Что сначала, что потом’’. А у меня еще есть предметы. (Достает гвоздь, подкову, деревянные игрушки).
Игра ,,Убери лишнее объясни почему’’.
Дедушка: ,,Что то я устал и проголодался. Не угостите ли меня чаем’’.
Воспитатель: ,,Конечно дедушка, не только, чаем, но и пирожками’’. (Дети лепят из соленого теста пирожки).
Угощают дедушку.
Воспитатель: ,, Ребята мы с вами побывали сегодня в прошлом времени. Что интересного вы узнали’’. Посмотрите, а у нас стоят красивые горшочки. Сейчас я вам дам жетончики. Если вам понравилась игра – путешествие вы кладете жетон в веселый горшочек, если не очень то в ,,удивленный’’.