Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников

Дата публикации: 2018-01-31 20:36:40
Статью разместил(а):
Малик Светлана Алексеевна

Народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников

Автор: Малик Светлана Алексеевна

 

Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Задачи: 

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.

2. Закрепить знания участников мастера-класса об организации и проведении игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.

Материалы: мячик средних размеров, атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игры, 3 корзиночки.

Участники мастер-класса приглашаются занять свои места. 

Уважаемые коллеги! Я считаю, что русская народная игра - одно из средств воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. И вот почему!

Современный мир сложен и многообразен. Сегодняшние дошкольники совсем не похожи на детей, которые ходили в детские сады 20-30 лет назад. Может быть поэтому в мире информатики, робототехники, гаджетов не нашлось места такому традиционному средству педагогики, как народные игры. И напрасно!

В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.

Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Уважаемые педагоги! Начать нашу работу я предлагаю с составления мини-картотеки русских народных игр. В этом мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:

1. Русские народные игры отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью (Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и распределяют по выделенным группам).

А пока участники выполняют задание, уважаемые зрители, хочу раскрыть значение  слова, «Чур меня!», которое мы произносим в играх.

У наших предков - язычников Чур был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно.

Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур меня!", то есть попросить:

"Чур, побереги меня!" Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур, тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. Ну, а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.

Днём данного божества является понедельник. Поэтому считают, если в понедельник с утра приговаривать «Чур мне», «чур меня», «чур моё» - то в семье будет лад и достаток.

(Участники – мастер-класса объясняют выполнение своего задания)

Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием и готовы рассказать какие игры вы отобрали.

По каким признакам вы классифицировали игры? (название, содержание, атрибутика)

Народные игры охватывают все образовательные области.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

Таря-Маря в лес ходила

шишки ела

нам велела

а мы шишек не едим

Таре-Маре отдадим!

Для младшего возраста выбираю наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору».

С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, развивала интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомила с пословицами, поговорками, приметами), а также с календарными народными играми. Это игры посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.

Уважаемые участники, собираю вас на игру! («Заря – заряница»,«Звонари», «Бабушка Маланья»)

Я провожу русские народные подвижные игры на прогулке, включаю в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечениях, динамическом часе, физминутках. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.

Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

«Заря - заряница» 

Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников- водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря - заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Игра «Звонари» 

А играли на Руси в нее так. Выбирались двое ребят: один с колокольчиком - звонарь, другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а звонарь и жмурка выходили на середину круга. «Жмурке» завязывали глаза. Звонарь приговаривая: «диги- дон, диги-дон, отгадай откуда звон!»- увертывался от жмурки, который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Игра «Колечко» 

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три- четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Правила: Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя; Водящий говорит слова: «я иду искать» - с закрытыми глазами; играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

Игра «Бабушка Маланья»

Дети идут хороводом,имитируя движения и приговаривая:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей (дети становятся лицом в круг)

И все без бровей (закрывают ладонями брови)

Вот с такими глазами (широко раскрывают глаза)

Вот с такими ушами (показывают уши, как у слона)

Вот с такой головой (соединяют руки над головой)

Вот с такой бородой (показывают длинную бороду)

Они не ели, не пили,

Целый день сидели (садятся)

Друг на друга смотрели (поворачивают голову в разные стороны)

Делали вот так! (ведущий показывает какое-либо движение, а игроки

пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал, тот ведущий).

Игра «Кукушка»

К нам кумушка в огород

Залетела и поёт.

Ты, кумушка, не зевай,-

Кто кукует – отгадай!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Уважаемые коллеги! Завершить мастер-класс хочется известным изречением: если вы хотите узнать душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети. К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни. Поэтому наша задача как педагогов сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции.

 

.  .  .