Народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников
Народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников
Автор: Малик Светлана Алексеевна
Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.
2. Закрепить знания участников мастера-класса об организации и проведении игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.
Материалы: мячик средних размеров, атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игры, 3 корзиночки.
Участники мастер-класса приглашаются занять свои места.
Уважаемые коллеги! Я считаю, что русская народная игра - одно из средств воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. И вот почему!
Современный мир сложен и многообразен. Сегодняшние дошкольники совсем не похожи на детей, которые ходили в детские сады 20-30 лет назад. Может быть поэтому в мире информатики, робототехники, гаджетов не нашлось места такому традиционному средству педагогики, как народные игры. И напрасно!
В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.
Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Уважаемые педагоги! Начать нашу работу я предлагаю с составления мини-картотеки русских народных игр. В этом мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:
1. Русские народные игры отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью (Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и распределяют по выделенным группам).
А пока участники выполняют задание, уважаемые зрители, хочу раскрыть значение слова, «Чур меня!», которое мы произносим в играх.
У наших предков - язычников Чур был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно.
Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур меня!", то есть попросить:
"Чур, побереги меня!" Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур, тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. Ну, а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.
Днём данного божества является понедельник. Поэтому считают, если в понедельник с утра приговаривать «Чур мне», «чур меня», «чур моё» - то в семье будет лад и достаток.
(Участники – мастер-класса объясняют выполнение своего задания)
Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием и готовы рассказать какие игры вы отобрали.
По каким признакам вы классифицировали игры? (название, содержание, атрибутика)
Народные игры охватывают все образовательные области.
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Например:
Таря-Маря в лес ходила
шишки ела
нам велела
а мы шишек не едим
Таре-Маре отдадим!
Для младшего возраста выбираю наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору».
С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, развивала интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомила с пословицами, поговорками, приметами), а также с календарными народными играми. Это игры посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.
Уважаемые участники, собираю вас на игру! («Заря – заряница»,«Звонари», «Бабушка Маланья»)
Я провожу русские народные подвижные игры на прогулке, включаю в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечениях, динамическом часе, физминутках. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.
Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
«Заря - заряница»
Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников- водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря - заряница, Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два - не воронь,
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Игра «Звонари»
А играли на Руси в нее так. Выбирались двое ребят: один с колокольчиком - звонарь, другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а звонарь и жмурка выходили на середину круга. «Жмурке» завязывали глаза. Звонарь приговаривая: «диги- дон, диги-дон, отгадай откуда звон!»- увертывался от жмурки, который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.
Игра «Колечко»
На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три- четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Правила: Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя; Водящий говорит слова: «я иду искать» - с закрытыми глазами; играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.
Игра «Бабушка Маланья»
Дети идут хороводом,имитируя движения и приговаривая:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей (дети становятся лицом в круг)
И все без бровей (закрывают ладонями брови)
Вот с такими глазами (широко раскрывают глаза)
Вот с такими ушами (показывают уши, как у слона)
Вот с такой головой (соединяют руки над головой)
Вот с такой бородой (показывают длинную бороду)
Они не ели, не пили,
Целый день сидели (садятся)
Друг на друга смотрели (поворачивают голову в разные стороны)
Делали вот так! (ведущий показывает какое-либо движение, а игроки
пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал, тот ведущий).
Игра «Кукушка»
К нам кумушка в огород
Залетела и поёт.
Ты, кумушка, не зевай,-
Кто кукует – отгадай!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Уважаемые коллеги! Завершить мастер-класс хочется известным изречением: если вы хотите узнать душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети. К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни. Поэтому наша задача как педагогов сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции.