Современные здоровьесберегающие технологии в соответствии с ФГОС ДО
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Автор: Елдулова Наиля Зуфаровна
МАДОУ № 79, город Томск
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. По- этому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи со- временного дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи
Задачами здоровьесберегающих технологий являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и систем ного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здор вом образе жизни;
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Принципами здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании яв- ляются обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отно- шения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Позволяет дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, свяанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и по- мощи.
Здоровьесберегающие технологии являются инновационными, так как способствуют развитию предвидения последствий своего поведения по сохранению и укреплению здоровья, разработке психолого-педагогических условий погружения ребенка в среду, влияющую на психологическое здоровье.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образова- тельные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ обеспечивают со- хранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соот-ветствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:
• технологии профилактики заболеваний;
• осмотр с участием узких специалистов, приходя- щих из поликлиники;
• коррекция возникающих функциональных отклонений;
• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья);
• реабилитация соматического состояния здоровья;
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее-зимний период, витами- низация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты);
• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
· закаливание КГН;
· беседы по валеологии
; · спортивные праздники;
· спортивные развлечения и досуги;
· недели здоровья;
· соревнования;
· прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Список литературы:
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально ориентированный под- ход, 2000.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
3. Сивцова А.М. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях». Методист. – 2007.