Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Дата публикации: 2018-01-13 18:25:26
Статью разместил(а):
Сауткина Галина Николаевна

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Автор: Сауткина Галина Николаевна

МБДОУ «Детский сад №13» г. Сасово, Рязанская область

 

         Всё чаще мы, педагоги, наблюдаем детей, имеющих сильную эмоциональную привязанность к родителям, особенно к маме. В данном случае педагогу приходится мобилизовать все свои силы: педагогический опыт, хитрость, внутренний потенциал. Проще говоря, ему приходится на какое-то время становиться актёром, режиссером, фокусником. Родители же просто теряются и не знают, как нужно себя вести во время адаптации ребёнка к детскому саду.

Примеры  поведение ребёнка в детском саду.

1. Любимая игрушка. Обычно такой ребёнок  берет с собой игрушку в сад, может быть и не одну,  приносит  и уносит  её каждый день, меняет игрушки ежедневно или ходит  только с одной, особенно любимой.  В данной ситуации игрушка для ребёнка является в своём роде частичкой его домашнего мира – “с ней не так страшно идти в сад, мне будет, во что там играть ”, - думает ребенок.

2. Истерика с утра. Она может начаться у ребёнка по дороге в детский сад, неожиданно перед входом в сад или как только вы зашли в раздевалку. Здесь важно, чтобы родители как можно быстрее помогли переодеться ребёнку и передали его воспитателю, чтобы  не усугубить ситуацию новым наплывом слёз и капризов. Многие дети, зайдя в группу, быстро успокаиваются и отвлекаются за игрой. А  если  ребенок  долго  не может  успокоиться, мы, воспитатели, стараемся  его отвлечь, приласкать, переключить его внимание на что – то другое, интересное.

3.  Единоличники. Как правило, такие дети вначале единоличны и требуют особенного внимания со стороны воспитателя: нужно ответить на вопросы, поиграть с ним в его игрушку. Педагогу должно быть интересно всё, чем интересуется малыш. Ребёнок начинает видеть в своём воспитателе своего союзника, привыкать к нему. Это очень хорошо! Может быть, завтра или послезавтра ему не так страшно будет идти в детский сад. Воспитатель привлечёт к игре уже 1–2 других детей, и круг общения ребёнка начнёт потихоньку расширяться. 

4. Отказ от приема пищи. В период адаптации  ребенка к детскому  саду  происходит еще и адаптация к пище. Ведь не в каждой семье молодые родители  готовят  творожные запеканки, зразы, каши… Поэтому воспитателю просто необходимо постепенно приучить каждого малыша к новому меню. Для этого я  использую  театрализованный  прием «Рукавички – кормилки».

Некоторые родители считают, что мы, воспитатели, как волшебники. Мы должны  сделать так, чтобы  их ребенок быстро привык к  новой обстановке,  к окружающим его людям и сверстникам, по утрам шел в садик без слез и возвращался  домой в хорошем настроении. Но, уверяю вас, все не так просто. Этот процесс трудоёмкий  и  по времени индивидуальный для каждого воспитанника. Тяжело адаптируемый ребёнок пройдёт через несколько этапов своего становления в группе, прежде чем мы увидим, что вот он уже улыбается, смеётся и не хочет уходить из детского сада.

Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети, и даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет  усиливаться раз от раза. Поэтому здесь кроме работы  с детьми, необходимо в первую очередь работать  с родителями.

Вопросы адаптации ребенка к детскому  саду обсуждаются уже на первом родительском  собрании, еще до поступления малыша  в садик. Мы знакомим родителей с тем, что такое  адаптация, с ее формами (легкая, средняя, тяжелая). Даем  необходимые  консультации и рекомендации.

Например:

- расширять круг общения ребенка, чаще ходить с ним в гости, обсуждать, что делают и  как ведут себя дети на детской площадке, поощрять и поддерживать его инициативу в общении с окружающими. Другими словами - учить ребенка общаться!

-учить малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать).  Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Поэтому обязательно нужно вовлекать ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром…  

А еще мы советуем  посещать адаптационную группу «Скоро в сад», которая была  создана в 2012 году в рамках областной инновационной площадки  по внедрению новых форм и методов работы в дошкольные учреждения. Она организована   для детей 1,5-2 лет. Это  универсальная форма  работы  с малышами  и  их родителями. Работа группы адаптации  очень востребована в городе, желающих ее посещать становится с каждым годом все больше. Создание данной формы работы с детьми и их родителями  позволило  повысить и закрепить престиж детского сада, сделать его более  привлекательным для семей, имеющих детей  младшего дошкольного возраста.

        Основная цель создания  данной группы – решение  проблем  адаптационного периода детей раннего возраста.  

      Перед педагогами  поставлены  задачи:
     1. Познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
     2. Наладить более тесный контакт между администрацией, педагогами ДОУ и родителями.
     3. Подготовить ребенка раннего возраста к безболезненной адаптации к детскому саду.
     4. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям  по вопросам  воспитания и  развития детей.
     5. Формировать у ребенка чувства защищенности и доверия к окружающему миру.

            Посещая группу «Скоро в сад», малыш обретает чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Он постепенно привыкает к тому, что мама может находиться не рядом с ним, а в другом конце комнаты, ребенок начинает получать удовольствие от самостоятельного исследования окружающего мира.

Посещая  нашу группу, родители узнают, каким образом можно стимулировать речевое и умственное развитие малыша в повседневной жизни. Наблюдая за тем, как общаются со своими детьми другие мамы, они смогут оценить сильные и слабые стороны своего общения с малышом и, возможно, что-то скорректировать, исправить.
            Адаптационная группа  функционирует с октября по май один раз в неделю: по субботам с 9.00 до 11.30. Мы работаем по программе воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» Смирновой Е.О., Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю. Программа охватывает все основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое. Смена деятельности не дает малышам почувствовать усталость.  

      Занятия состоят из нескольких блоков: 

1.      «Мамина школа» (Консультации, семинары-практикумы)

2.      «Школа этикета» (Учимся общаться с окружающими детьми и взрослыми, здороваться, прощаться)

3.      «Маленький художник» (Конструирование, лепка, аппликация, рисование)

4.      «Веселые нотки» (Музыкальные занятия, движения под музыку)

5.      «Здоровячок» (Развитие ловкости, быстроты реакции, силы, координации движений)

6.      «Волшебная страна « Сенсорика» (Обучение количеству, форме, цвету)

Не все блоки присутствуют на каждом занятии. Они чередуются, по-разному соединяются.

            Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная, поэтому предметно – развивающая среда создана с учетом этой возрастной особенности ребенка. В группе имеется кукольный уголок с достаточным количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты.

В этот период практическую ценность представляют дидактические наборы – шары, кольца, кубики, цилиндры, пирамиды разной величины, матрешки. Дети с удовольствием играют с игрушками – двигателями  -  машинами, тележками, каталками, с  крупным строительным материалом. В зоне доступности находятся плоскостные фигурки людей, животных, сказочных персонажей.

В музыкальном уголке можно  пошуметь  бубнами, погремушками, маракасами,  постучать в  барабаны.

Для развития мелкой моторики рук у нас имеются специальные дидактические игрушки, пособия (тренажеры с крышками, шнуровки, пуговицы, рамки – вкладыши, мягкие пазлы). С этой же целью мы включаем в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм, цветов и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления.

Для маленького ребёнка игрушкой служит всякая вещь, стоимость её при этом далеко не самый важный показатель полезности. Так, мы решили изготовить из пустых пластиковых бутылок и коробок развивающие игрушки: «Волшебные камешки», «Осенние листочки», «Шишки для белочки», «Цветные бутылочки», «Крупяной бассейн». Содержимое баночек, коробочек, бутылочек в этих играх самое разнообразное: камушки, листочки, цветные пуговицы, бусины, крупа, шишки, жёлуди, ткань, пенопласт, вода разных цветов и т.д.

Хорошо зарекомендовали себя  в период адаптации  малышей к детскому саду такие пособия, изготовленные своими руками, как «Сенсорное одеяло», дидактические пособия «Арбузная долька», «Волшебный горошек», «Мышки в сыре», «Сенсорный пульт», «Теремок». Они способствуют стабилизации эмоционального состояния ребенка, становлению позитивного отношения к детскому саду, служат более легкому освоению «новичка» в коллективе. 

Сенсорное одеяло – это комплексное дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности воспитанников. Оно выполнено в виде прямоугольного одеяла, простеганного с наполнителем (синтепон), размером  1,5х2м. На нем присутствуют разнообразные сочетания развивающих  элементов, направленных на обогащение сенсорного опыта детей, развитие мелкой моторики, сенсомоторной координации, логики, тактильных ощущений ребенка и формированию элементарных знаний об окружающем мире.

            На основу одеяла прикрепляются развивающие элементы:

·         клумба с цветами,

·         огород с овощами,

·         домики,

·         машина,

·         озеро,

·         солнце,

·         облака,

·         радуга,

·         дерево с плодами,

·         насекомые,

·         птицы,

·         животные и др.

            Элементы фиксируются при помощи липучек, крючков, пуговиц, кнопок. Их можно трогать, гладить, пристегивать – отстегивать, открывать – закрывать и т.д. Детали сшиты из тканей разной фактуры. Для мелких фигурок, в основном использовала фетр. Этот материал приятный на ощупь, имеет яркие цвета, хорошо сохраняет форму, с ним легко работать. Пристегивающиеся игровые элементы могут быть использованы и отдельно от одеяла для работы с детьми.

            Одним из достоинств моего сенсорного одеяла является его размер. Дети могут расположиться по кругу и, не мешая друг другу, выбрать себе занятие по интересам. Данное дидактическое пособие отлично зарекомендовало себя в период адаптации воспитанников к условиям ДОУ.

            Кроме того, на сенсорном одеяле можно полежать и поиграть в игрушки, рассматривать и ощупывать различные красивые пуговицы, ленточки, замочки, кармашки и т. д. Оно учит классифицировать и обобщать предметы (овощи, фрукты, деревья, животные и т. д.), помогает знакомить детей со свойствами предметов. Можно тренировать внимание, задавая вопрос: «А где же спряталась лягушка?» и т.д.

            Как известно, все детишки фантазеры и мечтатели, они и сами придумают множество вариантов игр на «волшебном одеяле».

Дидактические  «Арбузная долька», «Волшебный горошек», «Мышки в сыре» выполнены в технике вязания из ниток ярких цветов. С их помощью можно научить ребенка распознавать основные цвета, развивать мелкую моторику рук, учить соотносить количество «один-много», определять положение предмета в пространстве.

             Показателем результативности работы группы «Скоро в сад» является высокая степень адаптации  ребенка при поступлении  в группу. В семьях, где дети посещали адаптационную группу, легкая степень адаптации отмечалась в среднем у 80% воспитанников, средняя степень – у 20%, тяжелой степени адаптации не выявлено.

 

Советы  молодым воспитателям из опыта работы.

• Не игнорируйте слова ребенка. Когда он без конца повторяет “мама        придет”, – он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.

• Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки, обойдите вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а затем попробуйте оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро вернуться. Уйдите на несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Он будет учиться понимать, что вы всегда рядом.

• Если ребенок продолжает постоянно следовать за вами, подключите его к своим делам. Посадите рядом с собой на стульчик, если вы моете посуду, попросите помочь убрать игрушки, предложите принести книжку, чтобы почитать ее вместе с другими детьми и пр. Поступая таким образом, вы установите некоторую дистанцию между собой и ребенком и в то же время будете вместе с ним.

• Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным. Равнодушие, апатия – один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать диалоги персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра больше заинтересует малыша.

• Не забывайте поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как “сорока-ворона”, “догонялки”, “прятки”. Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы.

• Организуйте с малышом интересные, успокаивающие занятия с водой, песком, сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги, с помощью настольного театра покажите ему сценки из сказки и пр.

• Организуйте такие же игры между несколькими детьми. Вы будете по-прежнему в центре ситуации, но с вашей помощью дети смогут весело поиграть друг с другом.

• Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения.

   А наградой для вас  станет хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам!

.  .  .