Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развлечение по опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы

Дата публикации: 2018-01-08 17:34:05
Статью разместил(а):
Орлова Светлана Фридриховна

Развлечение по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы

Автор: Орлова Светлана Фридриховна

МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга», г. Шумерля, Чувашская Республика 

 

Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха и воды в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды,  и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей. 
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводыи объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.

 Оборудование и материалы: 
столы, накрытые клеенкой, соль, сода, перманганат калия, лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 апельсина, 2 сырых яйца, воздушный шарик, мерные ложечки, пипетки, пинцет, палочки деревянные, соломинки для коктейля, макет вулкана- гейзера, колонка со спокойной музыкой.

Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок. 

 

Ход развлечения: 

В группе оборудована минилаборатория. Входят дети (на головах одноразовые шапочки, на груди - фартуки).  

- Ребята, вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают) 
-Правильно, лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают) 
Предлагаю вам поиграть в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории, а я, так как старше вас, буду старшим научным сотрудником.  И мы с вами, как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные опыты с водой и воздухом.

(Отправляемся в научную лабораторию, на наши рабочие места).
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
• вставать с места,

• трогать оборудование и приборы, 

• засовывать что-либо в нос, рот, уши. 

 

-Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) 
-Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. 
-И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают) 
ЕСЛИ ДЕТИ ОТГАДАЛИ
-Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этом зале смогут увидеть воздух. 
ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЛИ
-Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку. 

1. Детям предлагается подуть через соломинки в стакан с водой. 

-Что мы видим? (Дети: Пузырьки воздуха, воздух) 
-Откуда берется этот воздух? (Дети: Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку) 
-Куда деваются пузырьки воздуха? (Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал) 
-Почему пузырьки не остаются в воде? (Дети: Потому что воздух легче воды) 
-Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.
-Какого цвета воздух? (Дети: Никакого, воздух прозрачный) 
-Можно ли услышать воздух? (Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты).  

 

2. Предлагаю детям надуть шарики, а затем выпустит воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук (Дети смеются). 

- Что мы слышим? (Дети: Воздух) 

- Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух?
(Дети отвечают.Воспитатель побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.).

 3. А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами).
- Значит, что лежит в этом пакете? (Дети: апельсин. Открываю пакет, в нем лежат апельсиновые корки).
- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (Вытряхиваю корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).
- Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).

- В итоге, воздух не пахнет, пахнут предметы в нем!

4. Воспитатель достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.) 
- Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой корки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды). 

 

Физ. минутка: дети становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то топают ногами.
Игра "Бывает - не бывает".
•Воздух бывает теплый? (Бывает)
• Воздух бывает чистый? (Бывает)
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает)
• Воздух бывает легкий? (Бывает)
• Воздух бывает грязный? (Бывает)
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает)
• Воздух бывает холодный? (Бывает)
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит). Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом. 

5. В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. (Дети активно помогают в проведении опыта). 

6. - А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятиях по рисованию мы учимся смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий). Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый). 

7. - Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом. 
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем). 
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной). 

Физ. минутка:  танец «Раз ладошка, два ладошка». 

 

8. - В заключении нашей встречи предлагаю вам устроить вулкан! Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет… Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер! Мои помощники уже сконструировали кратер (достает макет гейзера), осталось только его активировать! 

Приглашает детей подойти поближе. Дети насыпают в «кратер» соду и лимонную кислоту, воспитатель выливает в кратер воду и, зал ахает от неожиданности – гейзер извергает шипучий фонтан.  

 

- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают).

 – Мне, ребята, очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие помощники-лаборанты. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия. Лаборанты сегодня очень хорошо планировали свою работу.

И я хочу вам сделать небольшие подарки – блокноты, куда вы можете записывать, зарисовывать все свои интересные наблюдения.

- На этом наше путешествие в лабораторию опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своими родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья! 

.  .  .