Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.08.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Совместная деятельность с детьми раннего возраста по развитию познавательной активности ребенка

Дата публикации: 2018-01-07 15:47:09
Статью разместил(а):
Бабик Светлана Николаевна

Совместная деятельность с детьми раннего возраста по развитию познавательной активности ребенка

Автор: Бабик Светлана Николаевна

МАДОУ 68 «Чебурашка», Великий Новгород

 

Введение 

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии и современной педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.

Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Целью работы является изучение особенностей познавательной активности у детей раннего возраста, и определить основные пути ее формирования.

Задачи:

· рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;

· исследовать освещенность в научной литературе познавательной активности в психологии и педагогике;

· определить критерии сформированности познавательной активности;

· рассмотреть методики формирования познавательной активности.

1.1. Теоретическое обоснование

Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического развития ребенка в раннем возрасте. Нормально развивающийся малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающими, быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его, с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными предметами и веществами. Такое познание захватывает малыша, вызывает у него интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

Исследовательская активность ребенка развивается, совершенствуется, усложняется на протяжении всего раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития, как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Богатая и разнообразная предметная среда, побуждающая малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития познавательной сферы.

Как отмечает Е.О.Смирнова [13, стр. 5], предметная деятельность способствует развитию познавательной активности ребенка, совершенствованию психических процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. В процессе знакомства с предметами и способами их использования совершенствуются все психические процессы. Полноценное психическое развитие может осуществляться только в процессе целенаправленной организации разных видов деятельности детей, и, прежде всего – ведущей предметной деятельности, в ходе которой совершенствуются все психические процессы в их взаимосвязи.

В целостной системе психических функций в раннем возрасте доминирует восприятие. По словам Л.С. Выготского, «…все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия…ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия. Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия развития». [4, стр. 15]

Как отмечает Е.О. Смирнова [13, стр. 13], развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Особое значение имеют действия, которые называются соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твердость, местоположение и прочее. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине.

Как указывает Л.А.Венгер [3, стр. 26], в 2-2,5 года для ребенка, становится доступным зрительный подбор по образу, когда из двух предметов разной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец. Зрительный выбор по образцу – гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или примеривание. Причем, как отмечает Е.О. Смирнова [13, стр. 45], сначала дети выбирают предметы одинаковые по форме, потом по величине и лишь потом – по цвету. Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные свойства. Ребенок познает окружающий мир с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния. Восприятие в раннем возрасте тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия.

Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов, по мнению Л.Р.Болотиной [1, стр. 39], необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и не точным. А.А.Люблинская указывает, что на протяжении первых трех лет жизни ребенка возникают новые многообразные потребности.

Среди них особое значение имеют социальные потребности в активной познавательной деятельности и общении с людьми.

В раннем возрасте активность ребенка имеет ярко выраженный ориентировочно-исследовательский характер. Она мотивируется желанием ребенка узнать “что это такое?”. Потребность ребенка в активной деятельности и ярко выраженное ориентировочно-исследовательское отношение к окружающему быстро формирует его познавательные чувства: сначала ребенок только удивляется новому, т.е. проявляет любопытство, а затем в дошкольном возрасте уже отчетливо проявляет любознательность, т.е. желание узнать то, что можно воспринять как новое, удивительное. Степень успешности процесса формирования познавательной активности зависит от влияния системы внешних и внутренних факторов.

К внутренним относятся биологические факторы, а также психические свойства личности (способности, характер, темперамент и направленность), к внешним социальные и педагогические.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Как отмечает Т.М. Землянухина [6, стр. 55], источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой – последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности ребенка.

Познавательная активность является природным проявлением интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами.

Об интересах ребенка и интенсивности его стремления познакомиться с определенными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех, и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к этому объекту.

Таким образом, познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интерес к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. И поскольку уровень познавательной активности всегда взаимосвязан с уровнем развития предметной деятельности ребенка, познавательная активность выступает как важнейший параметр предметной деятельности.

1.2. Роль воспитателя по развитию познавательной активности

    Важнейшей потребностью ребенка в раннем возрасте является потребность в сотрудничестве со взрослым. К трем годам ребенок прекрасно осознает и понимает разницу между активностью, идущей от него самого, и активностью, идущей от взрослого, направляющего и регулирующего его деятельность. В период собственной активности он крайне отрицательно относится к любому вмешательству со стороны взрослого. Этот момент имеет принципиальное значение для развития детской самостоятельности и независимости.

Выделяют два вида взаимодействия взрослого и ребенка по формированию познавательной активности.

1. Субъектно-объектные отношения. Следует отметить, что воспитателя как субъекта педагогической деятельности характеризуют: активность, адекватность самооценки, уровня притязаний. Педагогическая деятельность проектирует нужные условия использования необходимых механизмов формирования познавательной активности. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. Ребенок накапливает индивидуальный опыт, овладевает системой, упорядоченностью действий.

2. Субъектно-субъектные отношения. В подобной деятельности субъекта механизм познавательной активности разнообразнее, сложнее, ближе к самой личности. Такого рода взаимодействие развивает способность детей к сотрудничеству, инициативность, креативность, коммуникативность. Познавательная активность приобретает прочную основу своего формирования. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, окрашивается яркими переживаниями в процессе неожиданных открытий, радостью самостоятельного продвижения, удовлетворение своими находками, приобретениями. Такое взаимодействие получило название личностно-деятельностное.

Оптимальной формой организации является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия.    

Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие партнерской позиции и партнерской формы организации. Понятие «партнерская деятельность» раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В ходе совместной деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и осуществление общей деятельности.

Что значит быть партнером детей? / по Н.А. Коротковой/:

· Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

· Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)

· Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)

· Открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе.)

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Воспитатели должны принимать участие в играх и занятиях детей как равноправные партнеры. Это означает, что взрослый не диктует малышам, что они должны делать, занимая позицию «над детьми», а предлагает выбор игр и занятий, ведет себя, как их равноправный участник. При этом он может присесть рядом с детьми на маленький стульчик или на ковер, выбирая позицию «глаза на одном уровне».

В совместной деятельности дети могут свободно выражать свои мнения, желания, чувства. Предлагая образцы действий в ходе совместной деятельности, не нужно требовать от детей точного их воспроизведения. Значительно важнее поощрять стремление им следовать, не ограничивая при этом собственную инициативу, изобретательность и фантазию ребенка.

Принимая участие в совместной деятельности с детьми, взрослый хвалит их за успехи, старание и настойчивость. Необходимо учитывать, что похвала всегда должна быть уместной. Ребенок, привыкший к неумеренной похвале, либо перестает замечать ее, либо начинает все делать только ради похвалы, все его стремление сводятся к тому, чтобы «быть хорошим». На самом деле он всегда должен быть уверен в том, что он хороший, что его любят. Иногда бывает лучше просто одобрить поступок или действие ребенка в процессе его выполнения. Например, сказать «хорошо» или «вот так!», или «правильно». Такие замечания помогают ребенку понять, что воспитатель оценивает его усилия независимо от того, успешны они или нет.

Важную роль в деятельности воспитателя, формирующего познавательную активность ребенка, выполняют приемы создания ситуации занимательности.

Особое место в этом ряду имеют такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе познавательной активности. Среди них важную роль играет постоянное обновление содержания, способов, форм самостоятельной работы, вызывающее у детей состояние ожидания от обучения чего-то нового, особенного. Этот прием, действует как стимул развития познавательной активности детей.

Выделяют различные стимулы, влияющие на формирование познавательной активности: значимость, занимательность, новизна, самостоятельность поиска, творческий характер деятельности.

1.3. Образовательная программа мадоу № 68 «чебурашка»

В раннем возрасте (1-3 года) образовательная программа реализуется в предметной деятельности и игре с составными и динамическими игрушками; экспериментировании с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общении с взрослым и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживании и действии с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятии смысла музыки, сказок, стихов, рассматривании картинок, двигательной активности.

В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

· ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;

· развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

В сфере ознакомления с окружающим миром 

Взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей

Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, а также грецкие орехи, каштаны, песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.

2. Методы, приемы, формы работы с детьми своей группы в рамках темы

Познавательное развитие детей раннего возраста невозможно без рационально организованной, насыщенной многообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами, развивающей предметной среды.

Уже с раннего возраста ребенок приступает к активному познанию окружающего мира. Постигать этот мир только посредством слова ребенку очень сложно, так как многие понятия и явления, которые он пытается осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут вразрез с его личным опытом. Для формирования у ребенка правильного, неискаженного представления о мире слову педагога нужна серьезная поддержка в виде различных средств наглядности: специального оборудования, картин и иллюстраций, наглядных пособий, книг и многое другое, одним словом предметно-пространственная развивающая среда.

В групповой комнате детей от 2до 3-х лет были созданы различные центры: центр изо, центр сюжетно-ролевой игры, центр книги, центр песка и воды, центр движения и др.

Особое место в  среде занимает совокупность предметов или практических материалов, соответствующих различным сферам психофизического развития детей. Поэтому, организация центра сенсорной культуры стало делом важным и необходимым. Он включает в себя материал, который  ориентирован на развитие отдельных чувств, таких, как тактильное (ощущение прикосновения), термическое (температурные ощущения), барическое (ощущение веса), стереогностическое (распознавание предметов путем ощупывания). Педагог стремилась к тому, чтобы весь материал обеспечивал бы одновременное участие тактильного и мускульного чувств, а также чувство обоняния и вкуса, зрительное и звуковое восприятие. Она наполнила сенсорный центр различными игрушками: матрешками, различными пирамидками, мозайками, игрушками с подвижными частями со звуковыми и тактильными элементами. Материал был подобран с учетом разнообразия цвета, формы, величины, свойств и качеств материалов, которые должны служить источником знаний о мире. Затем дополнила его различным материалом и оборудованием, стимулирующие развитие познавательной активности у детей.

Также оборудован дидактический стол с комплектом развивающих пособий: набором для завинчивания из элементов разных размеров, форм, цветов, различных шнуровок, игрушек на текстильной основе, досок с вкладышами и др. Много пособий было изготовлено своими руками. Главное назначение дидактического материала состояло не только в развитии двигательной и сенсорной активности детей. Его назначение – это развитие интеллекта ребенка и в конечном итоге – всей личности.

В группе находятся яркие и красивые игрушки, как для девочек, так и для мальчиков, музыкальные книги, игрушки для развития мелкой моторики, музыкальный магнитофон, мягкие пуфики и качалка. В центре сюжетно-ролевой игры действует «принцип свободы и самостоятельности действий», позволяющий ребенку самостоятельно определять его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действия, выбирать деятельность, проявляя свои индивидуальные склонности и способности и т. п.

Развивающая предметно-пространственная среду в группе была организована так, чтобы дети легко, свободно могли ориентироваться в ней и самостоятельно взаимодействовать с предметами. Каждому ребенку в группе предоставлена определенная свобода в выборе познавательной деятельности. Дети постоянно проявляли активность, интерес, любопытство к предметам, находящимся в группе. Действуя с материалами самостоятельно, каждый ребенок становился все более независимым от взрослых. У детей проявлялось любопытство и радость общения с предметами, что повышало внутреннюю мотивацию познания мира.

Важным моментом, влияющим на развитие познавательной активности и интереса к познавательной деятельности у детей, является познавательная мотивация. Воспитатель всегда осуществлял познавательную мотивацию через поощрение присущей детям любознательности, способствовал максимальной реализации возможностей каждого ребенка, насыщению его жизни познавательными событиями. Стремился вносить в групповую комнату элементы новизны: разнообразные яркие игрушки различного качества, коробочки, пирамидки, которые отличались функциональным разнообразием существенно стимулировало развитие общения с взрослыми и, следовательно, развитие познавательной активности у малышей.

Для развития познавательных способностей детей раннего возраста выступает важнейший вид деятельности – игра.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей ребенка.

Педагог использует разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретѐнные знания.

Например, в сюжетно- дидактической игре «Научим куклу одеваться» побуждает детей к произношению названий предметов одежды, их частей и действий. Похожие игры: «Напоим куклу чаем», «Мишка заболел», «Кукла в гости к нам пришла». В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. В процессе дидактических игр с природным материалом типа «Чудесный мешочек», «Поставь цветок в вазу такого же цвета» знакомство детей с листьями, цветами, фруктами, овощами. В этих играх уточняются и обогащаются представления о свойствах и качествах растений, формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности.

Играя в дидактическую игру – вкладыши «Домашние животные», дети не только берут в руки яркие, интересные фигурки животных, развивают мелкую моторику, но и закрепляют знания о домашних животных. В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов. Ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета.

Уровень развития детей раннего возраста находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук воспитатель использует пальчиковые игры, мозаики, игрушки шнуровки, разнообразные конструкторы. Развивающие игры для детей — это игры-задания, где включаются сравнение, анализ, обобщения. Например, развивающая игра для детей: ребенку предлагают коробочку, куда можно складывать предметы только определенного размера. Малыш на собственном опыте разбирается, как это происходит. Подбирая развивающие игры для детей, считается, что важнейшим фактором развития познавательных способностей детей раннего возраста является пример взрослых.

В развитии познавательных способностей дошкольников важно не объяснение, а положительный пример для подражания. Чтобы новый навык закрепился, воспитатель многократно повторяет одно и то же действие. Так дети с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие.

Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольников, педагог учитывает уровень их развития и их опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам малышам.

Развитие познавательных способностей детей невозможно без игр, в которых происходят и развиваются какие-то события. Это детские сюжетные игры.

Например, ребенок кормит любимого мишку, разговаривает с ним, предлагает добавку, вытирает мордочку, укладывает спать или строит солдатиков, которые маршируют и т. д. Для развития ролевой речи дети имеют возможность в группе играть в «Парикмахерскую», «Шоферов», «Дочки-матери», «Больница». Зная, что малыши, особенно в первой младшей группе, любят играть в одиночку, воспитатель дает им такую возможность, но в то же время привлекает детей и к совместным играм для того, чтобы научить культуре поведения в коллективе. Детские сюжетные игры необходимы для социализации ребенка, что, как известно, немаловажно для успешной жизни. Во время образовательной деятельности дети учатся слышать и понимать разные обращения взрослого. Дети упражняются в выполнении простейших заданий.

Эффективны в работе с детьми третьего года жизни дидактические упражнения с использованием несложных сюжетных картинок. Дидактическое упражнение «Поручение» способствует формированию умения группировать предметы по одному или нескольким признакам.    

Двигательная активность в первую очередь способствует развитию восприятия. Чем богаче двигательный опыт ребѐнка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми сталкивается ребѐнок в процессе образовательной деятельности по развитию движении. Выстраивая процесс ознакомления с ними детей, предлагает сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал, из которого сделаны.

Педагог, знакомя с мячом, предложил обхватить двумя руками мяч, погладить, надавить, при этом назвать качества (мяч круглый, резиновый, красный, гладкий).

Дети, запоминая предметы, запоминают словесные обозначения их качеств.    

Малышам очень нравятся игры - экспериментирования с водой, песком, камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов.

В центре экспериментирования внимание детей обращается на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, делается влажным, и тогда можно лепить из него пирожки для кукол, рисовать на нем палочкой.

В играх с водой ребенок узнает, что вода льется, проливается, ее можно переливать из ведра в тазик, она бывает холодной и теплой, чистой и грязной. Водой умываются, ей поливают растения. В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают. Если камешки намочить, то они изменятся – заблестят. Все действия сопровождаются  речью и карточками-помощниками.

Особенно интересны малышам опыты с сыпучими материалами: «Что же там спрятать?» В песок прячется какой-либо предмет, ребенок его ищет. Смешиваются камешки мелкого и среднего размера. Ребенок их перебирает в разные формы.

Разнообразные посильные трудовые поручения доставляют детям много радости, и вызывают интерес к трудовой деятельности. В то время, когда осуществляется уход за растениями в уголке природы, дети привлекаются к помощи. Они придерживают лейку, протирают листья фикуса, опрыскивают растения. Всякий раз инициатива детей, достижения ими положительного результата поощряются. На третьем году жизни существенно изменяется понимание речи окружающих, что обеспечивает возможность использования в развитии познавательных способностей художественной литературы.    

Раннее развитие невозможно без чтения книг детям. Книги для детей должны быть красивыми, яркими, увлекательными и интересными для малыша. Слушая и воспринимая книгу, ребенок учится думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Например, изучение темы домашних животных воспитатель начала с прочтения детям сказки «Курочка Ряба» и рассматривания к ней иллюстраций. А потом объяснила, что у бабушки и дедушки кроме кур живут: корова, коза, лошадь и другие животные, которые называются домашние, потому что живут у дома.

Слушая и запоминая содержание художественных произведений, малыши не только узнают новое, но, главное, приобретают опыт переживания, развиваются эстетически.

Детей знакомят с короткими художественными произведениями, понятными по содержанию, сопровождающимися иллюстрациями: «Цыпленок» К. Чуковского, стихи А. Барто, «Кто сказал мяу» В. Сутеева, рассказы Е. Чарушина, К. Ушинского и др. Особенно нравятся малышам русские народные сказки, песенки, потешки: «Идет коза рогатая», «Жили у бабуси..», «Сорока-сорока» и др. Они с удовольствием слушают рассказы, стихи, следят за развитием сюжета и эмоционально реагируют на него, просят повторить знакомые произведения.

Большинство изменений в окружающем мире ребѐнок может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. На прогулках дети непосредственно воспринимают природные объекты и явления. Малыши любят играть в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «У медведя во бору». Дети с удовольствием бегают и играют. Собираясь гулять, мы берем на прогулку куклу в одежде по сезону. При этом воспитатель советуется с детьми, что же лучше на нее надеть, обратив внимание на то, как одеты они сами. Взгляд ребенка привлекает, прежде всего, все яркое и красочное. Поэтому при наблюдениях на прогулках, выбираются самые яркие объекты и явления, присущие каждому времени года.

Например, на прогулке проводится наблюдение за ветром. Если вертушка сильно крутится – значит, ветер сильный. Это доставляет большую радость детям. В ветреную погоду обращаю их внимание на то, как ветер качает ветки деревьев, и предлагаю послушать его песню: «У-у-у» - это ветер дует.. Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, воспитатель старается не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом.    

Таким образом, познавательная сфера ребёнка раннего возраста активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях и событиях ближайшего непосредственного окружения. В результате целенаправленного руководства деятельностью детей, общения с ними, а также специального обучения их познавательное и умственное развитие к началу третьего года жизни достигнет уровня, обеспечивающего практическую ориентировку ребёнка в предметах и явлениях ближайшего окружения, понимания речи взрослых, способность регулировать свои действия по слову в процессе речевого общения с взрослыми.

Заключение

Благодаря познавательной активности сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности.

Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.

На протяжении учебного года у детей заметно изменились показатели развития. Большая часть детей стала разговаривать, многие знают основные цвета, форму предметов, у них развились такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, любознательность, настойчивость, интерес ко всему новому, доброжелательное отношение к другим детям и др. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях.

В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, воспитатель комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому дети научились понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.

 

Список используемой литературы:

1.                      Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для вузов. «Культура», 2005.

2.                      Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М.: 1966.

3.                      Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. «Дрофа», 2010.

4.                      Выготский Л.С. Психология развития ребенка. «Эксмо», 2006.

5.                      Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1986, № 1

6.                      Землянухина Т.М., Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников детских учреждений в раннем возрасте. М.: 1982.

7.                      Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: метод. рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / Сост. О.А. Карабанова [и др.]. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

8.                      Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями / О.А. Комарова // Справочник старшего воспитателя. – 2014. – №8.

9.                      Лисина М.И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослым / М.И. Лисина // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М., 1974. – С. 113–152.

10.                  Люблинская А.А. Детская психология. «Просвещение», 1971.

11.                  Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие: Метод. пособие / Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. – Мозаика-Синтез. Серия: Истоки, 2000. – 44 с.

12.                  Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста, М., Просвещение, 1996.

13.                  Смирнова Е.О. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду. «Русское слово», 2016.

.  .  .

technologi.site
technologi.site