Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Наставничество в ДОУ

Дата публикации: 2017-12-25 13:34:46
Статью разместил(а):
Бабичева Раиса Васильевна

Наставничество как форма адресного подхода к профессиональному становлению и развитию педагогов

Автор: Бабичева Раиса Васильевна

МОУ "Центр развития ребенка № 1", Волгоград 

 

   Одной из наиболее острых проблем в образовании России на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Система образования стремительно «стареет», поэтому необходим приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашей страны.

   Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в образовательном учреждении традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.

   Профессиональная адаптация педагога - это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установления взаимоотношений с педагогическим, родительским коллективами, с воспитанниками. Профессиональная адаптация зависит не только от приобретения знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и от наличия профессионально  значимых личностных качеств. Успешное становление воспитателя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе. Молодой воспитатель, начинающий свою педагогическую деятельность в детском саду, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но практика показывает, что начинающим воспитателям не хватает педагогического опыта.  

     Начинающие самостоятельную  деятельность педагоги обнаруживают, какой огромный объем работы им предстоит выполнить в кротчайшие сроки: написать тематические планы, подготовить планы занятий, занять статусное положение в коллективе, наладить отношения с воспитанниками, коллегами, администрацией, родителями. Многие молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на  инновации. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создавать  необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для их профессионального роста и более легкой адаптации  в коллективе.

Зачастую, можно выделить 2 категории педагогов ДОУ:

ü  Воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности (мастера педагогического  труда);

ü  Воспитатели с низкой квалификацией (молодые и неопытные педагоги), но стремящиеся к инновационной деятельности - это:

- педагоги, не имеющие дошкольной специализации со стажем менее 3-х лет,

- молодые специалисты, имеющие педагогическое образование со стажем до 1 года,

-молодые специалисты, имеющие педагогическое образование со стажем до 3-х лет.

Воспитатели выделенных категорий имеют различные образовательные потребности. И в этой связи возникает объективная потребность в организации разноуровневой, дифференцированной методической работы в детском саду с учетом специфики базового образования, индивидуальных особенностей, уровня профессиональных потребностей педагога,  наличия у него практического опыта работы с детьми. Наибольшую трудность испытывают воспитатели без категории, так как это вновь поступившие на работу люди. В соответствии с должностными  обязанностями начинающие воспитатели с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, но воспитателям, не имеющим специального образования, трудно написать план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями. А ведь со стороны родителей к ДОУ, к образованию ребенка предъявляются определенные требования.

            При приеме на работу молодых и  малоопытных воспитателей  заведующий детским садом беседует с ними, знакомит их с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом ДОУ, традициями, определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету с общими данными о себе. По возможности начинающий воспитатель направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение НОД, прогулки, любого режимного момента, дать необходимые советы, рекомендации, консультации,  ответить на возникающие вопросы.

  Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально. Как показывает практика, воспитатель добивается существенных успехов в том случае, если напарник по стилю деятельности похож на него. Когда есть большие стилевые различия, молодой воспитатель оказывается не в состоянии успешно заимствовать приемы работы опытного коллеги даже при высоком уровне его педагогического мастерства. Поэтому, следует обращать внимание на темперамент, темп работы начинающего воспитателя, чтобы определить ему напарника. Разумеется, межличностные контакты и сотрудничество могут развиваться и без участия руководителей.  «Новичок» сам сближается с опытными работниками и по собственной инициативе начинает ходить на их занятия, обращается за советом. Опыт показывает, что лучшая форма наставничества должна выступать как форма сотрудничества.

Цель и основные задачи работы с начинающими воспитателями.

Цель:

Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

1.       Создать условия для лёгкой адаптации молодых педагогов в коллективе;

2.       Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;

3.       Совместно планировать карьеру молодых педагогов с наставником.

В каждом детском саду  складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами,  используются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышению его профессиональной компетентности.

 Это:

-        обучение  на рабочем месте;

-        осуществление практики наставничества;

-         участие в работе методических объединений (ДОУ,  района);

-        самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

-        обучение на курсах повышения квалификации;

-        методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.

Данные формы преследуют цель – помочь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса.

Работу с молодыми специалистами необходимо строить с учетом трех аспектов их деятельности:

ü    "Старший воспитатель – молодой воспитатель" – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;

ü    "Молодой воспитатель – ребенок -  родитель" – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;

ü    "Молодой воспитатель – коллега" – оказание всемерной поддержки со стороны коллег.

Наставничество, направленное на  передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ДОУ.

 Молодые и малоопытные воспитатели получает поддержку наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. При этом используются разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например:

-        совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего;

-         помощь наставника при  составлении подробного конспекта НОД, помогает  выбрать  оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы в данное время.

-        помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности

-        дает нужные советы и рекомендует необходимую для работы литературу

-        вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих воспитателей и затем анализирует их

-        учит составлению календарно-тематических планов

-        знакомит с нормативными документами по организации воспитательно-образовательной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям воспитания дошкольников

-        посещает занятия, режимные моменты у своего подшефного и проводит их анализ

            При поддержке наставника молодой воспитатель начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Главное – активная позиция молодого педагога.

    Кроме осуществления педагогической помощи со стороны  - наставников в ДОУ можно организовать работу «Школы молодого педагога», где рассматриваются теоретические и практические вопросы организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками. Возглавляет Школу - старший воспитатель. Работа Школы осуществляется в соответствии с положением о «Школе молодого педагога», утвержденным заведующим ДОУ и планом работы на учебный год. В состав группы входят начинающие и без опыта работы воспитатели.

Заседания Школы созываются в соответствии с планом работы, но не реже 1 раза в месяц. В рамках Школы рассматриваются теоретические и практические вопросы. На заседания приглашаются наставники, воспитатели с опытом работы, специалисты.

При проведении занятий в "Школе молодого воспитателя" применяются разнообразные приемы:

-        решение педагогических ситуаций

-        метод имитации рабочего дня воспитателя,

-        "мозговой штурм",

-        решение кроссвордов.

 

Данные формы работы позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.

Таким образом, проводимая работа в «Школе молодого педагога» позволяет получить воспитателям, не имеющим специального дошкольного профессионального образования, элементарные знания об основах педагогики и психологии, овладеть основами педагогического мастерства. За период учебы они, возможно, осознают необходимость получения профессионального педагогического образования, чтобы реализовать себя полнее в профессии.

Молодой воспитатель  испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда, поэтому заметив педагогические успехи  «новичка», непременно надо  отметить их на методических часах, педагогических советах. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.

Ведь там, где опора на положительные качества воспитателя в сочетании с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.

 

Портфолио молодого специалиста

Педагог-наставник и молодой специалист создают портфолио начинающего педагога, куда вносятся педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.

Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отмечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда.

Создание портфолио позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим воспитателем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности.

В практике детского сада широко используется такая форма методической работы как открытые просмотры. Молодые воспитатели также привлекаются к открытым показам.

Вопросы воспитания и обучения также обсуждаются в ходе круглых столов с участием педагогов-наставников, активно используются семинары – практикумы, где теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Для помощи молодым воспитателям в методическом кабинете детского сада оформляются педагогические материалы  с результатами деятельности по направлениям работы воспитателей ДОУ.

С целью стимулирования творческих проявлений молодых воспитателей в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы,  разнообразные выставки продуктов детского творчества и т.д.

   Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых и малоопытных воспитателей позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию,  раскрыть свою индивидуальность.

Педагог- наставник – это:

-        Чуткий, душевный человек         

-        Корректный человек.

-        Высококлассный специалист.

-        Энтузиаст своей профессии.

-        Творческий педагог.

-        Учитель, наставник и друг.

.  .  .