Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений дошкольников

Дата публикации: 2017-12-25 10:03:24
Статью разместил(а):
Диденко Лилия Аркадьевна

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Автор: Диденко Лилия Аркадьевна

МБДОУ «ЦРР- детский сад № 31», г. Троицк

 

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Решить данную проблему непросто без учёта особенностей возраста и личностных качеств ребёнка.


Не секрет, что понятия «ребёнок» и «игра» неразделимы. Для ребенка игра – это основной и естественный способ общения. По сути — театр и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить, подчинить ее образовательному и воспитательному процессам, посредством ее решать разнообразные проблемы малышей, в том числе и речевые.


Исполнение взятой на себя роли позволяет самореализоваться самому застенчивому и стеснительному малышу–отсюда появляется уверенность в себе, повышается самооценка. Он занимается тем, что ему интересно (играет), а отсюда поставленные задачи решаются быстро и эффективно.

Используя театрализованную деятельность в качестве средства для коррекции речевых нарушений, педагог не задаётся целью развить у детей профессиональные актерские умения.  Главной целью является создание условий для исправления речевых нарушений и развития мотивации дошкольников на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи:

  • развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
  • коммуникативная функция, развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
  • обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
  • развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
  • развитие эстетических способностей.

Приобщение ребенка к театрализованной деятельности обычно происходит поэтапно: от более лёгкого к сложному.

Проводя элементарные манипуляции с персонажами «театра теней», ребёнок получает возможность почувствовать динамику, последовательность событий.

 «Пальчиковый театр» открывает широкий спектр возможностей для работы с артикуляцией, звуками, дыханием. Никаких лишних движений – только речь. А главное, дети продолжают играть самостоятельно, используя слова и звуки, предложенные воспитателем в сценарии.

Большой популярностью среди детей пользуются театры, изготовленные из бросового материала ими самими под руководством педагогов или родителей:
«Колпачковый театр».

Детям очень нравится, когда кукла то прячется, то выскакивает из кулёчка. Всегда доставляет огромное удовольствие наблюдать, как дети разговаривают от лица своей куклы. Речь окрашивается эмоционально  (грустный, веселый, сердитый, обиженный, удивленный).

"Театр ложек"

"Театр варежек или перчаток!"

"Плоскостной палочковый театр"

 

Готовые куклы ребенок перемещает над ширмой и при этом двигается сам. Речь связывается с движениями, обогащается интонациями, объединяется в едином сценарии, ребенок контролирует себя, соблюдая очередность в произношении текста.

После открытого мероприятия «Вместе с куклой говорим», идеей совместить интересную для детей деятельность с полезными коррекционными упражнениями, играми заразились большинство родителей. В нашем детском саду был объявлен конкурс для детей и родителей воспитанников "Кукла - самоделка". В результате коррекционно-образовательная среда пополнилась яркими персонажами для диалогов, игр и мини-спектаклей.

Для закрепления образовательных тем “Ознакомление с окружающим миром” на занятиях по ручному труду и аппликации, мы создаем плоскостные виды изучаемых предметов: птицы, рыбы, насекомые и т. д. Получается “театр на веревочке”. Разыгрывая театральные постановки с такими персонажами. Дети легко запоминают информацию об объектах. Быстро обогащается словарный запас, закрепляются и расширяются знания.

Одной из эффективных форм убедительно считается и “театр масок”. Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется мимикой и движениями тела.

“Театр Би–ба-бо” отличный помощник в развитии диалоговой речи. Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы.

 

И, наконец, самый интересный и самый сложный для детей “сценический театр”.  Когда ребенок сам становится персонажем: это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.

Целый комплекс мимических упражнений, где дети старательно тренируют лицевые мышцы, формируется правильное дыхание, четкая дикция, интонации, артикуляция.

 Заученные тексты произносятся в нужном месте, соблюдается очередность, совершенствуется монологическая и диалоговая речь. И все это происходит одновременно.

В процессе работы тексты спектаклей корректируются в соответствии с требованиями логопеда: заменяются, вставляются и исключаются слова с учетом возможностей ребенка.

Сложно, но интересно! А участие в спектакле – это огромный стимулирующий фактор.

Для усиления эмоционального восприятия сценического сюжета используются декорации. Для ребенка легче войти в роль, легче проникнуть в суть происходящего на сцене, почувствовать и воспроизвести характер своего героя, если хорошо подобрано сценическое оформление,

Помещая персонаж среди декораций, ребенок легче входит в образ, фантазирует, раскрываются его творческие способности.

Театр понятен, доступен, интересен каждому малышу. С его помощью ребенок намного быстрее и, что самое главное, без лишнего напряжения раскрывается и совершенствует свою речь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М., ТЦ Сфера, 2006. – 128с.

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.  М., Просвещение, 1991.

ЖогаЛ. Н., Саяпова Н. Г., Епреева Е. Ю., РукосуеваЛ. А.. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. — №4. – с. 46-75.

ДороноваТ. Н., Доронова Е. Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М. 1997.

.  .  .