Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Совет ДОУ - эффективная модель государственно-общественного управления

Дата публикации: 2017-12-18 18:17:57
Статью разместил(а):
Бабичева Раиса Васильевна

Совет ДОУ - эффективная модель

 государственно-общественного управления в детском саду

 Автор: Бабичева Раиса Васильевна

МОУ "Центр развития ребенка №1" Дзержинского района Волгограда

 

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса.

Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями результатов образования.

Важным показателем эффективности модернизации российского образования является внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.

Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей и традиций.

Содержание государственно-общественного управления составляет деятельность субъектов по двум направлениям:

1. Обеспечение функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие государственных и общественных органов, способствующих гармонизации и гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов образования.

2. Развитие системы образования: разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на его модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, принятие и введение в действие документов по мерам стимулирования деятельности учреждений образования и органов управления им и др.  

Управление образовательным  учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления. 

 Принципы развития государственно-общественного управления: 

·           реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;

·           приоритетность для системы управления дошкольным образованием качества образования и качества жизни воспитанников в ДОУ;

·           добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении в ДОУ;

·           открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образования ДОУ;

·           независимость и паритетность органов общественного управления;

·           законность, предполагающая неукоснительное соблюдение законодательства;

·           согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между администрацией ДОУ и общественным органом управления на каждом его уровне и этапе функционирования и развития.

 

В дошкольных образовательных организациях формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся Совет ДОУ, Общее собрание работников, Педагогический совет. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов управления ДОУ, порядок принятия ими решений и выступления от ДОУ устанавливаются Уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общее руководство ДОУ осуществляет выборный коллегиальный орган управления - Совет ДОУ (далее – Совет). Совет состоит из представителей работников, родителей (законных представителей) воспитанников, общественности.

Кандидатуры в члены Совета выдвигаются на соответствующих собраниях коллективов. В Совет могут входить представители органов, осуществляющих управление в сфере образования, представители общественности.     

Формирование Совета происходит путем выдвижения:

от трудового коллектива - не менее 4 человек (выдвижение оформляется протоколом общего собрания работников). Общее количество членов Совета из числа работников детского сада не может превышать одной трети общего числа членов Совета;

от родителей  (законных представителей) воспитанников - по одному представителю от каждой группы (выдвижение оформляется протоколом общего родительского собрания). Общее количество членов Совета, избираемых от родителей (законных представителей) не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета;

В состав  Совета по должности входит заведующий детского сада.

Состав Совета формируется и утверждается приказом заведующего в 10-тидневный срок после выдвижения кандидатов. В приказе также  указывается дата первого заседания Совета.

Срок полномочий Совета один год.

Компетенция Совета:

определяет стратегию развития ДОУ; принимает и рекомендует к утверждению Программу развития;

разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;

ведает вопросами этики и гласности;

рассматривает и утверждает локальные нормативные акты ДОУ по вопросам, входящим в компетенцию Совета;

ходатайствует при наличии оснований перед заведующим о поощрении работников ДОУ или о принятии к ним мер дисциплинарного взыскания;

ходатайствует, при наличии оснований, перед органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, и другими органами о награждении, премировании и других поощрениях заведующего ДОУ или о применении к нему мер дисциплинарного воздействия;

представляет совместно с заведующим интересы ДОУ в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных организациях;

в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию ДОУ от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность.

Совет заслушивает отчеты заведующего и других работников о работе ДОУ по итогам учебного и финансового года, отчеты о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, вносит предложения по совершенствованию работы администрации и ДОУ в целом; знакомится с итоговыми документами по проверке ДОУ и содействует выполнению мероприятий по устранению недостатков в его работе.

С самого начала перехода детского на новые условия финансирования и новую систему оплаты труда Совет  участвует в разработке и согласовывает локальные нормативные акты ДОУ, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников ДОУ.

Совет обсуждает и вносит свои предложения по вопросу укрепления и развития материально-технической базы ДОУ в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса: согласовывает режим работы учреждения и правила внутреннего трудового распорядка, осуществляет контроль за качественным и рациональным питанием детей и поддержанием режима эпидемиологического благополучия учреждения, содействует созданию здоровых и безопасных условий в учреждении. 

     Совет принимает непосредственное участие в реализации детско-родительских проектов, участвует в организации выставок семейных газет и конкурсов детско-родительского художественного творчества, принимает активное участие в  проведении дней открытых дверей для родителей, поддерживает лучший опыт семейного воспитания, вносит предложения по составлению и реализации развлекательной и экскурсионной программ для детей.

Родительская общественность в лице Совета хорошо знает, как финансируют учреждение за счет средств бюджета и внебюджетных источников, какие ремонтные работы проводили в летний период, какие приобретения необходимо сделать. Совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития детского сада;

обсуждает и вносит предложения по развитию платных образовательных услуг.

Неформальное участие родительской общественности в образовательной, финансово-хозяйственной, управленческой деятельности, в организации условий для комфортного пребывания детей в детском саду  возможно благодаря созданию Совета ДОУ как органа государственно-общественного управления. 

Положительные результаты деятельности Совета:

• система управления становится более открытой;

• усиливается ориентация детского сада на интересы и запросы потребителей;

• укрепляется ресурсная база учреждения;

• распределение стимулирующих выплат происходит прозрачно и руководитель не является адресатом жалоб своих сотрудников, уменьшается число конфликтов;

• повышается доверие родителей к эффективности расходования внебюджетных средств;

• усиливается влияние общественности на жизнь дошкольного образовательного учреждения.

Конструктивное сотрудничество и взаимный диалог педагогов и родителей, публичность, позитивность и открытость работы детского сада привлекают все больше родителей, желающих участвовать в управлении учреждением, а это в свою очередь создает комфортную атмосферу в коллективе и дает возможность педагогам плодотворно трудиться,  получать достойную зарплату и творчески реализовываться, любить детей и свою работу. 

.  .  .