Использование функциональной музыки в образовательно-воспитательном процессе ДОУ
Проект «Использование функциональной музыки в образовательно-воспитательном процессе ДОУ»
Автор: Селивирова Марина Геннадьевна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 15», г. Братск
Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, а нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Следовательно, возникает необходимость поиска в работе с дошкольниками методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является внедрение музыки в режимные моменты как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.
Музыка достаточно широко используется в дошкольных образовательных учреждениях как средство воспитания и обучения детей. Она постоянно звучит на музыкальных занятиях, во время развлечений, праздников, в самостоятельной музыкальной деятельности детей. Однако этим не исчерпываются ее возможности.
Возможно ли расширить рамки использования музыки в режиме дошкольного учреждения?
Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.
Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с функциональной музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия, происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
В результате наблюдений за детьми, я заметила, что при включении музыки во время подготовки ко сну, дети лучше и быстрее засыпают и спят более спокойно. Отсюда я сделала выводы, что музыка повышает эффективность воспитательного процесса. Поэтому считаю использование данной разработки особенно актуальной.
Предположив, что включение функциональной музыки в повседневную жизнь детского коллектива позволит повысить качество воспитательно – образовательного процесса в группе, обозначила цель: гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление музыкальных впечатлений посредством координации деятельности всех участников образовательного процесса.
Задачи проекта
Ø Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.
Ø Развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности.
Ø Повысить качество усвоения знаний через активацию мыслительной деятельности.
Ø Создавать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать функциональную музыку в течение всего дня.
Также были определены предполагаемые результаты для педагогов группы и воспитанников.
Проект был реализован в 3 этапа:
1–й этап: подготовительный.
2–й этап: практический (реализация намеченных планов).
3-й этап: заключительный (подведение итогов и внедрение данного проекта в деятельность всех групп ДОУ)
На подготовительном этапе были определены участники проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов.
Задачи подготовительного этапа носили диагностический, исследовательский характер.
ü Оценить степень активности восприятия музыки детьми на занятиях.
ü Проанализировать состояние условий для использования фоновой музыки в режимных моментах детского сада.
В результате анализа состояния развивающей среды было предложено подобрать фонотеку функциональной музыки, состоящей из классической музыки. Почему была выбрана именно классическая музыка? Многочисленные исследования в разных странах подтверждают, что классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние ребенка любого возраста, но и даже способствует развитию творческих способностей, творческого воображения, а через него - восприятия разных сторон жизни, а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и даже развитию речи.
Подводя итог подготовительного этапа, был сделан вывод, что использование функциональной музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях нашего образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.
Более трудоемким, но и самым плодотворным, на мой взгляд, является второй этап - практический.
Задача: обеспечить применение практических методов использования функциональной музыки в повседневной жизни дошкольника.
Грамотное использование музыки на занятиях и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы образовательной деятельности. Учитываем, что маленькие дети воспринимают информацию непосредственно. Подбираемый материал основан на том, что ребенку знакомо, но является новым в изложении педагога. Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества.
Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому (и это я считаю одним из результатов), что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.
На заключительном этапе проекта важно было оценить: какова же роль функциональной музыки? Принесла ли она желаемые результаты?
Исследуя воспитательно-образовательный процесс, я пришла к выводу:
ü Большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
ü Функциональная музыка незаменима при переключении внимания во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления.
ü Психологическая и физическая разрядка, которая наступает во время звучания функциональной музыки, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня.
Апробирование данного проекта завершилось, и мы видим его результаты:
ü повышение качества воспитательно-образовательного процесса, о котором свидетельствует сравнительный анализ степени активности восприятия музыки детьми в режимных моментах.
ü музыка стала не редким гостем, а постоянным спутником жизни ребенка в детском саду.
ü разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей;
ü подобрана фонотека классической музыки.
Таким образом, функциональная музыка стала важнейшим компонентом системы музыкального воспитания в нашем дошкольном учреждении.