Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Консультация для родителей "Воспитание бережливости у дошкольников"

Дата публикации: 2017-12-13 20:08:44
Статью разместил(а):
Кискина Елена Николаевна

Консультация для родителей:

"Воспитание бережливости у детей дошкольного

возраста через использование бросового материала"

Автор: Кискина Елена Николаевна

 

В настоящее время всё чаще приходится видеть на улицах нашего города мусор разного рода: пластмассовые бутылки, обёртки от шоколада, конфет; пакеты и.т.д. Мы осознаем, что будущее нашей страны находится в руках молодежи. И зависит оно от того, насколько развитым экономически, политически и нравственно будет молодое население.  Поэтому воспитание экономической культуры – важнейшее сравнительно новое направление в дошкольном образовании, сегодня наиболее востребовано. Новому поколению дошкольников приходится жить во времена непростых социально-экономических взаимоотношений. Они должны обладать способностью ориентироваться в разнообразных повседневных ситуациях, действовать самостоятельно, творчески, а значит строить свою жизнь разумно, более организованно и интересно.

Кажется что, слова «экономика» и «дошкольник» не совместимы друг с другом. Но экономика с самого раннего детства неотделима от ребёнка. Именно в семье дети не учатся жить, а уже живут по законам экономики. В связи с этим необходимо целенаправленное формирование бережливости уже в период дошкольного детства.

В толковом словаре В.И. Даля понятие бережливости определяется как моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности (отношение к собственности). Бережливость - экономность, расчётливость. Бережливость обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности.

«Словарь по этике» И.С. Кона трактует бережливость, как качество характера человека, которое помогает путём сохранения малого достичь большего.

Для решения данной проблемы, воспитывать экономическую культуру детей, а именно бережливость возможно через использование бросового материала. Конструирование из бросового материла - это отличный способ показать детям, как можно из использованных вещей создать что-то новое и интересное. Как, не выбрасывая, не засоряя природу пластиковыми бутылками, коробками из-под сока, пробками и прочими вещами, можно самостоятельно создать игрушку или полезную для дома вещь.

Воспитатель является носителем экономической культуры. Он своим примером показывает, как можно разумно, рационально использовать «бросовый материал» в быту, игре;  знакомит детей с доступными для дошкольников способами сохранения  природы («Больше переработки - меньше мусора»), формирует умения устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от процесса труда; воспитывает потребность в созидании, творчестве.

  Процесс воспитания экономической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитательный потенциал творческой деятельности с «бросовым» материалом в аспекте приобщения  экономической культуре можно реализовать не только на занятиях. В детском саду мало уделяется внимания конструированию из бросового материала, поэтому  повседневная досуговая деятельность наиболее предпочтительна в решении данного вопроса. Таким примером может послужить мини-мастерская, организованная в группе детского сада и оснащенная различным бросовым материалом и инструментами, схемами.

Здесь детям дается общее представление о ненужных вещах, коробках, катушках, пластиковых бутылках и обо всём превратившимся в отходы, как «бросовый» материал, который может быть использован в конструировании, знания об инструментах, безопасного обращения с ним, простейших способах утилизации отходов, доступные старшим дошкольникам.

Весь программный материал можно реализовывать в виде тематических проектов, например: «Игрушки для дома и улицы», «Подарки взрослым», «Город - вчера, сегодня, завтра». «Космос», «Зоопарк», «Автомобили», «Новогодние сувениры» и др.

Немного фантазии, креативного подхода, композиционного решения и с его помощью можно создавать поистине шедевральные изделия. Немаловажный аспект применения бросового материала заключается в том, что создавая различные изделия, мы даём ему вторую жизнь бросовому, тем самым способствуем формированию экономического сознания (умение приберечь ненужные вещи для дальнейшей игровой, продуктивной деятельности), а также сохраняя экологию, пусть даже в меньшей степени. Кроме того, изделия, созданные из него, радуют глаз окружающих, задают праздничное настроение. Такой вид деятельности позволяет не только интегрировать образовательные области в контексте ФГОС (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), но и решать целый комплекс задач:

·         Развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир, видеть в бросовых вещах интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей – ручек, горлышек, донышек, пробок и пр., используя разнообразные материалы: картон, бумага, пластик.

·         Учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве.  

·         Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к природе и т.д.

Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Технологию изготовления изделий из бросового материала можно приравнять к декоративно-прикладному творчеству; так как в процессе работы дети знакомятся с правилами построения композиции, цветовым решением, применяют дизайнерские навыки, у них развивается эстетический вкус, чувство ритма, стиля и гармонии. Доступность, яркость, простота в применении бросового материала дает неограниченные возможности детям, для творческого самовыражения, самореализации, самоутверждения.

Дети, имеющие опыт конструирования из «бросового» материала в совместной с взрослыми деятельности, ориентированной на бережливость и экономное использование материальных ресурсов, более готовы практически решать соответствующие их возрастным возможностям типичные житейские проблемы, связанные с потреблением материальных ресурсов, для них характерен более высокий уровень воспитания бережливости.

В результате такой работы у детей формируется такие качества как практичность, умение беречь и ценить каждую вещь и применять всё к делу. В процессе работы с этими материалами у детей развиваются чувства цвета, ритма, тренируются мышцы кистей рук, глазомер, сенсомоторика, воспитывается усидчивость, наблюдательность, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками, знание качеств бросового материала, бережное  и экономное отношение к материалу в процессе конструирования.

 

Литература:

1. Е.В.Полозова «Развивающие тренажёры из бросового материала»2011

2. Г.И.Давыдова «Поделки из бросового материала»2012

3. Крулехт, А.А. Конструирование из "бросового" материала как средство воспитания основ культуры потребления у мальчиков 5-6 лет Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук /А.А. Крулехт.; [Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. Каф. дошк. педагогики ].- Елец., 2009,- 217 с.

.  .  .