Конспект образовательной ситуации "Сказочная поляна"
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы
«Сказочная поляна»
Авторы: Мурзукова Евгения Васильевна
и Лудина Вера Михайловна
Программное содержание: Вызвать интерес и эмоциональное восприятие к знакомой сказке «Зимовье», желание участвовать в инсценировке сказки. Развивать способность к целостному восприятию текста, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, передавая это через игровые действия. Развивать диалогическую речь Воспитывать желание к постоянному общению с книгой, использовать средства интонационной выразительности.
Закрепить умение детей лепить героев сказки «Зимовье», передавать особенности внешнего вида животных. Развивать умение использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, прощипывание, прижимание, придавливание. Воспитывать интерес к природе, желание помочь животным обрести дом.
Предварительная работа: Чтение сказки «Зимовье», лепка животных.
Материал: разрисованная «поляна сказок», кукла сорока, маски зверей для инсценировки к сказке «Зимовье», музыкальное сопровождение, пластилин, дощечки, стеки, тряпочки.
Ход:
Дети входят, встают возле «Поляны сказок». Звучит музыка «В гостях у сказки». Появляется Сорока и кричит:
«Караул! Помогите! В сказочном лесу беда! В лесу появились лесорубы, они стали вырубать лес и бедные звери разбежались кто куда им стало негде жить, а сказочная поляна опустела. Помогите вернуть зверей на сказочную поляну!»
Воспитатель: Ребята, как же помочь зверям? (Ответы детей). Но мы же не знаем какие звери жили на сказочной поляне, может быть Сорока знает?
Сорока: Конечно знаю, отгадайте загадки и вы узнаете, какие звери жили на этой поляне.
Загадки:
-Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
-Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
-Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк)
-По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран)
-Острые ушки на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (Кот)
-Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Бык)
-Пятачком в земле копаюсь, в грязной луже искупаюсь. (Свинья)
Воспитатель: Молодцы вы отгадали все загадки. Какие животные были спрятаны в загадках? (Ответы детей).
Воспитатель: Подумайте, в какой сказке могут все эти животные встретиться? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, все эти животные встречаются в сказке “Зимовье”. Сорока, эта сказка?
Сорока: Я не знаю.
Воспитатель: А наши ребята знают и помогут тебе рассказать и показать ее, но для этого нам надо попасть на сказочную поляну. А как же нам попасть туда? (Ответы детей). А я предлагаю вам попасть при помощи волшебных слов: «Раз, два, три сказка в гости к нам приди». Давайте все закроем глазки и повторим эти слова. Открыли глазки, оказались в сказке. Давайте мы превратимся в героев этой сказки и покажем ее Сороке.
Инсценировка сказки “Зимовье”
Ведущий: Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.
– Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы в волю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только худо бывало друзьям, ежели дождик пойдет.
– Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. (Встретил в лесу барана)
Бык: Давай, друг, зимовье строить? Я стану из леса бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.
Баран: Ладно,- согласен.
Ведущий: Повстречали бык да баран свинью.
Баран: Пойдем Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.
Свинья: Согласна я.
Ведущий: Увидели бык, баран да свинья кота.
Свинья: Здравствуй, Котофевич! Пойдем вместе зимовье строить! Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.
Кот: Согласен.
Ведущий: Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха.
Кот: Здравствуй, Петя! Идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, стены конопатить, а ты крышу строить.
Петух: Я согласен.
Ведущий: Выбрали друзья место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали. Стали рубить избу. Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили запасов и дров.
Ведущий: Скажите, кто у нас зимой еще запасы готовит?
Дети: Белка, муравей, ежи, пчелы, медведь.
Ведущий: А как они зимуют? Какие у них избушки?
Дети: Медведь в берлоге, белка в дупле, еж и мыши в норке.
Ведущий: Давайте с вами поиграем в игру
“У медведя во бору!»
Ведущий: Что за шум? Послушайте, кто – то идет.
Волк:
(Видит зимовье.)
Чья же это хата?
Кто же в ней живет?
(Стоит, смотрит из-за дерева с другой стороны идет Медведь.)
Медведь:
(Замечает зимовье.)
Зимовье? Что такое?
В зимовье кто живет?
Ведущий: Вот так узнали про зимовье волк и медведь. (Волк и Медведь уходят)
Ведущий: Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился, живут друзья, не горюют.
(Встретились Волк и Медведь.)
Волк:
Пойдем, в избушку, всех поедим,
Сами станем там жить.
(Собрались и пошли.)
Волк: Иди ты вперед, ты здоровый.
Медведь: Нет, я ленив, ты шустрей меня, иди ты вперед.
Ведущий: Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.
– Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом.
Баран: Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..
Ведущий: Петух увидел волка, слетел с жердочки, крыльями захлопал.
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Ведущий: Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал.
Кот: Мяу-у-у!.. Мяу-у-у!.. Мяу-у-у!..
Ведущий: Набежал бык, рогами волка в бок.
Бык: У-у-у!.. У-у-у!.. У-у-у!..
Ведущий: А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит.
Свинья: Хрю!.. Хрю!.. Хрю!.. Кого тут съесть?
Ведущий: Туго волку пришлось, едва жив из беды вырвался.
(Бежит, Медведю кричит.)
Волк: Ой, братец, уходи! Ой, братец беги!
Ведущий: Услыхал медведь пустился наутек. Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.
Волк: Вошел я в зимовье, вижу уставился на меня страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из-за угла рогатый, бодатый мне рогами в бок! А с низу кричат: “Кого тут съесть?” – не взвидел я свету – и вон.
Ведущий: Волк и Медведь с той поры к избушке близко не подходили. – А бык, баран, свинья, кот да петух живут там, поживают да горя не знают.
Воспитатель от имени всех персонажей благодарит детей за помощь и участие. Подчеркивается роль каждого участника.
Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили сказку, показали ее Сороке, но как же вернуть зверей на сказочную поляну? (Ответы детей). А я предлагаю вам слепить этих животных и поселить их на сказочную поляну.
Дети самостоятельно готовят свои рабочие места, выбирают материал и приступают к работе. Воспитатель помогает индивидуально детям, если есть необходимость. Во время деятельности провести пальчиковую гимнастику:
Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью,
Синичке. Мишке-толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в роток,
Кому в лоток,
Кому в лапочку.
По мере изготовления животных дети переносят свои поделки на поляну сказок. В заключении проводится анализ детских работ. Сорока благодарит детей за помощь.
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в группу давайте все встанем в круг, закроем глазки и произнесем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вместе мы в кругу опять,
Со сказкою прощаемся,
В группу возвращаемся