Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Тренинг для педагогов (СЭВ) «ПутешествуЯ – по просторам чувств»

Дата публикации: 2017-12-13 06:24:07
Статью разместил(а):
Бернаева Зинаида Сергеевна

Тренинг

по формированию у педагогов навыков конструктивного общения и сплочения коллектива

«ПутешествуЯ – по просторам чувств»

Автор: Бернаева Зинаида Сергеевна

Педагог-психологЧДОУ "Детский сад № 233"

ОАО "Российские железные дороги"

 

 

 Цель. Развивать умение вступать в контакт с самим собой; занимать пози­цию независимого наблюдателя по от­ношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное приня­тие себя. 

 Расположение участников. Педа­гоги садятся на стулья, расположенные по всему залу.

1. Игровое упражнение «Да, я такая, а еще…»

 Цель: Упражнение направлено на умение выражать свои мысли, чувства – ясно, раскрывая себя как личность с положительной стороны.

Содержание:

Сейчас мы с Вами будем учиться, правильно реагировать на комплименты и «приятные» слова. Каждый  стоящий с левой стороны говорит комплимент, а сосед должен ответить: «Спасибо. Да, я такая, а еще я…» и называет свое положительное качество. Начинаем с участника, который находиться с левой стороны – по часовой стрелке. 

 

 2. Упражнение «Негативные установки»

Цель: определение причин проблемы возникновения личностной тревожности, помощь в осознание связи между поведением и его последствиями, поиск путей для решения создавшейся ситуации.

Содержание:

 Перед выполнением упражнения педагог-психолог  делает вступление:

] «Положительные утверждения способны повлиять на ис­ход дела, то же характерно и для любых даже подсознательных - негативных ус­тановок. Они проскальзывают в случай­ных замечаниях и высказываниях, отра­жающих беспомощность и безнадеж­ность ("Я никогда не смогу рассказать  ему", "Она не будет меня слушать", "Я не    смогу играть на фортепиано").

] Подоб­ные установки могут закрыть перед нами многие двери. Наши случайные и непродуманные замечания - это тоже своего рода "динамичные самовнушения", неза­метно, но упорно формирующие мир во­круг нас.

] Проблематичные ситуации бы­стро изменяются, как только мы чувствуем себя готовыми сознательно перестроить мышление и речь.

] Попробуйте следующее: "В данный момент я не знаю, как  ему об этом сказать", "Похоже, что она не  слышит меня", "Я пока не научился играть на фортепиано".  

Не нужно закрывать глаза на нынешние трудности, нужно приветствовать заложенный в них потенциал для перемен.     

Инструкция. Попробуйте самостоятельно изменить негативные установки, сменив отношение к ним.

 

Негативные установки:

a Положение безнадежно.              

a Бесполезно пытаться что-либо сделать.     

a Я никогда не смогу выполнить всю    эту работу.

a Я никогда не смогу провести отпуск так, как мне хочется.     

a Они никогда не будут меня слушаться. 

 

Позитивные установки (возможные варианты):

< В настоящий момент положение представляется безнадежным.  

< Я не решил еще, как исправить поло­жение. 

< Мне надо составить план, который поможет справиться с этим заданием    

< Я сделаю все возможное, чтобы провести отпуск в соответствии со своими   возможностями и желаниями.       

< Я найду такой способ общения, который поможет им услышать меня.

После выполнения упражнения педагог-психолог делает обобщение:

Педагог-психолог: «Негативное от­ношение к жизни и безнадежность могут казаться неизбежными, если вы уже попали под их влияние и решили, будто     весь мир настроен против вас. Однако  это может быть следствием лишь вашей   собственной негативности. Смените ваши установки - и мир тоже изменится».

 

3. Упражнение  «Горячий стул»

Цель. Создание своего образа с помощью оценки окружающих и формирование личной самооценки на основе полученной информации.

Содержание:

В середине круга ставится два стула: один из стульев – «белый» (сидя на этом стуле участники слышат о себе все самое положительное), другой – «черный» (сидя на черном стуле участники слышат о себе то что в них не нравится другим людям).

Участники могут садится на один из стульев, на оба или вовсе не принимать участия в данном упражнении.

 

4. Упражнение «Отпусти… или Шаг в будущее ».

Материал: Атласная лента – яркая, медленная спокойная музыка.

Содержание:

Участники располагаются сидя в кругу на стульях.

Педагог-психолог:  Чтобы выполнить данное упражнение…. Закройте глаза. Послушайте музыку… (1 минута). Прислушайтесь к себе…. (1 минута)

Теперь нам нужно подумать или представить от чего бывает нам так «больно в груди»? Что причиняет нам боль? Нравиться ли нам с этим чувством жить? Хочется ли каждый день проживать эту «боль»? Возьмем ли мы  это чувство в завтрашний день? (проговаривание вариантов по желанию участников)

Педагог – психолог: «Отпустим» или «Оставим»?

Многие из участников согласившись с тем, что лучше с этим чувством попрощаться перешагивают через атласную ленту – оставляя позади «беспокойство, боль, плохие мысли».

  

5. Упражнение «Уровень счастья».

Содержание:

Педагог-психолог:

Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент.

Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир.

После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов на­шел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного.

Психолог обобщает: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, ко­торым показали стакан воды. Один ска­зал: "Он наполовину полон, и я благода­рен за это". Другой сказал: "Он наполови­ну пуст, и я чувствую себя обманутым". Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем "обманутые" люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты.

 

6. Упражнение «Я в лучах солнца».

Цель: Снятие эмоционального напряжения

Содержание:

Педагог-психолог: На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети - с кружком посередине и множеством лу­чиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой всюду. Добав­ляйте лучи. А если станет особенно пло­хо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмот­рите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое ка­чество. 

 

7. Упражнение «Я самый, самый»

Цель: Способствовать повышению уверенности в себе, в своих словах и силах.

Содержание:

Каждому участнику поочереди следует встать на куб и сказать: «Я самый, самый…». Придумайте и скажите вашу самую лучшую сторону.

 

8. Упражнение танцевально - двигательное «Все со всеми»

Цель: Эмпатическое принятие партнеров; взаимопознание; развитие танцевально-экспрессивного репертуара участников.

Материалы: музыка разных стилей.

Время: 5 мин.

Инструкция:

1) Участники разбиваются на пары, каждому участнику выдается шарик для пинг-понга. Задача каждой пары танцуя под музыку, держать шарики между своими ладонями, стараться не уронить шарики.

2) Участники становятся в круг, все держат шарики между своими ладонями соединяя их по кругу и танцуют, задача участников стараться чтобы шарики не упали.

Вопросы для обсуждения:

ÿ отличаются ли ваши чувства в процессе взаимодействия с разными участниками?

ÿ насколько обогатился ваш танцевально-двигательный репертуар в процессе взаимодействия с участниками группы?

9.Упражнение «Восход солнца»

Цель: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка, видео-запись с восходом солнца.

Время: 3 мин.

Процедура:

1)    Группа ложится на коврики в круг по своим местам.

2)    Звучит расслабляющая музыка.

3)    Психолог медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Ложитесь поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можно закрыть. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы! Ждите восхода, как первую любовь! С таким же глубоким: ожиданием, с такой надеждой и подъемом! Молчаливо….  

А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте, как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можно открыть глаза, займите привычную вам позу.

С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...»

После слов психолога, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом солнца.

В конце упражнения участникам нужно сказать, что это их внутреннее солнце.

В те моменты, когда настигают негативные эмоции: грусть, тоска и тревога, нужно точно так же закрыть глаза и позволить солнышку взойти.

Эта задача многим не под силу с первого раза, но со временем можно научится справляться с отрицательными эмоциями при помощи релакса.

 

Педагог-психолог:

«Дорогие и очаровательные женщины! Я желаю наполнить свою жизнь (свой внутренний мир – свой «сосуд»): яркими палитрами, позитивными встречами, гармоничного отдыха, общаться с родными и друзьями. Ваша жизнь в ваших руках!»

Далее подводится итог всего занятия, участники делятся своими ощущениями и впечатлениями.

 

Приложение 1

 

Анкета «Мнение» 

 

Имя участника тренинга__________________          Дата занятия ____________

 

1.     Степень твоей включенности:012345678910 (Обведи кружочком соответствую­щий балл.)

2.     Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

3.     Твои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе; б) по отношению к груп­пе; в) по отношению к ведущему.

4.     Самые значимые для тебя эпизоды, уп­ражнения, во время которых тебе удалось сде­лать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

5.     Что тебе очень не понравилось на про­шедшем занятии? Почему?

6.     Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.).

7.     Что ты еще хотел бы написать?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Анкета «Мнение» 

 

Имя участника тренинга__________________          Дата занятия ____________

 

1.     Степень твоей включенности:012345678910 (Обведи кружочком соответствую­щий балл.)

2.     Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

3.     Твои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе; б) по отношению к груп­пе; в) по отношению к ведущему.

4.     Самые значимые для тебя эпизоды, уп­ражнения, во время которых тебе удалось сде­лать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

5.     Что тебе очень не понравилось на про­шедшем занятии? Почему?

6.     Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.).

7.     Что ты еще хотел бы написать?

Приложение 2

Негативные установки

a Положение безнадежно…..         

a Бесполезно пытаться что-либо сделать…..

a Я никогда не смогу выполнить всю    эту работу…..

a Я никогда не смогу провести отпуск так, как мне хочется…..         

a Они никогда не будут меня слушаться…. 

 

Позитивные установки (возможные варианты)

< _______________________________________________________________

< _______________________________________________________________ 

< _______________________________________________________________

< _______________________________________________________________

< _______________________________________________________________ 

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

 

Негативные установки

a Положение безнадежно…..         

a Бесполезно пытаться что-либо сделать…..

a Я никогда не смогу выполнить всю    эту работу…..

a Я никогда не смогу провести отпуск так, как мне хочется…..         

a Они никогда не будут меня слушаться…. 

 

Позитивные установки (возможные варианты)

< _______________________________________________________________

< _______________________________________________________________ 

< _______________________________________________________________

< _______________________________________________________________

<  _______________________________________________________________ 

.  .  .