Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Инновационные методы взаимодействия с родителями

Дата публикации: 2017-05-29 23:15:54
Статью разместил(а):
Горохова Елена Геннадьевна

Инновационные методы взаимодействия с родителями

Автор: Горохова Елена Геннадьевна

 

Добрый день, уважаемые педагоги. Тема нашей консультации «Повышение эффективности взаимодействия с семьей посредством использования инновационных форм».

Вы прекрасно знаете, что основная цель взаимодействия с семьей – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей полноправными участниками воспитательного процесса. Как показало анкетирование, 50% из вас испытывают затруднения в работе с семьей, особенно в использовании инновационных форм взаимодействия. Поэтому я решила провести для вас консультацию.

В письме от Министра образования ПО Копешкиной Светланы Константиновны указано, что она очень озабочена состоянием современной семьи и тем, как образовательные учреждения взаимодействуют  с семьей. Поэтому Светлана Константиновна рекомендует нам повысить эффективность работы с родителями. А сделать это можно, используя инновационные формы взаимодействия.

Существует 4 метода взаимодействия с семьей: ИНФОМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ, ДОСУГОВЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, Наглядно – информационный

1 метод: ИНФОМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

Основной задачей информационно – аналитических форм взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о ребенке, особенностях его развития, и о его родителях: их запросы, ожидания, предложения, претензии. Традиционно используются анкеты и тесты. Здесь же – посещение семьи.

 Новая форма – интервьюирование. Вы сообщаете родителям, что вам необходимо знать их мнение по 1или 2 очень важным вопросам и, используя детский микрофон, задаете его всем родителям. Интервью может взять любой из детей группы как у взрослых, так и у детей, если вам нужно знать детское мнение.

Также, можно использовать «Почтовый ящик». На собрании вы говорите родителям, что они могут оставлять свои предложения и замечания в почтовом ящике, анонимно. В конце каждой недели информация будет обрабатываться, и приниматься к сведению.

2 метод: ДОСУГОВЫЙ.

Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

·        Совместные с родителями праздники и развлечения: «День матери», «День семьи», «День защитника отечества» (танцы, песни, стихи, конкурсы, призы, чаепитие), «День здоровья» (эстафеты, игры, знания о гигиене, здоровой пище), «День театра» (дети и родители показывают театральную постановку), «День именинника» (по знаку зодиака, по времени года). День чего-либо может быть любой.

·        Семейные игровые конкурсы: «Что? Где? Когда?» - две команды, состоящие из детей и родителей, задания для родителей чередуются с заданиями для детей. «Устами младенца» - дети говорят, вы записываете на видео, родители угадывают, «Угадай мелодию» - дети вместе с родителями угадывают песни, поют песни, где есть такое- то слово, грустные и веселые, холодные и теплые.

·        Тематические конкурсы: «Новогодняя игрушка», «Дары осени» (поделки из овощей. Фруктов, листьев), «Мой театр» (изготовление разных видов театра), «Все для спорта», «Костюмированный бал» (изготовление костюмов для детей из нетрадиционных материалов – оберточной бумаги, коробки из-под сока, упаковочная бумага, трава и цветы, листы из нотного альбома, цветные пакеты).

·        Выставки: «Умелые руки» - сделанные руками родителей, «Вкуснотеево» - сладкие блюда и их дегустация и обмен рецептами, можно провести среди бабушек, «Семейная коллекция» - презентация чего-либо, что коллекционирует семья, история создания коллекции, рассказ об экспонатах.

·        Акции: «Тропа добрых дел» (ежегодная помощь в благоустройстве территории д/с), «Поможем солдату» (сбор сладостей для срочников), «Поможем детям» (сбор игрушек, изоматериалов, сладостей для детдомовцев), «Зеленая планета» (приобретение и высадка цветов на территории д/с), «Книга для всех» (сбор книг для детского сада, обмен их между группами).

·        Организация совместных экскурсий для родителей, детей и педагогов за пределы города: в зоопарк, в парк.

·        Организация походов для родителей, детей и педагогов в выходной день.

·        День открытых дверей

·        Ярмарка.

·        Творческий вечер по примеру передачи «Минута славы», где дети и родители поют, читают стихи, показывают миниатюры, акробатические номера. Каждому присуждается приз – самая артистичная, самая дружная, самая талантливая, самая веселая семья.

3 метод: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков.

·        Групповое родительское собрание. Форма осталась прежней, но изменилось содержание. Чем же, кроме докладов и сообщений можно дополнить собрание?  Знаю, что многие педагоги используют мастер-классы, мультимедийные презентации. Я предлагаю включать в собрание:                                                                                                  

- Ролевые игры с педагогическим содержанием, с проигрыванием проблемных ситуаций, когда родитель в образе ребенка (что чувствует ребенок, когда мы говорим ему не кричи, не трогай, не бегай)                                                                                                                                                                                        

- Моделирование способов общения с ребенком; способов родительского поведения;    

- Видеозапись детей на занятиях, на прогулках, в трудовой и экспериментальной деятельности, в игре, их высказывания, а затем все это прокомментировать и таким образом донести до родителей значение игры, значение развивающих занятий, значение прогулки;                                                                                                                           

 - Обмен опытом семейного воспитания «А я делаю так…» (можно заранее подготовить 2-3 родителя);                                                                                                                                    

- Конструктивные споры, когда родители путем анкетирования делятся на две команды, например, те кто за прогулки в холод, и те, кто против. Затем обе группы в ходе дискуссии отстаивают свою точку зрения и приходят к еденному решению.

 

Также, родительское собрание можно провести  в форме:

·        «Педагогической гостиной» - она позволяет организовать равноправное участие детей, родителей и педагогов в игровой и продуктивной деятельности.
Педагогические гостиные помогают научить родителей играть с детьми, понимать их.

·        Заседания «Круглого стола» за чашкой чая. Общение проходит по принципу: «Я делаю так, а вы?» Родители делятся опытом семейного воспитания, так как дети одного возраста в группе и проблемы примерно одинаковые. Общение непринужденное, мнение никому не навязывается.

·        «Вечера вопросов и ответов». Вопросы можно подготовить заранее, можно предложить записывать на листочках в ходе вечера и складывать в корзинку, можно задавать устно. На вечер можно пригласить заведующую, педагога, психолога, логопеда, врача. Можно нескольких специалистов сразу.

·        «Родительской конференции», задача которой - пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Печатаете яркое объявление, договариваетесь о выступлениях  с родителями, помогаете им правильно оформить высказывания, организовываете консультации врача, педагога, логопеда, в зависимости от темы, на конференции можно сделать выставку литературы.

·        Психолого - педагогического тренинга по проблеме взаимодействия с ребенком. Поможет психолог.

 

По-прежнему, актуальна работа клубов по интересам: «Клуб молодых бабушек», «Клуб здоровый малыш», «Клуб умелые ручки», «Клуб первоклашка». Как показывает практика, клуб лучше вести в пределах одной группы, когда собираются родители из нескольких групп, не знакомы между собой, не всегда могут открыться.

Также, родителей можно привлечь к проектной деятельности. Например, «Любимый город» - провести совместные экскурсии по городу, посещение музеев, парков города, совместные зарисовки города, составление рассказов о городе.

 

4 метод: Наглядно - информационный

             Наглядно- информационные формы взаимодействия педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.

             Традиционно, это родительские уголки, где обязательно представлена информация о режиме дня, сетке занятий, о специалистах, организации по защите прав детей и меню.

Чем же можно заполнить оставшиеся кармашки?

·        Рубрика «Мы ждем Вас!» - график работы на месяц, ориентирующий  родителей на участие в течение месяца.

·        «Говорят дети» - юмористические, оригинальные высказывания детей. Их могут записывать и родители, и воспитатели.

·        Рубрика «Советы нашей семьи», которую ведут родители, по очереди раз в неделю каждый родитель пишет или печатает любой совет для других родителей.

·        Рубрика «Вы спрашивали – мы отвечаем», где вы даете ответы на наиболее волнующие родителей вопросы.

·        Рубрика «Благодарим вас».

Также, можно предложить родителям оформить стенды – презентации, где родители могут презентовать творчество или достижения своего ребенка: рисунки, поделки, грамоты и награды.

Очень интересной получается выпуск семейной газеты «Моя семья», где родители делятся положительным опытом семейного воспитания, или как они отдыхают всей семьей.

Есть еще такая форма как «Книга-эстафета». – с ее помощью можно выяснить, насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы, и определить в чем необходима  помощь. Берется обычная общая тетрадь, пишется обращение к родителям, просили ответить на вопросы. Каждый родитель отвечает на вопросы, задает свои и читает ответы других родителей. Книга- дополнительная  форма общения воспитателей с родителями и родителей между собой.

 

И самая новая форма взаимодействия – сайт детского сада.

Ну и конечно же, в родительских уголках у нас всегда есть информация узких специалистов, и воспитателей по годовым задачам, в зависимости от времени года, от праздников. Несколько слов по ее оформлению. Размер шрифта 14-16, интервал – полуторный, шрифт не курсив, он неразборчив. Текст разместить на 1-2 страницах, желательно в цвете или с картинками. Обязательно начинаете со слов: «Уважаемые мамы и папы», «Бабушки и дедеушки», обязательно после нескольких предложений об актуальности темы – практические рекомендации. Заканчиваете – откуда взята информация. Смена информации – раз в месяц.

Многие из вас применяют в работе с родителями   некоторые из вышеописанных форм. И судя по тому, что явка родителей на мероприятия составляет 70-90% , родителям нравится участвовать в мероприятиях доу, поэтому я предлагаю вам активнее использовать всё разнообразие инновационных форм взаимодействия с родителями.

 Уверена, что они помогут вам сблизиться с семьями, найти в них единомышленников в вопросах воспитания детей.

 

Памятка «Инновационные формы взаимодействия с родителями»

 

1 метод: ИНФОМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ

·        Анкеты.

·        Тесты.

·        Посещение семьи.

·        Интервьюирование.

·        Почтовый ящик.

·        Корзина вопросов.

 

 2 метод: ДОСУГОВЫЙ

•     Совместные с родителями праздники и развлечения;

•     Семейные игровые конкурсы: «Что? Где? Когда?»;  «Устами младенца», «Угадай мелодию»;

 •    Тематические конкурсы: «Новогодняя игрушка», «Дары осени», «Мой театр», «Все для спорта», «Костюмированный бал»;

•     Выставки: «Умелые руки», «Вкуснотеево», «Семейная коллекция»;

•     Акции: «Тропа добрых дел, «Поможем солдату, «Поможем детям, «Зеленая планета, «Книга для всех»;

•     Организация совместных экскурсий;

•     Организация походов для родителей, детей и педагогов в выходной день.

•     День открытых дверей;

•     Ярмарка;

•     Творческий вечер по примеру передачи «Минута славы.

 

3 метод: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

·        Групповое родительское собрание:

- Ролевые игры с педагогическим содержанием, с проигрыванием проблемных ситуаций;

- Моделирование способов общения с ребенком; способов родительского поведения;   

 - Обмен опытом семейного воспитания «А я делаю так…»;

- Видеозапись детей на занятиях, на прогулках, в трудовой и экспериментальной деятельности, в игре, их высказывания;

- Конструктивные споры.

•     «Педагогическая гостиная»;

•     Заседание «Круглого стола» за чашкой чая;

•     «Вечер вопросов и ответов;

•     «Родительская конференция»;

•     Психолого - педагогический тренинг.

·        Клуб по интересам: «Клуб молодых бабушек», «Клуб здоровый малыш», «Клуб умелые ручки», «Клуб первоклашка».

·        Проектная деятельность.

 

4 метод: Наглядно - информационный

·    родительские уголки: режим дня, сетка занятий, специалисты, организации по защите прав детей и меню.

·        Рубрика «Мы ждем Вас.

·        «Говорят дети»;

·        Рубрика «Советы нашей семьи»;

·        Рубрика «Вы спрашивали – мы отвечаем»;

·        Рубрика «Благодарим вас»;

·        Стенды – презентации;

·        Семейная газета «Моя семья»;

·        «Книга-эстафета»;

·        сайт детского сада; 

·        информация узких специалистов и воспитателей.

ТРЕБОВАНИЯ: Размер шрифта 14-16, интервал – полуторный, шрифт не курсив, текст размещается на 1-2 страницах, начинается со слов: «Уважаемые мамы и папы», «Бабушки и дедушки», после нескольких предложений об актуальности темы – практические рекомендации. Заканчивается – источник информации. Смена информации – раз в месяц.

.  .  .