Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Создание этнокультурной среды для дошкольников

Дата публикации: 2017-12-10 12:11:47
Статью разместил(а):
Урванова Наталья Юрьевна

Этнокультурная среда в развитии  детей дошкольного  возраста

Автор: Урванова Наталья Юрьевна

                                                                    

            Образовательная   область  «Познавательное развитие» предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о  Родине, социокультурных  ценностях  нашего народа, об  отечественных  традициях.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических  условий в патриотическом и культурном воспитании дошкольников  рассматривают национально-региональный компонент. Одно из направлений    работы  нашего детского сада – приобщение детей к русской национальной культуре. Эта  задача  реализуется  в интеграции всех  пяти образовательных   областей,   указанных  во ФГОС   дошкольного образования:

         Социально-коммуникативное развитие  осуществляется   благодаря  закреплению полученных знаний  через  сюжетно - ролевые игры, игры с правилами, а также формирование толерантного поведения в мультикультурной среде, знакомство с крестьянским трудом, воспитание уважительного отношения к труду;

         Познавательному развитию способствует изучение народного календаря, связанного  с временами года, что позволяет лучше узнать и полюбить природу;

         Речевое развитие происходит за счет обогащения словарного  запаса детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными  выражениями; знакомства со сказками, лучшими произведениями русских писателей и поэтов, а так же рассказами о святых и защитниках  русской земли;

         Художественно-эстетическое  развитие включает  приобщение воспитанников к художественному  труду (изготовление кукол, поделок к праздникам), знакомство с русскими народными промыслами, картинами русских художников, народными песнями и танцами, русскими народными и православными праздниками;

     Физическое развитие осуществляется в ходе освоения детьми народных игр. Это дает возможность решать задачи физического воспитания с учетом  индивидуальных особенностей детей.

В своей работе большое внимание мы уделяем созданию развивающей предметной среды.

Одна из форм знакомства детей  с русской  национальной культурой - создание в ДОУ музея народного быта «Русская изба». Погружение в мир  отечественной культуры  с помощью музейных экспонатов позволяет ребенку получить представление о быте и традициях русского народа, способствует формированию  целостной  картины мира.

  В настоящее  время   в нашем  музее  собрана  уникальная коллекция  старинных русских предметов быта, широко  представлена крестьянская  утварь: самовар, ухват, коромысло, прялка,  настенные часы – ходики,  керосиновая лампа, люлька, печь с дровами и чугунком.  На полках  расставлена    старинная  деревянная и керамическая   посуда: горшки,  сито, черпаки.  Избу   украшают   вышивки, рушники, салфетки, самотканые половики, скатерти ручной работы, гжельская  керамика, изделия  хохломской росписи, куклы в национальных костюмах, народные куклы-самоделки.  Здесь же сказочные персонажи: дед и бабка, Алёнушка, Иванушка, колобок и свинка Ненила, сделанные руками педагогов нашего детского сада; старинные музыкальные  инструменты: гармонь, деревянные  ложки. Многие экспонаты  музея собраны  и привезены   педагогами  из деревень  Вологодской, Ивановской, Курской областей.

В избе  дети   знакомятся с устройством быта русского человека,  узнают историю  тех или иных предметов, сравнивают их с современными аналогами  и на основе этого высказывают свои представления об окружающих их  предметах.  Воспитанникам  очень нравится в непринужденной  домашней обстановке, посидеть на деревянных лавочках, послушать русские сказки,  колыбельные песенки, отгадывать загадки, играть в дидактические игры.

         Так как наш музей русской избы размещается в  небольшом помещении  и   в нем не всегда удобно проводить работу с группой детей,   мы  организовываем тематические выставки, оформляем полочки красоты, создаем мини-музеи народных промыслов и  декоративно-прикладного искусства   в группах.   Показывая  разные предметы народного творчества,  обращаем  внимание детей на их художественные достоинства и эстетическую ценность.  Выставки «Матрешка»,  «Павловские платки»,   «Гжельская керамика»,  «Дымковская глиняная игрушка»,  «Золотая хохлома»    индивидуальны и неповторимы.   Оформляя в группах выставки   предметов  народного творчества, мы стараемся не превращать их  в выставочный зал, а делаем  эти предметы доступными, чтобы  дети могли  их  использовать как в игре, так и на занятии  - это  расписные  матрешки, лошадки,  деревянная посуда, подносы, украшенные декоративной росписью,  музыкальные инструменты, декоративные свистульки,  дымковские игрушки,  народные куклы.

       Русская  традиционная кукла  - это инструмент трансляции этнокультурных ценностей.  Для  этнических кукол  характерно отсутствие     системы раскроя,  все детали делаются на «глазок», за счет чего достигается   максимальная  индивидуализация работ, развитие  фантазии.  Глубокий  смысл  этого дела  состоит в том, что создавая свою  куклу, - творишь собственную судьбу.  По народным  представлениям чем больше сил вкладываешь в работу, тем  больше кукла будет помогать в жизни,   оберегать и защищать.    

Создавая в нашей группе выставку – коллекцию  «Народная  обрядовая кукла - оберег»,   определили  главную цель нашей работы -   способствовать единению семьи, приобщать детей  и родителей к народной культуре через совместное творчество.

Сформировали  основные задачи:  

- привлечь внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства,

- развивать фантазию и творческое воображение,

- познакомить с элементарными приемами рукоделия.  

Многие родители  нашей группы «Кораблик» заинтересовались   изготовлением народной куклы-оберега, особенно мамы. Мы включили в очередное занятие  семейного клуба  «Содружество»  проведение  мастер-класса по изготовлению куколки Кувадки, а поделиться  знаниями  и научить     основным  приемам  изготовления бесшовной  народной куклы     помогла нам  давний партнер, педагог дома творчества Ноздрачева Татьяна   Валентиновна.  Дети и родители  увлеченно  создавали каждый свою  куколку,  подбирали  тряпочки, закручивали тельце куклы, украшали ее ниточками.   Мастер класс не прошел даром, и очень быстро наша выставка пополнилась  куколками, которые не  помещались на одной полочке. Так появился в  группе мини-музей   народных  кукол «День и ночь», «Крупеничка»,  «Травница»,    «Владимирская  Столбушка», «Рождественские ангелочки»,   «Колокольчик». Некоторые семьи    проявили творчество  в изготовлении своих  семейных кукол, например  кукла «Принцесса на горошине» (семья Вики Царевой), «Денежный домовенок» (семья Тимофея Жуланова),  «Кукла Алиса» (семья  Алисы Калиной), «Кукла Вязальщица» (семья Ксении Клиновой).  Многие  родители настолько были увлечены  данной работой, что некоторые из них вместе с детьми  посетили  центральную  городскую библиотеку и участвовали в мастер–классе  по изготовлению   рождественских   ангелочков. 

Педагоги   нашего детского сада, освоившие различные технологии изготовления обрядовых кукол, с  большим желанием  провели занятия со своими детьми по изготовлению народной куклы   и сделали     обереги  для  своих групп:

У самых маленьких  воспитанников  группы «Кроха» кукла-оберег  - Зайка, с ним не грустно  и не страшно, он одновременно и друг, и игрушка;В группах младшего возраста «Петушок» и «Радуга» покой и сон детей  охраняют куклы Кувадка  и Пеленашка.У воспитанников средней группы «Кораблик» - кукла   «Колокольчик» для хороших новостей  и радостного настроения.  Воспитанников    старшей группы  «Звездочка» оберегает  Кубышка – кукла, сидящая на мешке с ароматными  целебными травами и  защищающая  от болезней.Дети подготовительной  группы «Теремок» дружат с куклой Масленицей, которая выполняет желания в течение года

   В  январе 2014 года   воспитанники детского  сада вместе с педагогами  приняли активное участие в Международной миротворческой акции  «Гирлянда дружбы», для которой   мастерили  кукол  Кувадок.  Больше всех - 22 куклы - изготовили дети   группы «Радуга» с воспитателем Екимовой Валентиной Витальевной.

             Не менее важным объектом развивающей среды в группе является   уголок  музыкально-театрализованной  деятельности. Именно театрализованные игры помогают сплотить группу, объединить детей интересной идеей. При создании развивающей среды  мы  особое внимание уделили   подбору реквизитов по   русским народным сказкам.  Сказка радует детей своим оптимизмом, добротой,  любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом у детей формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.  В  распоряжении детей нашей группы   куклы настольного  театра  «Репка»,   театра би-ба-бо  «Колобок»,   бумажного   «Гуси  лебеди», пальчикового  «Теремок»,  театра  масок  «Три медведя», « Маша и медведь», «Заюшкина избушка».  

Во всех  группах  детского сада    театрализованные  уголки  снабжены  расписными   ширмами, реквизитом и куклами  для игр и представлений,  а музыкальный зал украшает ширма   для кукольного  театра с красивой резьбой по дереву. 

 Игровые  костюмированные мероприятия в ДОУ включают в себя элементы  драматических  и театральных форм.  Разнообразие     костюмов  для взрослых и  детей по мотивам русского фольклора  украшает  праздники и развлечения.

             Особой популярностью в нашем детском саду пользуется  коллекция кукол ручной работы  в  народных костюмах разных регионов и народов России, а также народов ближнего зарубежья (бывших республик СССР):  Новгородской, Вологодской, Рязанской, Воронежской областей;  башкирского, татарского,  бурятского, осетинского народов;  Узбекистана, Казахстана, Армении и др. Куклы – проводники к познанию  истории, географии, культуры разных уголков нашей необъятной Родины.

               Д.С. Лихачев справедливо отмечал, что для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков, которая необходима ему для духовной «оседлости», нравственной самодисциплины и социальности.  Целенаправленно организованная  среда  в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.  Она вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

 

Литература:

1.Орловский  Э.И. Изделия народных художественных промыслов.Л.:1974

2.ПоповаО.С.,Каплан  Н.И. Русские художественные промыслы. –М.:Знание,1984.

.  .  .