Театрализованные игры в детском саду
Театрализованные игры в детском саду
Автор: Сипатова Юлия Семеновна
МБДОУ "Детский сад "Теремок"
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление, самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театр- это волшебный мир, в котором ребёнок развивается, играя, а играя познаёт мир.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они стали удивляться и восхищаться всё меньше и меньше, интересы у детей однообразны. Игры развиваются почти всегда по одному и тому же сценарию; действия ролевые в игре однотипны, дети не могут согласовать свои действия с действиями партнёра, регулировать эмоции, возникающие во время игр, речь детей несовершенна; словарь детей недостаточно полный, не произносятся правильно звуки, используют в речи слова – паразиты.
Проведя исследования развития речи детей, их коммуникативных способностей. Передо мной встал вопрос «Как же разбудить души детей?»
В этом им должна помочь игра. Чтобы мои дети росли активными и творческими людьми, я решила использовать в своей работе театрализованные игры. Особое внимание в театрализованных играх акцентировать на развитие коммуникативных умений, навыков и художественно – речевую деятельность детей.
Анализируя цели и задачи «Программы воспитания и обучения в детском саду.» по театрализованной деятельности я пришла к выводу, что дети должны уметь: - разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям песням;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя;
- вступать в ролевое взаимодействие, с другими персонажами
- создавать творческие группы, для подготовки и проведения спектаклей концертов;
Выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;
- употреблять сложные предложения разных видов;
- самостоятельно составлять рассказы;
- действовать согласованно;
- уметь строить простейший диалог;
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
- развивать интерес к театрализованной игре;
- усложнять игровой материал;
- создавать атмосферу творчества и доверия;
- развивать умение создавать творческие группы;
- умение выстраивать линию поведения в роли;
- поощрять импровизацию;
- воспитывать артистические качества.
Поставила перед собой такие задачи:
- Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников.
- Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения).
- Помогать в создании выразительных средств.
- Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
- Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
- Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки.
- Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.
- Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях.
- Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
В театрализованной деятельности можно выделить шесть направлений
1. «Театральная игра»
Включает игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.
2. «Культура и техника речи»
Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. .
3. «Ритмопластика»
Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.
4. «Основы театральной культуры»
Обеспечивает условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
5. «Работа над спектаклем»
Включает знакомство с пьесой, ее содержанием, дает представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи.
В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций и спектаклей.
6. «Семейные праздники-конкурсы»
Предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями. Включает различные задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей.
Особенности организации работы по театрализованной деятельности:
Театрализованные занятия провожу со всеми детьми без какого-либо отбора.
Принципы
Занятия проводятся в групповой комнате, 2 раза в неделю в вечернее время, продолжительностью от 25 до 30 мин. Организованные занятия начинаются с 1 сентября. Театрализованные игры, этюды, упражнения пронизывают все режимные моменты: включаю во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, в самостоятельную деятельность детей.
Занятия строю с учетом следующих принципов.
• Систематичность и последовательность - материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.
• Доступность - характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
• Наглядность - большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения.
• Комплексность работы - театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса.
Структура занятий
«Актерская мастерская»
Приветствие
- упражнение на развитие произвольного зрительного и слухового внимания, памяти,
- на развитие техники речи;
- музыкально-пластические упражнения;
- театральные упражнения и этюды.
Правила поведения
• говорить негромко (не кричать);
• ходить спокойно (не бегать);
• смело показывать свои способности (не стесняться);
• заботиться друг о друге (не обижать);
• помогать друг другу (не смеяться);
• внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
Предметно- развивающая среда
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-развивающая среда. Поэтому в группе создан театральный уголок для самостоятельной деятельности детей, имеются различные виды театров( для чего и как , совместно с кем) где. Уголок ряженья с элементы костюмов, простые декорации, бутафория.
Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными.
. Формы работы с детьми:
Использую, как групповые, так и индивидуальные формы организации работы, диагностика знаний умений и навыков.
Групповые формы
• Театрализованные занятия включаю в игру, наблюдения, практические задания. Знакомство с миром театра, актерской работой, правилами поведения в театре.
• Праздники-конкурсы, организация совместной деятельности родителей и детей.
• Коллективные репетиции.
Индивидуальные формы
• Работа с детьми над ролью с целью вживания в роль (выразительность речи, движения, создание образа героя).
• Подготовка задания к семейному конкурсу, которая происходит дома с родителями.
Примерные игры и упражнения
Развиваю игровое поведение, готовность к творчеству, коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
. При проведении этих игр создаю веселую, непринужденную атмосферу, подбадриваю зажатых и скованных детей, не акцентирую внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными
Коллективные игры: «Семь сыновей», «Ходим кругом», «Весёлые превращения», «Живое домино», «Запомни движения», «Запомни моё лицо».
Игры – имитации «Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдёт?» и т. д. Такие упражнения развивают у детей умение передавать своё эмоциональное состояние, с помощью мимики и жестов. Провожу игры на жестикуляцию: «уходи», «согласие», «просьба», «отказ», «плач», «прощание».
Развивающие игры: «Что ты слышишь за окном?», «Летает – не летает2, «Растёт – не растёт», «Живой телефон», «Придумай сам», «Что это такое?» и т. д.
Во время репетиций, на прогулках, дети упражняются в умении общаться в предлагаемых обстоятельствах. Темы таких этюдов – ситуаций могут быть самые разные: «Зайцы и охотники», «У медвежонка день рождения», «Смелые мышки»,
«Животные во дворе» - ребёнку предлагается изобразить ленивого кота, голодного поросёнка, крикливого щенка, наглую ворону, юркого воробья и т. д.
«Птичий двор» - дети должны представить себе птичий двор, позвать и покормить всех его обитателей. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, подражают новым героям.
Игры на расширение словарного запаса детей. «Кто больше вспомнит», «Придумай другое слово», «Что это такое?», «Что это значит?».
А также игры по технике речи: «Зарядка для язычка», «Цоканье», «Достань язычком губу, нос, щёчку», «Измени голос», «Весёлый пятачок» и на дыхание: «Эхо», «Ветер», «Свеча», «Мыльные пузыри».
В играх происходит овладение художественными средствами передачи образа, развитие фантазии: «Продолжи сказку», «Как медвежонок потерял сапожки», импровизационные игры по сказкам: «Репка», «Колобок», «Теремок»
В ходе занятий и в свободное от занятий время применяю чтение художественной литературы, знакомлю с русскими народными сказками: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Заяц – хваста», «Сивка – бурка», «Хаврошечка», с зарубежными сказочниками: Ш. Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен, с произведениями детских писателей: К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, Н.Н.Носов, В.Катаев, А.Л.Барто.
Провела конкурсы, литературные викторины: «Что за прелесть эти сказки», «У дедушки Корнея» - закрепляю в памяти детей сказки, развиваю интонационную выразительность речи, воспитываю любовь к художественной литературе.
Продолжаю использовать в работе потешки, хороводы, для всестороннего развития детей: в развитии познавательной деятельности, речи, для развития движений, любознательности, интереса к театрализованным играм. Потешки использую, как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их, вводят в свою речь.
Каждый понедельник у нас “День радостных встреч”, на котором всегда в гостях различные виды театров: театр петрушки, настольный, театр игрушек, пальчиковый, фланелеграф, театр картинок, настольные игры, куклы би-ба-бо, шьётся театр «Ручные перчатки». Всё это вызывает неизменный интерес, и дети стали отражать свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисуют, лепят. У детей появилось желание самим активно действовать.
Чтобы в полном объеме, реализовать поставленные программой задачи дополнительно использую в своей работе ………. ( методики и технологии Для определения уровня знаний и умений детей, опираюсь на пособие под редакцией М.П. Злобенко, О.Н.Ерофеева «Диагностика развития детей дошкольного возраста»
Диагностика помогает определить
- знаний, умений и навыков, способности детей к импровизации, действиям с куклой, умение драматизировать и инсценировать сказки и стихи.
- уровня и качества знаний по развитию связной речи, по развитию фонематического слуха, активизации словаря.
- коммуникативные качества……
Кроме того
- провожу наблюдения за самостоятельной деятельностью детей с целью умения согласовывать свои действия в игре, пользоваться диалоговой речью.
Для родителей оформила стенд с фотографиями, где изображены дети в тои или иной роли. Родители наших детей активно мне помогают: они принимали участие в заседании кружка , где мы занимались изготовлением атрибутов к играм. Дети при этом присутствовали и предлагали посильную помощь мамам. Родители также изготовили ширму для театра, некоторые предметы для оформления наших драматизаций,
Большую помощь в организации театрализованных игр мне оказывает второй педагог с группы. Без взаимопонимания не было бы той интересной работы, которая ведется с детьми.
Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей.
Обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.
Таким образом, я могу сказать, что основная часть детей умеет общаться друг с другом по поводу подготовки к театрализованной игре или игре - драматизации, адекватно себя ведут и эмоционально реагируют на игры. Но есть в группе ещё дети, которые из-за своих психологических особенностей боятся принимать участие в групповой деятельности. В таком случае использую кукольный театр, театр игрушек, настольный театр и тогда ребенку легче преодолеть неуверенность.
Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. Дети растут и им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх. Работу над темой “Театрализованная деятельность детей” я буду продолжать, опираясь на возрастные особенности. Хочется обогатить их пока ещё небольшой театральный опыт: дать знания о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Родители наших детей очень активно откликаются на все предложения воспитателей и доброжелательно относятся к нашим задумкам.