Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мастер-класс для педагогов «Основы гжельской росписи»

Дата публикации: 2017-10-17 09:46:46
Статью разместил(а):
Мозжевитинова Галина Валерьевна

Мастер-класс для педагогов

«Основы гжельской росписи»

Автор: Мозжевитинова Галина Валерьевна

 

«Роспись посуды» (Гжель)

Цель: Научить расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:  - знакомство воспитателей с историей промысла Гжель;

- ознакомление с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи Гжель;

- повышение профессионального уровня педагогов;

- формирование положительного эмоционального фона, психологический отдых.

Оборудование: белые альбомные листы, кисти разного диаметра и назначения (толстая круглая, средняя заостренная (для примакивания, тонкая контурная, синяя гуашь на палитре, стаканчики с водой, доска для показа образца рисования,образцы рисунков.

  1. Совершенствовать навыки составления узора на посуде по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цвета, от бледно – голубого до тёмно – синего. Учить красиво располагать узор на форме .
    2. Формировать умение рисовать концом кисти цветок трилистника, ветки, травка, завитки. Закрашивать округлые формы сначала по краю, потом в середине слева на право, сверху вниз слитными линиями. Учить детей разводить краску, пользуясь палитрой.
    3. Воспитывать интерес к Гжельской керамики, желание передать сочность, живописность росписи.


Ход мастер-класса:

Коллеги вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.

Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся”. ФИЛЬМ  №1 « Синяя птица Гжель». До 1мин.20

ГВ.: Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.

ГВ: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку.

Фильм №2  « Искусство Гжель» с 0,6 по 2мин.10

на фоне музыки

 Незатейливый узор из оттенков краски,

 Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

 Словно детская рука на кусочках глины

 Рисовала в три мазка синие картины.

 Чашек круглые бока расписав в колечки,

 В лепестки и облака – изразцы для печки,

 Голубые  кружева, кобальтовый иней,

 Будто вьюга намела завитушки линий.

 

Воспитатель  Я вас приглашаю в творческую мастерскую, и попробовать расписать посуду в гжельской росписи.

- Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы.

Фильм №2 «История современного искусства Гжель» с  2мин 12 по 2мин 40.

Рассмотрим  отдельные элементы узора. Чтоб узор был более красочный, вы можете получить новые оттенки, работая на палитре.

 Фильм №2  с 3мин 25.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская, звонкая гжель.

Фильм №3 с 0,17 по 1мин 26.

Роспись посуды – работа кропотливая, подготовим  с вами руки.

Пальчиковая гимнастика

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.    

Для росписи  я предлагаю вам несколько видов посуды.

Обратите внимание  на столах  карточки с элементами гжельской росписи, которые помогут вам выбрать узор.

Во время рисования ГВ:

ГВ: Сюжеты гжельских мастеров  выразительны и доходчивы, покоряют ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. Многие образцы хранятся  теперь в коллекциях Эрмитажа, Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее, Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Саратовском  государственном  художественном музее им. А. Н. Радищева  и многих других.  

Фильм во время рисования№1, №2, Гжель в интерьере.

 

 Рефлексия:

- Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.  Теперь очевидно, что научиться рисовать элементы гжельской росписи не так уж и трудно, важны годы и годы упорного труда, тысячи повторов для того, чтобы умение переросло в мастерство. Вы, как педагоги, сможете научить детей сине-белой росписи, прекрасной гжельской сказке.


Благодарю вас за творчество
За свет души,
За пониманье,
Пусть проступают
Сквозь мгновенья
Цветные волны вдохновенья!

 

Всем спасибо!

 

Приложение №1

Край фарфорового чуда.

во время рисования
А кругом него леса …
Синеглазая посуда - 
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!

Педагог: Гжель - это местечко под Москвой. Уже пять веков работают там мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду. 
Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал - фарфор. Издавна говорили гжельцы: « Не землей кормимся, глина - наше золото». На скудных землях тех мест, хлеб рос плохо, а глина была высококачественной, и леса кругом в достатке. Леса важны в промысле Гжели как топливо для обжига изделий. 
2) Показ слайдов «Экскурсия по фабрике Гжельской майолики»
3) Обобщение нового материала.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретала блеск.
(стихотворение читают дети)
Ай, да вазы, что за диво, хороши и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
IV.Физкультминутка
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело, 
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким 
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит,
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.
Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно всем в народе
Ее названье – Гжель!

У каждого художника
Есть свой узор любимый
И в каждом отражается
Сторонушка родимая.
Ее трава шелковая,
Ее цветы весенние-
И мастерство волшебное
достойно восхищения.
Из истории: К 1812 году в истории гжельского промысла уже насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Н. Гусятников, И. Срослей, И. Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. роспись сложна тем, что краска моментально впитывается в черепок и исправить ничего уже нельзя.

Из фарфора стали делать масленки, молочники,чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов.

История синей, кобальтовой гжели началась только в 40-х годах XX века. Гжельскоеискусство пришло в упадок и, казалось было забыто навсегда. Но, после ВОВ одна измастериц гжельского производства представила на Всесоюзной выставке свои работы, расписанные в знакомой нам сине-белой гамме, используя серый кобальт, который при обжиге становится щемяще-синим. На заводе работы были приняты без восторга, но на выставке они получили высшее признание — премию Ильи Репина. С этого момента началась история знакомой всем Гжели — синей сказки.

(Методика рисования основных элементов была получена на Мастер-классе преподавателя Гжельского государственного университета, члена Союза художников России, члена Международного Союза художников Коршуновой Ирины Викторовны)

Для начала, нам надо научиться правильно набирать краску. Важно! Рисуем только одной стороной кисти, не переворачиваем ее. Для этого берем толстую кисть и смачиваем ее в воде, отжимаем о край стаканчика и движением «от себя» проводим рядом с краской, таким образом, на одну сторону кисти набирается краски больше,чем на другую.

Упражнение 1. Полоски.

На слайде: Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир

. Мастера Гжели делали обычную посуду, кирпич, изразцы для печей, детские игрушки. Все это пользовалось спросом в Москве (везти было недалеко и качество было очень хорошее). Умельцы делали из глины все, что необходимо в быту хозяйке — кувшины, миски, тарелки, квасники и т.  д. Расписывалось все это великолепие в стиле Майолика

Работа требовала большого терпения и мастерства - роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами.

Набрав краску, проводим полоску от себя.

 

Упражнение 2. Листья вверх-вниз

Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок вверх или вниз.

 

Упражнение 3. Лепесток вниз.

 Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу, с легким нажимом проводим линию вниз, чуть в сторону и поднимаем кисть.

 

Упражнение 4. Лепестки вправо и влево.

Набрав краску, приставляем кисть перпендикулярно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок влево или вправо.

 

Упражнение 5. Розан

С помощью изученных элементов собираем розан.

Тонкой кистью и кистью для примакивания оформляем и дополняем рисунок.

 

Упражнение 6. Элементы декора Гжель и орнаменты, которые использует роспись.

В гжельской росписи используются различные орнаменты из линий, полос, цветов, точек и т.  д. Давайте попробуем воспроизвести их или придумать что-то свое. Для этого мы будем использовать кисть для примакивания и тонкую кисть.

Ну, вот мы и закончили наш мастер-класс, давайте посмотрим на работы, оценим их, что получилось лучше, что хуже, какие элементы давались труднее?

.  .  .