Методика работы над этнокультурным воспитанием на занятиях раннего эстетического развития
Методика работы над этнокультурным воспитанием на занятиях раннего эстетического развития
Автор: Гилязов Ирек Вакилевич
МБУДО «ДМШ № 20», Приволжский район г. Казани
Актуальной проблемой современного образования является воспитание молодого поколения посредством народных традиции, прививая толерантность и терпимость ко всем этническим народам проживающих на территории нашей страны. Все это обусловлено многообразием национальных культур и поликультурным образовательным пространством России.
Значение народного искусства, как важной части музыкального воспитания в мире общепризнано. Фольклор, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненным опытом, всегда чутко отзывается на запросы людей. В народном творчестве задолго до появления педагогики, как академической науки, была заложена, выработанная веками система воспитания человека. В наше время, когда общинные традиции нарушены, изустная передача фольклора от поколения к поколению стала большой редкостью, появилась необходимость организованного музыкального воспитания детей на основе народной традиции.
Воспитание детей по средствам народных традиции активно применяется на занятиях раннего эстетического развития (далее – РЭР) в ДМШ № 20, где мы занимаемся с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это один из важных периодов становления ребенка и его личности, формирования у него первых представлений об окружающем мире. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Основной целью наших занятий является воспитание гармонично развитых детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа. Для достижения поставленных целей служит ряд задач:
- привитие любви к национальной культуре, обычаям, традициям, обрядам, развить в детях творческие и музыкальные способности и создание условий для их реализации;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- воспитание национального самосознания, эстетическое и нравственное развитие детей, с помощью приобщения к ценностям культуры своего народа; сохранение института семьи, через объединение духовных ценностей укрепление родственных отношений.
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.
На уроках РЭР, дети знакомятся с традиционной культурой через народно-музыкальные сказки, народные игры и через народные инструменты. Слушая сказку дети получают представление о добре и зле. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Исполняя народные песни или проигрывая их на народных инструментах, ребенок учится понимать прекрасное, постепенно усваивая эталоны красоты: словесные, музыкальные, изобразительные.
Игра на музыкальных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа: помогала в труде, сопровождала большое количество календарных и семейных обрядов и праздников. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети, слушая игру взрослых на народных инструментах, зачастую старались им подражать, так происходило постепенное осваивание музыкальных традиции. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки-трещотки, погремушки, бубенцы, дудочки и т.д.
На занятиях РЭР, наши дети с большим интересом играют на ложках, трещотках, на различных шумовых инструментах: на печной трубе, на пиле, издают ритм с помощью железного ведра, крышки от кастрюли и т.д. В результаты игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Важной особенностью работы с шумовыми инструментами является то, освоение их не требует специальной подготовки. Благодаря этому, ребенок сразу начинает играть инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
Играя на шумовых инструментах дети:
1) развивают рефлекторные реакции, координацию движений;
2) совершенствуют навыки, приобретенными в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой);
3) совершенствуют навыки ансамблевого музицирования;
4) приобретают тембровый слух и музыкальную память.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также коммуникативных навыков у дошкольников.
Таким образом, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приёмов, планомерное выполнение поставленных задач – всё это позволяет достигать положительных результатов в приобщении детей к традиционным инструментам. Через знакомство традиционными инструментами, дети глубже проникаются в народную культуру, знакомятся с их традициями, где каждому ребенку прививается любовь к творчеству, к прошлому своего народа.