Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Игротренинг по развитию детско-родительских отношений "Пойми меня"

Дата публикации: 2018-12-19 08:35:50
Статью разместил(а):
Звездова Светлана Анатольевна

Игротренинг по развитию детско-родительских отношений в группе детей старшего дошкольного возраста

«Пойми меня»

Автор: Звездова Светлана Анатольевна

Педагог-психолог МБДОУ № 177, г. Красноярск

 

Цель:

- формировать представления о социально приемлемых способах общения участников образовательной деятельности; познакомить родителей с компонентами  психологически эффективного взаимодействия с детьми (обратной связью, активным слушанием, установкой правил и ограничений).

Задачи:

  • способствовать установлению эмоционально положительного контакта при взаимодействии участников;
  • способствовать осознанию участниками своего имени, своих индивидуальных особенностей, полоролевой принадлежности;
  • продолжать закреплять представления об основных эмоциях их дифференциации;
  • активизировать общую и мелкую моторику;
  • развивать устойчивость, концентрацию внимания; зрительно-моторную координацию, память (слухоречевую); мышление.

Оборудование: мяч; ТСО (музыка для релаксации); макет сломанного табурета; листы бумаги, простые карандаши, изготовленные заранее части табурета из коричневого картона, клей карандаш.

Участник-персонаж: Буратино.

Ход тренинга:

Игра «Приветствие»

- Здравствуйте! Сейчас подойдите друг другу, пожмите руки и почувствуйте тепло каждого. Обнимите друг друга и поприветствуйте: «Здравствуй Лиза!» и т.д. Давайте мы сейчас пройдем по кругу и вместе скажем добрые слова:

- Добрый день! Добрый день!

Солнце, свет, земля!

Мы очень рады видеть вас

Мои друзья!

Игра «Эхо»

- Сейчас  мы поиграем. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Вика». А мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем так дальше по кругу.

Психолог:

- К нам в гости спешит сказочный герой, но вот беда, я забыла его имя, помню про него только стишок. Я сейчас прочту вам его? Детки, подскажите мне имя героя?

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?....... (Буратино)

Участники:

- Буратино.

Психолог:

- Точно, Буратино! А вот и он. Здравствуй, Буратино!

Буратино:

- Здравствуйте! (говорит тихим голосом, всхлипывая)
Психолог:

- Только Буратино сегодня не такой веселый как раньше. Дети, какое сейчас настроение у Буратино?

Дети:

- Грустное, печальное, плохое.

Психолог:

- Буратино, что случилось?

Буратино:

- Вот (показывает сломанный табурет), любимый табурет папы Карло сломался.

1. *Активное слушание*:

Психолог:

- Ты очень сильно расстроился из-за этого?

Буратино:

- Я расстроился, потому что виноват в этом. Если бы я на нем не прыгал и не танцевал, то табурет остался бы целым.

Психолог:

- Тебе стыдно за свой поступок?

Буратино:

- Да. Теперь не знаю, что делать, как это исправить.

Психолог:

- Хочешь, чтобы мы помогли тебе?

Буратино:

- Да.

Психолог:

- Мы поможем Буратино?! (обращается к участникам)

Участники:

- Да.

Психолог:

- Я знаю, где нам могут помочь, на мебельной фабрике. Только она находится далеко, поэтому туда мы поедем на поезде. Садитесь поудобнее. Вы вместе будете целым вагончиком. Родители положите свои руки сверху на руки ребенка, покрепче прижмитесь друг к другу. Наш поезд отправляется. (Звучит гудок, затем музыкальное сопровождение).

- Вот мы и приехали (указывает на маркер с изображением мебельной фабрики).

- На фабрике ни один мастер  не может начать работу без чертежа, вот и мы с вами тоже сначала нарисуем чертеж табурета. Только перед этим отдохнем и потренируем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

«Шкаф»

Шкаф дремучий, шкаф из дуба.

В нем – костюмы, платья, шубы.

В нем – еноты, лисы, волки.

Белки там - на верхней полке.

И весь день в шкафу темно,

Как в лесу или в кино.

 

2.И\ «Нарисуй чертеж»:

Инструкция:

От точки проводим 2 клетки вверх; 10 клеток вправо; 2 клетки вниз; 1 клетку влево; 5 клеток вниз; 2 клетки влево; 5 клеток вверх; 4 клетки влево; 5 клеток вниз; 2 клетки влево; 5 клеток вверх, 1 клетку влево.

Психолог:

- Вот чертеж готов. Сейчас вначале давайте проверим чертеж у Буратино, а затем родители проверят у детей.

*Обратная связь относительно деятельности (ты – сообщение)*:

- Ты внимательно меня слушал и старался проводить прямые линии по клеточкам, когда рисовал верхнюю часть табурета. Дальше ты старался выводить линии и забыл посчитать клетки, поэтому одна ножка получилась короче. Зато ты не забыл про вторую и правильно ее нарисовал.

*Обратная связь относительно поведения (я – сообщение)*:

- Мне приятно, когда выполняют задание, слушая внимательно, потому что рисунок получается красивым и правильным. Если наш рисунок будет правильным, мы сможем починить табурет.

- Прежде, чем мы приступим к ремонту табурета, немного отдохнем и поиграем.

3. И\«Бабушка Маланья»

Психолог:

- Давайте встанем в круг, возьмемся за руки  и начнем хоровод. Как только я скажу «семь дочерей», все останавливаются и девочки хлопают в ладоши – мальчики без движения. Когда произнесу «семь сыновей» мальчики топают – девочки без движения. Дальше будем повторять движения, которые я назову и покажу.

С помощью жестов и мимики дети изображают то, о чем говорится в тексте:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей.

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей

Все без бровей.

С такими глазами,

С большими глазами,

С такими носами,

С большими усами,

С больной головой:

Ой-ой-ой-ой,

С длинной бородой,

Ничего не ели,

Голодные сидели,

На старушку глядели.

Во время игры Буратино балуется и не соблюдает правила, психолог после первого повтора останавливает игру и обращается к нему.

*Установление правил и ограничений (ты – сообщение)*:

- Буратино, тебе нравится делать в игре все наоборот? Но в играх следует соблюдать правила, потому что без них игра станет неинтересной, бессмысленной. В игре нельзя нарушать правила, но можно договориться об их изменении. Сейчас вместо топота мальчики могут изобразить «спортсменов», показать какие они сильные.

(Далее игра начинается снова, Буратино опять делает все наоборот.)

*Установление правил и ограничений (я – сообщение)*:

- Я очень огорчаюсь, когда участники не слушают меня и выполняют движения неправильно. Если не будут соблюдаться правила, мне придется продолжить игру без этих участников. (Игра повторяется еще раз).

Психолог:

- Вот теперь мы смело можем приступать к ремонту табурета. Присаживайтесь за столы. Перед вами на столе лежат части, из которых я предлагаю вам сделать табурет. Можете приступать. (Родители с детьми изготавливают табурет, в это время психолог помогает Буратино).

Беседа участников о проделанной работе (итог):

- Сейчас предлагаю встать в круг и рассказать каждому из участников о том, что они чувствовали, когда вместе занимались изготовлением табурета.

- Когда было труднее всего договориться?

- Что было интереснее всего делать вместе? (Начинают родители).

И\ «Воздушный шар»

Психолог:

- Вот мы изготовили по своим чертежам замечательные табуреты. Буратино тоже починил  табурет папы Карло. Теперь нам пора отправляться домой, но наш поезд уже уехал, поэтому мы полетим на воздушном шаре:

- Сейчас присядьте на ковер, обнимите друг друга, закройте глаза. Расслабьтесь, сделайте два глубоких вдоха и один шумный выдох.

На вершине горы вы видите небольшую площадку, на которой стоит воздушный шар. Он уже готов к полету. Вы забираетесь в корзину, отвязываете веревку, и воздушный шар плавно уносит вас в небо.

Вы летите и видите, как лес становится маленьким, а река – похожей на светлую ленту. Люди, работающие на поле, замечают воздушный шар и машут вам руками в знак  приветствия.

Шар начинает снижаться, и вскоре вы приземляетесь. Вы открываете глаза, осматриваетесь и вновь оказываетесь в нашей комнате.

- Как вы чувствуете себя после полета?

Буратино:

- Я очень рад, что сегодня встретился с вами. Так приятно, когда тебя понимают, могут помочь и не бросают в беде. Спасибо вам! До свидания.

Психолог:

- Наша встреча подошла к концу. Спасибо вам за участие.

.  .  .