Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мастер-класс для студентов "Сердечно-легочная реанимация"

Дата публикации: 2018-05-31 14:59:40
Статью разместил(а):
Котельников Виктор Владимирович

Мастер-класс для студентов

"Сердечно-легочная реанимация"

Автор: Котельников Виктор Владимирович

 

Умение рождает уверенность.

Уверенность вытащит из любой,

самой экстремальной ситуации.

Я знаю – любой человек способен сделать

во сто крат больше, чем может предполагать.  

            Надо лишь знать, что делать. 

Андрей  Ильин (путешественник, специалист по вопросам  выживания человека  в экстремальных условиях)  

 

Актуальность: эта тема всегда будет актуальна, т.к. это спасение жизни человека при чрезвычайных ситуациях. А жизнь зависит от быстрого реагирования, знаний и умений.

Цель мастер-класса: содействовать развитию потребности использования в своей профессиональной деятельности принципа «Знать и уметь …».

Учебная: Студент должен понимать: значение сердечно-легочной реанимации для сохранения жизни пострадавших. Студент должен знать: понятие реаниматологии, переходные состояния от жизни к смерти, виды остановки сердца, понятия биологической и социальной смерти, методы оживления организма, этапы сердечно-легочной реанимации. Студенты должны уметь проверить проходимость дыхательных путей; восстановить проходимость дыхательных путей; осуществить искусственную вентиляцию легких методом активного вдувания воздуха в легкие пострадавшего; искусственно поддерживать кровообращение путем наружного массажа сердца; осуществить сочетанную сердечно-легочную реанимацию вне реанимационного отделения. Развивающая: развивать логическое мышление при проведении сочетанной сердечно-легочной реанимации вне реанимационного отделения.

Воспитательная: воспитывать доброжелательное, заботливое, ответственное отношение к пациентам, гуманизм и милосердие, любовь к труду, к избранной профессии. Методическая: используя различные методы и приемы (фронтальный опрос, индивидуальный опрос, решение заданий в тестовой форме, решение проблемно-ситуационных задач, выполнение алгоритмов сестринских вмешательств, моделирование и проигрывание ситуационных ролевых игр-упражнений), способствовать развитию критического и творческого мышления, стимулировать познавательную и аналитическую деятельность студента, вырабатывать способность к самостоятельному квалифицированному решению профессиональных задач.

Задачи:

1. Способствовать формированию у участников мастер-класса профессиональных компетенций: 

- оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях и травмах.

- участие в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

2. Формирование опыта деятельности при чрезвычайных ситуациях.

Используемые методы и приемы:

- работа в мини-группах;

- свободный диалог (обсуждение фрагмента фильма);

- выполнение тестов;

- работа на фантоме (проведение реанимационных мероприятий).

Оборудование и материалы:

- для преподавателя - интерактивная доска (экран) с проектором, компьютер с акустической системой, тренажер СЛР «Живая Анна»;

- для студентов – компьютер, электронные носители информации (дискеты или флеш-карты).

Используемые ЦОР: диски.

 

План-конспект мастер-класса

1. Вводная часть:

– приветствие участников мастер-класса.

- сообщение целей и задачи мастер-класса;

2. Проблематизация темы мастер-класса.

Я хочу вместе с вами посмотреть фрагмент одного фильма.

Обсуждение фрагмента фильма.

Многие люди считают, что они умеют оказывать ПМП. Однако в реальной ситуации зачастую или боятся, или не могут справиться с этой задачей. А ведь от правильно и своевременно оказанной Первой Помощи зависит судьба человека, а зачастую и жизнь. 

Неумолимая статистика показывает, что до 90% тяжело пострадавших могли бы остаться в живых, если бы помощь им была оказана в течение первых 5 минут, а если с момента ЧП проходит больше 18 минут, то удается спасти лишь 15% пострадавших.

3. Практикум.

3.1. Работа с понятиями по теме «Сердечно-легочная реанимация».

1. Реанимация – комплекс  мер, направленных на оживление организма.

2. Признаки клинической смерти: 

-  отсутствие кровообращения и пульса на магистральных сосудах;

- отсутствие  дыхания;

- отсутствие  сознания;

- арефлексия.

3.  Этапы умирания: 

- преагония;

- терминальная пауза;

- агония;

- клиническая смерть.

4. Диагностика клинической смерти в течении 10-15  секунд:

- определение внешнего дыхания, пульсации на магистральных сосудах;

- определение степени угнетения сознания и рефлексов.

5. Восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей.

6. Искусственная вентиляция легких.

7. Непрямой массаж сердца.

8. Оказание реанимационных мероприятий одним реаниматологом. Чередование 30 надавливаний на грудину и 2 вдоха.

9. Оказание реанимационных мероприятий двумя реаниматологами. Чередование 30 надавливаний на грудину и 2 вдоха.

3.2. Выполнение сердечно-легочной  реанимации на  фантомах (в группах).

1. Участникам мастер-класса предлагается определить признаки остановки дыхания, остановки сердца, угнетения сознания и рефлексов за 5-10 секунд.

2. Участникам предлагается выполнить приемы по восстановлению проходимости дыхательных путей (в группах).

3. Участникам предлагается выполнить искусственную вентиляцию легких на фантоме методом изо рта в рот, изо рта в нос, с применением дыхательного мешка Амбу.

4. Участникам предлагается выполнить непрямой массаж сердца на фантоме.

3.3. Деловая игра «Оказание помощи при чрезвычайных  ситуациях».

Участникам  мастер-класса дается  алгоритм выполнения реанимации (Приложение 2). Дается ситуация, которую необходимо  разыграть.

Вызов к соседу по гаражу. В гараже, не  имеющем вентиляции, обнаружен мужчина, лежащий без сознания около машины с работающим мотором. Объективно на фоне бледных кожных покровов видны ярко-красные пятна, дыхание отсутствует, пульс не определяется, зрачки широкие, выслушиваются глухие тоны сердца. 

1. Что произошло?

2. В  каком состоянии находится пострадавший.

3. К каким мероприятиям необходимо немедленно приступить?

4. Какова последовательность проведения приемов первой помощи?

Участники мастер-класса отвечают на  вопросы, проигрывают ситуацию:

1. Произошло отравление угарным газом в гараже пострадавшего. 

2. Больной в коматозном состоянии, смерть возможна от остановки дыхания.

3. Вынести пострадавшего из гаража.

4. Начать искусственную вентиляцию легких, которую необходимо проводить до появления самостоятельного дыхания или явных  признаков биологической смерти.

5. Начать непрямой массаж сердца.

Участникам мастер-класса дается ситуация: первую медицинскую помощь оказывает один реаниматолог, первую медицинскую помощь оказывают два реаниматолога (работа  в  группах).

Участникам мастер-класса задается сценарий на интерактивном имитаторе по реанимации новорожденных SimNewB с остановкой дыхательной и сердечной деятельности. Это проявляется отсутствием показателей жизнедеятельности на мониторе (А/Д, пульс,  дыхание не определяются), синюшность носогубного треугольника, отсутствие экскурсий грудной клетки. В течении 20 секунд  участники должны проводить реанимационные мероприятия в парах (непрямой массаж сердца и ИВЛ) до появления показателей А/Д, дыхания, пульса на мониторе. Все это свидетельствует об успешном выполнении реанимационных мероприятий.

4. Рефлексия.

1. Научились ли вы оказывать первичную медицинскую помощь?

2. Научились ли вы проводить непрямой массаж сердца?

3. Сможете ли вы провести искусственную вентиляцию лёгких?

4. Полезна ли была для вас информация?

5. Что нового вы узнали сегодня на мастер-классе?

 

Литература:

1. В.А. Михельсон, А.З. Маневич «Основы реаниматологии и анестезиологии». М. «Медицина»,  2015г.

2. Справочник фельдшера, 2-х томное издание. М. «Медицина», 2016г.

3. Справочник по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи, 2- томное издание, изд.: «Феникс», 2017г.

4. Справочник по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи под редакцией Е.И. Чазова. «Феникс»,  2017г.

5. В.Ф. Богоявленский, И.Ф. Богоявленский. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях». Санкт – Петербург «Гиппократ»,  2016г.

.  .  .