Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мастер-класс для педагогов "Прозрачное чудо"

Дата публикации: 2018-03-17 15:10:51
Статью разместил(а):
Салеева Ольга Николаевна

Мастер-класс для педагогов "Прозрачное чудо"

По теме: «Нетрадиционные техники рисования на прозрачном мольберте в работе с детьми с частичной потерей зрения (ЧПЗ)» 

Автор: Салеева Ольга Николаевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

 

Мастер-класс представлен, как материал распространения и обмена опыта среди педагогов дошкольных образовательных организаций, цель которого познакомить педагогов с пособием «Прозрачный мольберт» и приемами работы с ним. Данный мастер-класс разработан в рамках реализации практико-ориентированного проекта «Зоркие глазки», цель которого: выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики,  координации движений пальцев рук и зрительного восприятия у дошкольников  с частичной потерей зрения.

 

 Ход:

1. Вводная часть.

- Добрый день, уважаемые коллеги. В моей группе дети с различными диагнозами такими как: сходящиеся и расходящиеся косоглазие, миопия, астигматизм, гиперметропия, а также с врождённой частичной атрофией зрительного нерва.

- Поэтому, работая с такими детьми, возникла идея применения  пособия «Прозрачный мольберт». Прозрачный мольберт - это устойчивая деревянная рама с толстым стеклом, который представляет собой замечательный тренажер для детей с патологией зрения. Низкая острота зрения у детей побуждают их наклоняться над столом, что приводит к нарушению осанки. Работая на вертикальной плоскости мольберта, можно предупредить возникновение вторичных нарушений. Выполняя работу со сменой поз - стоя, сидя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. В отличие от рисования на бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. В процессе работы ребенок раскрепощается, устраняются страхи, комплексы, развивается уверенность в себе и общительность.

2. Информативный блок.

- В группе я веду кружок «Прозрачное чудо», в котором идёт приобщение детей к художественному творчеству на прозрачном мольберте посредством нетрадиционных техник рисования – это рисование  кистью, пальцем или ладошкой, листьями, методом монотипии, пробками, зубной щёткой, рисунок с натуры, портрет человека напротив, аппликация плюс рисунок, поролоном, трафаретом,  рисование кремом, точечные рисунки, рисуем двумя руками, по очереди, и другие. Мною была составлена рабочая программа, которая основывается на методических разработках Лыковой Ирины Александровны. Её методики и всем известные техники используются на листе, я же их применила для прозрачного мольберта.

3. Выбор участников фокус - группы. Работа группы.

- Дети очень любят рисовать на прозрачном мольберте и я предлагаю вам немного побыть детьми, но прежде отгадайте загадки:

Волоски пушистой белки

Окуну слегка в гуашь я.

Нарисую солнце, листья

Мягкой шелковистой... (кистью)

Что видно только ночью? (Звезды)

- Прошу выйти двоих, отгадавших загадки. Сейчас вы попробуете нарисовать ночное небо с помощью штампов из поролона. Наносим краску кистью на штампы и отпечатываем их на стекле.

- Не забывайте, что краску нужно наносить густую, чтобы она не стекала по стеклу, но и не забывайте, что даже, если вам не понравилось,  не получилось, всегда можно стереть и исправить.

- Пока участники рисуют, предлагаю коллегам снова отгадать загадки:

В воде мы живём

Без воды мы пропадём

(Рыбки)

Есть у нас стеклянный дом,

Поселились рыбки в нём.

Даже рыбка золотая

В нём живёт, забот не зная.

(Аквариум)

- Прошу выйти двоих, отгадавших загадки. А сейчас я немного усложню задание, вы будете рисовать аквариум, рыбок, но один рисует ватными палочками путём точечного нанесения, а другой обводит по контуру маркером рисунок, прикреплённый на мольберте, снимая его, разукрашивает полученное кистью.

 

4. Работа с залом.

- В процессе применения данного пособия решаются как коррекционные, так и обучающие и воспитательные задачи. Прозрачный мольберт позволяет ребенку приобрести навыки исследовательской и творческой деятельности.

- В работе с пособием можно использовать стихотворения, потешки, песенки, музыкальные произведения, придумывать разнообразные истории, чтобы ещё больше заинтересовать ребенка, вызывая у него положительные эмоциональные чувства.

- Как вы думаете, как можно ещё, по вашему мнению, использовать прозрачный мольберт, в каких образовательных областях? (ответы коллег)

- Пособие многофункционально, его можно использовать и в других образовательных областях (например: на развитии речи - рассказ о нарисованном, познание - счёт нарисованных предметов и ориентировка  в пространстве и т.д.)

 

Обращение к результатам работы фокус – группы. Участники рассказывают и показывают результаты своей работы.

- А сейчас мы с вами воспользуемся методом монотипии, сделаем отпечаток своего рисунка. Нужно взять лист бумаги и прислонить к стеклу, на нём отпечатается ваш рисунок, который вы можете взять на память. Если краска подсохла нужно немного сбрызнуть водой.

Обсуждение по вопросам:

- На каком этапе вам было интересно работать?

- Испытывали ли вы затруднения в процессе работы?

- Спасибо участникам фокус-группы. Занимайте свои места в зале.

- Уважаемые коллеги, из всего вышесказанного можно сделать вывод: занимательная деятельность с использованием прозрачного мольберта стимулируют познавательную активность ребенка, вызывает у него положительные  эмоции, доставляют радость от общения взрослого и ребенка и стимулируют коррекционно-развивающий процесс.

 

5. Рефлексия.

- И в заключение предлагаю вам оценить мой мастер-класс.

- Если вам понравилось пособие «Прозрачный мольберт», поднимите вверх обе руки.

- Если вам понравился мой мастер-класс, поаплодируйте мне, пожалуйста.

- И наконец, если вы хотите взять на вооружение данное пособие, сделайте вот такой жест – «очки».

- Благодарю за внимание и за оценку! 

.  .  .