Мастер-класс для педагогов "Прозрачное чудо"
Мастер-класс для педагогов "Прозрачное чудо"
По теме: «Нетрадиционные техники рисования на прозрачном мольберте в работе с детьми с частичной потерей зрения (ЧПЗ)»
Автор: Салеева Ольга Николаевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Мастер-класс представлен, как материал распространения и обмена опыта среди педагогов дошкольных образовательных организаций, цель которого познакомить педагогов с пособием «Прозрачный мольберт» и приемами работы с ним. Данный мастер-класс разработан в рамках реализации практико-ориентированного проекта «Зоркие глазки», цель которого: выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук и зрительного восприятия у дошкольников с частичной потерей зрения.
Ход:
1. Вводная часть.
- Добрый день, уважаемые коллеги. В моей группе дети с различными диагнозами такими как: сходящиеся и расходящиеся косоглазие, миопия, астигматизм, гиперметропия, а также с врождённой частичной атрофией зрительного нерва.
- Поэтому, работая с такими детьми, возникла идея применения пособия «Прозрачный мольберт». Прозрачный мольберт - это устойчивая деревянная рама с толстым стеклом, который представляет собой замечательный тренажер для детей с патологией зрения. Низкая острота зрения у детей побуждают их наклоняться над столом, что приводит к нарушению осанки. Работая на вертикальной плоскости мольберта, можно предупредить возникновение вторичных нарушений. Выполняя работу со сменой поз - стоя, сидя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. В отличие от рисования на бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. В процессе работы ребенок раскрепощается, устраняются страхи, комплексы, развивается уверенность в себе и общительность.
2. Информативный блок.
- В группе я веду кружок «Прозрачное чудо», в котором идёт приобщение детей к художественному творчеству на прозрачном мольберте посредством нетрадиционных техник рисования – это рисование кистью, пальцем или ладошкой, листьями, методом монотипии, пробками, зубной щёткой, рисунок с натуры, портрет человека напротив, аппликация плюс рисунок, поролоном, трафаретом, рисование кремом, точечные рисунки, рисуем двумя руками, по очереди, и другие. Мною была составлена рабочая программа, которая основывается на методических разработках Лыковой Ирины Александровны. Её методики и всем известные техники используются на листе, я же их применила для прозрачного мольберта.
3. Выбор участников фокус - группы. Работа группы.
- Дети очень любят рисовать на прозрачном мольберте и я предлагаю вам немного побыть детьми, но прежде отгадайте загадки:
Волоски пушистой белки
Окуну слегка в гуашь я.
Нарисую солнце, листья
Мягкой шелковистой... (кистью)
Что видно только ночью? (Звезды)
- Прошу выйти двоих, отгадавших загадки. Сейчас вы попробуете нарисовать ночное небо с помощью штампов из поролона. Наносим краску кистью на штампы и отпечатываем их на стекле.
- Не забывайте, что краску нужно наносить густую, чтобы она не стекала по стеклу, но и не забывайте, что даже, если вам не понравилось, не получилось, всегда можно стереть и исправить.
- Пока участники рисуют, предлагаю коллегам снова отгадать загадки:
В воде мы живём
Без воды мы пропадём
(Рыбки)
Есть у нас стеклянный дом,
Поселились рыбки в нём.
Даже рыбка золотая
В нём живёт, забот не зная.
(Аквариум)
- Прошу выйти двоих, отгадавших загадки. А сейчас я немного усложню задание, вы будете рисовать аквариум, рыбок, но один рисует ватными палочками путём точечного нанесения, а другой обводит по контуру маркером рисунок, прикреплённый на мольберте, снимая его, разукрашивает полученное кистью.
4. Работа с залом.
- В процессе применения данного пособия решаются как коррекционные, так и обучающие и воспитательные задачи. Прозрачный мольберт позволяет ребенку приобрести навыки исследовательской и творческой деятельности.
- В работе с пособием можно использовать стихотворения, потешки, песенки, музыкальные произведения, придумывать разнообразные истории, чтобы ещё больше заинтересовать ребенка, вызывая у него положительные эмоциональные чувства.
- Как вы думаете, как можно ещё, по вашему мнению, использовать прозрачный мольберт, в каких образовательных областях? (ответы коллег)
- Пособие многофункционально, его можно использовать и в других образовательных областях (например: на развитии речи - рассказ о нарисованном, познание - счёт нарисованных предметов и ориентировка в пространстве и т.д.)
Обращение к результатам работы фокус – группы. Участники рассказывают и показывают результаты своей работы.
- А сейчас мы с вами воспользуемся методом монотипии, сделаем отпечаток своего рисунка. Нужно взять лист бумаги и прислонить к стеклу, на нём отпечатается ваш рисунок, который вы можете взять на память. Если краска подсохла нужно немного сбрызнуть водой.
Обсуждение по вопросам:
- На каком этапе вам было интересно работать?
- Испытывали ли вы затруднения в процессе работы?
- Спасибо участникам фокус-группы. Занимайте свои места в зале.
- Уважаемые коллеги, из всего вышесказанного можно сделать вывод: занимательная деятельность с использованием прозрачного мольберта стимулируют познавательную активность ребенка, вызывает у него положительные эмоции, доставляют радость от общения взрослого и ребенка и стимулируют коррекционно-развивающий процесс.
5. Рефлексия.
- И в заключение предлагаю вам оценить мой мастер-класс.
- Если вам понравилось пособие «Прозрачный мольберт», поднимите вверх обе руки.
- Если вам понравился мой мастер-класс, поаплодируйте мне, пожалуйста.
- И наконец, если вы хотите взять на вооружение данное пособие, сделайте вот такой жест – «очки».
- Благодарю за внимание и за оценку!