Мастер-класс "Сопровождение ребёнка после консилиума"
Мастер-класс
"Сопровождение ребёнка после консилиума"
Автор: Глинова Галина Андреевна
МБОУ "Николаевская СОШ", с.Николаевка
Татарского района Новосибирской области
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП
1) Наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПк (психолого-медико-педагогический или психолого$педагогический консилиум);
2) Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по Индивидуальной образовательной программе;
3) Наличие подготовленных педагогических кадров.
Особенностями работы над Индивидуальной образовательной программой являются:
1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители — полноправные участники работы над ИОП;
2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, ИОп — четверть, триместр, полугодие);
3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);
4) Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
5) Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.
При этом результатом деятельности педагога на различных этапах будет не только определенный продукт (план, конспект, характеристика), но и приобретенная информация, понимание того или иного аспекта включения ребенка в образовательное пространство, внутренний план действий.
В школу поступило заключение и рекомендации к заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
Вероятный прогноз развития благоприятный происходит при создании в образовательной организации следующих специальных образовательных условий (СОУ). Исходя из этого мы должны разработать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ, где должны реализовать все рекомендации к заключению.
1.Разработать, индивидуальный образовательный план.
Таблица №1 «Порядок и содержание деятельности учителя в процессе разработки и реализации Индивидуального образовательного плана»
Нас интересует этап разработки. Ознакомьтесь, пожалуйста.
2.На основе ряда документов (характеристики ученика от классного руководителя, психолого-педагогической характеристики на ребёнка из образовательного учреждения для врача-психиатра, заключения психолого-медико-педагогического консилиума ОУ,социальной картой для направления на ПМПК, заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии индивидуально-ориентированных екомендаций родителям и педагогам по дальнейшему сопровождению, воспитанию и обучению, учебного плана) вам необходимо заполнить ряд документов, а именно:
1. Общие сведения (на основе социальной карты для ПМПК/ характеристики ученика от классного руководителя/ психолого-педагогической характеристики на ребёнка из образовательного учреждения для врача-психиатра,)
2. Заключение ПМПК (протокол ПМПК/заключение ПМПК)
3. Рекомендации ПМПК (протокол ПМПК/ заключение ПМПК)
4. Рекомендации специалистам сопровождения (индивидуально-ориентированных рекомендаций родителям и педагогам по дальнейшему сопровождению, воспитанию и обучению)
5. Расписание занятий составляется на основе учебного плана
6. Организация коррекционно-развивающей работы(индивидуально-ориентированных рекомендаций родителям и педагогам по дальнейшему сопровождению, воспитанию и обучению)
7. Социализация (на основе плана воспитательной работы (на ноябрь-декабрь)
Итак, приходим к выводу:
Что является результатом деятельности педагога на данном этапе?
Результатом деятельности педагога является приобретенная информация, понимание того или иного аспекта включения ребенка в образовательное пространство, внутренний план действий.
ИОМ –это корректируемая часть АОП.
Порядок и содержание деятельности учителя в процессе разработки и реализации Индивидуального образовательного плана
Таблица №1
Этапы |
Задачи |
Возможные формы деятельности |
Результат деятельности |
Предварительный этап
|
Знакомство с ребенком с ОВЗ |
Посещение ДОУ (диагностического класса), ОПМПК |
Первоначальное представление об особенностях ребенка |
|
Знакомство с семьей |
Администрация школы вместе с координатором по инклюзии — определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; — если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, ) — Заключается договор с родителями. — проводится сбор и анализ предвари тельной (первоначальной) информации о ребенке и его семье (см. ниже). |
Понимание специфики семьи, предварительный план начала посещения школы ребенком
|
|
Знакомство с системой сопровождения до школы
|
Встреча со специалистами ДОУ |
Углубление представления о ребёнке и семье, направлениях работы основных специалистов, предварительное планирование действий для облегчения адаптации ребёнка в новой среде |
Диагностический этап |
Сбор информации о ребёнке |
Педагогическая диагностика, наблюдение, проба тех или иных форм взаимодействия с ребенком в рамках урока и внеурочных мероприятий |
Понимание возможностей ребенка и основных проблем в сфере освоения образовательной программы
|
|
Сбор информации о семье |
Беседа, наблюдение и оценка особенностей взаимодействия родителей и ребенка |
Определение стратегии по выстраиванию отношений сотрудничества и продуктивного взаимодействия |
|
Оценка «внутренних» «внешних» ресурсов |
Самоанализ, консультирование со специалистами школы и ЦППРиК (ОРЦ) |
Формулирование за проса к специалистам школы (включая координатора) и «внешним» партнерам — специалистам ППМС-центра, Окружного методического центра, общественных организаций |
Этап разработки |
Обобщение результатов диагностики
|
Знакомство с заключениями специалистов Психолого-педагогического сопровождения |
Конкретизация и коррекция собственных представлений о возможностях и проблемах ребенка |
|
Определение основных направлений работы с ребенком и его семьей |
Психолого-медико-пе дагогический (психолого-педагогический консилиум)
|
Определение цели, за дач, режима работы и регламент взаимодействия в междисциплинарной команде, с родителями |
|
Конкретизация задач по направлениям «Освоение образовательной программы», «Социализация» |
Анализ содержания основной образовательной программы с точки зрения возможностей ребенка ее освоить; ПМПк
|
Заполнение АОП по данным разделам с согласия родителей
|
Этап реализации |
Организация образовательного процесса, способствующего адаптации и формированию продуктивной учебной деятельности у ребёнка с ОВЗ
|
Планирование урока с учетом задач АОП; адаптация содержания учебных материалов и пособий, подбор дидактических материалов, форм, использование поддерживающих стратегий
|
Успешная адаптация ребенка с ОВЗ в среде сверстников, динамика его развития, продуктивность учебной деятельности ребенка, формирование основных компетенций. |
|
Оценка динамики освоения ребенком образовательной программы, динамики развития. Анализ эффективности деятельности по решению задач АОП |
Педагогическая диагностика, наблюдение, ведение дневника шей наблюдений, и консультации со специалистами, самоанализ; ПМПк
|
Определение ведущих направлений дальнейшей работы с ребенком и его семьей, постановка задач на следующий период, выявление наиболее эффективных стратегий включения ребенка в образовательную среду, корректировка АОП
|