Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мастер-класс "Сопровождение ребёнка после консилиума"

Дата публикации: 2017-12-29 00:20:12
Статью разместил(а):
Незарегистрированный пользователь

 Мастер-класс

"Сопровождение ребёнка после консилиума"

Автор: Глинова Галина Андреевна

МБОУ "Николаевская СОШ", с.Николаевка

Татарского района Новосибирской области

 

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП

1) Наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПк (психолого-медико-педагогический или психолого$педагогический консилиум);

2) Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по Индивидуальной образовательной программе;

3) Наличие подготовленных педагогических кадров.

Особенностями работы над Индивидуальной образовательной программой являются:

1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители — полноправные участники работы над ИОП;

2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, ИОп — четверть, триместр, полугодие);

3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам  всех заключений происходит корректировка программы (плана);

4) Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с  ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;

5) Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

При этом результатом деятельности педагога  на  различных этапах будет не только определенный продукт (план, конспект, характеристика), но и приобретенная информация, понимание того или иного аспекта включения ребенка в образовательное пространство, внутренний план действий.

В  школу поступило заключение и рекомендации к заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

Вероятный прогноз развития благоприятный происходит при создании в образовательной организации следующих специальных образовательных условий (СОУ). Исходя из этого мы должны разработать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ, где должны реализовать все рекомендации к заключению.

1.Разработать, индивидуальный образовательный план.

Таблица №1 «Порядок и содержание деятельности учителя в процессе разработки и реализации Индивидуального образовательного плана»

 

Нас интересует этап разработки. Ознакомьтесь, пожалуйста.

2.На основе ряда документов (характеристики ученика от классного руководителя, психолого-педагогической характеристики на ребёнка из образовательного учреждения для врача-психиатра, заключения психолого-медико-педагогического консилиума ОУ,социальной картой для направления на ПМПК, заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии индивидуально-ориентированных екомендаций родителям и педагогам по дальнейшему сопровождению, воспитанию и обучению, учебного плана) вам необходимо заполнить ряд документов, а именно:

1. Общие сведения  (на основе социальной карты для ПМПК/ характеристики ученика от классного руководителя/ психолого-педагогической характеристики на ребёнка из образовательного учреждения для врача-психиатра,)

2. Заключение ПМПК (протокол ПМПК/заключение ПМПК)

3. Рекомендации ПМПК (протокол ПМПК/ заключение ПМПК)

4. Рекомендации специалистам сопровождения (индивидуально-ориентированных рекомендаций родителям и педагогам по дальнейшему сопровождению, воспитанию и обучению)

5. Расписание занятий составляется на основе учебного плана

6. Организация коррекционно-развивающей работы(индивидуально-ориентированных рекомендаций родителям и педагогам по дальнейшему сопровождению, воспитанию и обучению)

7. Социализация (на основе плана воспитательной работы (на ноябрь-декабрь)

 

Итак, приходим к выводу:

Что является результатом деятельности педагога на данном этапе?

Результатом деятельности педагога является приобретенная информация, понимание того или иного аспекта включения ребенка в образовательное пространство, внутренний план действий.

ИОМ –это корректируемая часть АОП.

 

Порядок и содержание деятельности учителя в процессе разработки и реализации Индивидуального образовательного плана

 

Таблица №1

Этапы

Задачи

Возможные формы деятельности

Результат

деятельности

Предварительный этап

 

Знакомство

с ребенком

с ОВЗ

Посещение ДОУ (диагностического класса),

ОПМПК

Первоначальное представление об особенностях ребенка

 

Знакомство с семьей

Администрация школы вместе с координатором по инклюзии

— определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут

войти в междисциплинарную команду;

— если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет

возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество

с ППМС-центром, )

— Заключается договор с родителями.

— проводится сбор и анализ предвари

тельной (первоначальной) информации

о ребенке и его семье (см. ниже).

Понимание специфики

семьи, предварительный план начала посещения школы ребенком

 

 

Знакомство с

системой сопровождения

до школы

 

Встреча со специалистами ДОУ

Углубление представления о ребёнке и семье, направлениях работы основных специалистов, предварительное планирование действий для облегчения адаптации ребёнка в новой среде

Диагностический этап

Сбор информации о

ребёнке

Педагогическая диагностика, наблюдение,

проба тех или иных

форм взаимодействия

с ребенком в рамках урока и внеурочных мероприятий

Понимание возможностей ребенка и основных

проблем в сфере освоения образовательной

программы

 

 

Сбор

информации

о семье

Беседа, наблюдение и оценка особенностей взаимодействия родителей и ребенка

Определение стратегии

по выстраиванию отношений сотрудничества

и продуктивного взаимодействия

 

Оценка «внутренних»

«внешних» ресурсов

Самоанализ, консультирование со специалистами школы и

ЦППРиК (ОРЦ)

Формулирование за

 проса к специалистам

школы (включая координатора) и «внешним»

партнерам — специалистам ППМС-центра, Окружного методического центра, общественных организаций

Этап разработки

Обобщение

результатов диагностики

 

Знакомство с заключениями специалистов

Психолого-педагогического сопровождения

Конкретизация и коррекция собственных

представлений о возможностях и проблемах ребенка

 

Определение основных направлений

работы с ребенком и его семьей

Психолого-медико-пе

 дагогический (психолого-педагогический консилиум)

 

Определение цели, за

дач, режима работы и

регламент взаимодействия в междисциплинарной команде, с родителями

 

Конкретизация задач

по направлениям «Освоение образовательной программы», «Социализация»

Анализ содержания

основной образовательной программы с

точки зрения возможностей ребенка ее

освоить; ПМПк

 

Заполнение АОП по

данным разделам с согласия родителей

 

Этап

реализации

Организация

образовательного процесса, способствующего адаптации и формированию

продуктивной учебной деятельности у ребёнка с ОВЗ

 

Планирование урока с

учетом задач АОП;

адаптация содержания

учебных материалов и

пособий, подбор дидактических материалов, форм, использование

поддерживающих стратегий

 

Успешная адаптация

ребенка с ОВЗ в среде

сверстников, динамика

его развития, продуктивность учебной деятельности ребенка,

формирование основных компетенций.

 

Оценка динамики освоения ребенком образовательной программы, динамики развития.

Анализ эффективности деятельности по решению задач АОП

Педагогическая диагностика, наблюдение,

ведение дневника шей

наблюдений, и

консультации со

специалистами,

самоанализ; ПМПк

 

Определение ведущих

направлений дальнейшей работы с ребенком

и его семьей, постановка задач на следующий

период, выявление наиболее эффективных

стратегий включения

ребенка в образовательную среду, корректировка АОП

 

.  .  .