Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формы подготовки учащихся к представлению проектной работы

Дата публикации: 2017-12-02 12:38:23
Статью разместил(а):
Балина Ирина Вениаминовна

Методическая разработка мастер-класса  

«Формы подготовки учащихся к представлению проектной работы»

Автор: Балина Ирина Вениаминовна

методист МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги

 

Цель: знакомство  с формами и методами работы с учащимися, готовящимися к защите научно-исследовательской работы, выступлению на конференции.

Задачи:

-        сформировать понятие о научно-исследовательской работе, этапах научно-исследовательской работы учащихся;

-        познакомить с формами подготовки учащихся к защите научно-исследовательской работы;

-        научить определять основные ошибки и трудности на этапе зашиты научно-исследовательской работы.

Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, руководители школьных научных обществ, педагоги-руководители научно-исследовательских работ обучающихся, методисты, руководители методических объединений.

Организационные параметры: 

-        мастер-класс представляет собой одно занятие, которое желательно проводить для педагогов, готовящих обучающихся к участию в научно-практических конференциях;

-        время занятия: 60 минут;

-        количество участников: от 5 до 15;

-        требование к помещению: помещение, оснащённое проектором и экраном, столами и стульями на каждого участника, маркерной доской.

Требования к материальному обеспечению: 

-        Электронный документ «Освобождение голоса» - автор Кристин Линклэйтер. 

-        Электронный документ «Как вырабатывать уверенность» - автор Дейл Карнеги..

-        Электронный документ «Как подготовить речь».

-        Электронный документ «Тест на определение вида страхов».

-        Видеоролик «Развитие памяти – метод локаций».

-        Видеоролик «Супер память, методы запоминания».

-        Видеоролик «Страх».

-        Видеоролик «Удержание внимания».

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1.      Организационный момент

2 минуты 

2.      Знакомство с опытом работы МЭШДОМ по научно-исследовательской деятельности обучающихся

10 минут 

3.      Практикум

- упражнения на тренировку памяти;

- упражнения на развитие внимания;

- диагностика видов страха, рекомендации по работе с обучающимися с различными видами страхов;

- упражнения на тренировку речи;

40 минут 

4.      Рекомендации для самостоятельной  работы с литературой и видеороликами

2 минуты 

5.      Рефлексия (Обратная связь) и обмен мнениями

6 минут 

 

Раздаточный материал 

Приложение 1.

Формы подготовки к защите научно-исследовательских работ

1)        Выступление на внутренней конференции – репетиция. Типичное выступление на конференции занимает 7-10 минут. Это оптимальное время для того, чтобы рассказать об одном завершённом исследовании, успев раскрыть наиболее важные технические детали. Поэтому в МЭШДОМ предусмотрены практические занятия, на которых обучающиеся готовятся максимально эффективно представить себя в течение такого короткого времени.

- Подготовка текста доклада, речи.

- Написание тезисов работы.

- Занятия по работе с голосом и дыханием.

- Репетиция доклада.

В процессе репетиции педагог обращает внимание обучающегося на возможные трудные для чтения или восприятия слушателями места в тексте. Изменяет их или оформляет более четко.

Выделяет ключевые слова, на которые следует сделать ударения в процессе выступления. Обращает внимание на то, что во время репетиций и, особенно, во время доклада нужно делать паузы при ссылках на наглядные материалы, чтобы дать время слушателям обратить на них внимание. Рассказывает о том, как работать со своим голосом повышать, понижать тон, делать паузы  о том, что речь должна иметь эмоциональную окраску.

2)   Организация и  проведения тренингов, например:  

Тренинг «Психологические особенности публичного выступления»

Задачи:

— осознать влияние поведения выступающего на процесс восприятия выступления слушателями (зрителями);

— выделить факторы, облегчающие процесс восприятия выступления;

— улучшить навыки самоконтроля при публичном выступлении;

— научиться правильно, излагать свои мысли группе людей;

— способствовать преодолению страха перед аудиторией.

Тренинг «Мой страх в моих руках»

Задачи:

- осознать  причины страха перед публичным выступлением;

- способствовать преодолению страха перед аудиторией.

3)        В МЭШДОМ существует несколько видов психологической поддержки обучающегося перед публичным выступлением. К ним относятся:

- Индивидуальные и групповые психологические консультации.

- Беседа обучающегося с руководителем, педагогом.

- «Письмо поддержки» (письмо, написанное обучающимися. Как правило, такое письмо, выступающий получает от руководителя перед самим выступлением).

- Постоять в кругу перед выступлением, особым образом хлопнуть по плечу друг друга, выкрикнуть речевку, -  все эти маленькие ритуалы и традиции также являются своеобразной психологической поддержкой.

- Перед выступлениями необходима и помощь родителей, с которыми также проводятся индивидуальные беседы и родительские собрания, на которых даются рекомендации о поведении родителя перед выступлением ребенка.

 

Приложение 2.

Опросник «Виды страха» И.П. Шкуратовой

 

Ф.И.___________________________________________________возраст_______________________________

 

Инструкция: Оцените чувство страха у себя, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:

1. такого страха у меня никогда не было – 0;

2. такой страх у меня был однажды – 1;

3. такой страх у меня был несколько раз – 2;

4. периодически такой страх у меня возникает – 3;

5. этот страх меня преследует постоянно – 4.

 

Виды страхов

Балл

1

Страх темноты

 

2

Страх перед вызовом отвечать на уроке

 

3

Страх утраты любви со стороны близких

 

4

Страх физического насилия

 

5

Страх оказаться заложником в руках бандитов

 

6

Страх высоты

 

7

Страх быть осмеянным классом

 

8

Страх предательства со стороны друзей

 

9

Страх не оправдать доверия со стороны близких людей

 

10

Страх перед потусторонними силами

 

11

Страх животных

 

12

Страх получить плохую оценку

 

13

Страх быть высмеянным друзьями или родней

 

14

Страх оказаться в толпе в момент паники

 

15

Страх сглаза или порчи

 

16

Страх закрытых помещений

 

17

Страх попасть в транспортную аварию

 

18

Страх перед вызовом к директору

 

19

Страх выглядеть смешным или жалким

 

20

Страх перед Богом

 

21

Страх полёта на самолётах

 

22

Страх быть не таким, как остальные ученики

 

23

Страх быть уличённым во лжи

 

24

Страх аттракционов

 

25

Страх быть ограбленным на улице

 

26

Страх болезни

 

27

Страх быть выгнанным из класса

 

28

Страх медицинских процедур

 

29

Страх критики со стороны близких

 

30

Страх смерти близких людей

 

31

Страх одиночества

 

32

Страх собственной смерти

 

33

Страх перед вызовом родителей в школу

 

34

Страх наказания родителями за неуспеваемость

 

35

Страх сексуального насилия

 

36

Страх террористического взрыва

 

 

Приложение 3.

Ключ к опроснику Шкуратовой

- фобии: пункты 1,6,11,16,17,21,24,26,28,30;
- учебные страхи: 2,7,12,18,22,27,33,34;
- социальные страхи: 3,9,13,8,19,29,23,31;
- криминальные страхи: 4,5,14,25,35,36;
- мистические страхи: 10,15,20,32.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.  С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. 

 

Приложение 4.

Процесс освобождения голоса

 ПОЗВОНОЧНИК — ОПОРА ДЫХАНИЯ

На первой ступени к освобождению голоса необходимо научиться приобретать новые привычки и вырабатывать новый опыт. Развитие этих способностей должно касаться как психологической, так и физиологической сферы. Для того чтобы научиться осознавать тонкости нервных процессов и работу мышц, обеспечивающих человеческую потребность в общении, важно научиться наблюдать себя со стороны. Не стоит ожидать подобного самоосознавания в самом начале работы, когда навыки только приобретаются. Овладевать ступенями знаний необходимо постепенно, чтобы в конце концов суметь постичь в себе состояния, которые будут питать Вас необходимой информацией.

Самое первое упражнение не даст нужного эффекта, если Вы не будете внимательны к комментариям и решите, что самое главное вытягивать позвоночник и опускать его вниз. Поверхностная релаксация больших мышц — вот все, чего Вы сможете достичь, выполняя это упражнение чисто механически. Главным для Вас должно стать не то, что Вы делаете, а то, как Вы делаете. Приготовьтесь к тому, что Ваше сознание, опасаясь нового опыта, попытается соразмерить его с чем-то знакомым и проверенным. Либо сознание ошибочно начнет корректировать процесс релаксации подобными комментариями: "Мои ощущения похожи на то, что я чувствую, засыпая". Такое уравнивание сна и релаксации абсолютно исключает новое понимание, приходящее с освоением упражнения. А именно: релаксация порождает энергию.

Общая задача работы с позвоночником заключается в том, чтобы развить физическое самоосознание через конкретную релаксацию. Когда напряжение снимается, энергия освобождается в теле. Создается состояние яркого самоощущения и потенциальной подвижности.

Наиболее важным для Вас станет следующее открытие: продуктивность голосового аппарата зависит от выравнивания тела, в котором этот аппарат функционирует. Когда позвоночник не выровнен, его способность поддерживать тело уменьшается. В этом случае эту поддержку вынуждены обеспечивать мышцы, предназначенные для других целей. Вот пример: если нижняя часть позвоночника слабая и не выполняет своих функций, — для поддержки тела напрягаются и используются мышцы живота, что не позволяет им откликнуться на нужды дыхания.

Другой пример: в случаях, когда верхняя часть позвоночника отказывается поддерживать грудную клетку и плечевой пояс,— на помощь приходят грудные мышцы, которые из-за этого не могут участвовать в процессе дыхания. И в конце концов, когда шейные позвонки не выровнены — расстраивается весь звуковой канал. Если шейные позвонки расслаблены и не в состоянии держать голову, эту функцию берут на себя мышцы челюсти, языка, гортани, даже губ и бровей, тем самым ставя под сомнение прохождение звука.

В своей книге "Наблюдение за движением" Моше Фелденкрейссказал: "Некоторые позы приемлемы до тех пор, пока они не начинают конфликтовать с природными законами гравитации. Скелет Должен уметь нейтрализовать этот закон, оставляя мышцы свободными для движения. Нервная система и скелет развиваются вместе под влиянием гравитации таким путем, что скелет поддерживает тело без затраты энергии, несмотря на тягу гравитации. Когда же мышцы должны выполнять работу скелета, они не только поддерживают тело, они используют дополнительную энергию.

От доведения до конца этой чуждой им работы они защищены своей главной функцией — менять позиции тела, т. е. способностью к движению."

Первый шаг к освобождению голоса — знакомство со своим позвоночником.Чем лучше Вы представляете связь движений тела с работой костей скелета, тем более экономичными будут мышечные затраты. Попробуйте провести мысленный эксперимент.

 

Шаг первый. 

Встаньте свободно, ноги на расстоянии 20 см.

Проследите за тем, чтобы Ваш вес равномерно распределился на обе ноги, сохраняйте равновесие между пальцами ног и пятками. Постарайтесь вообразить себе поочередно кости обеих ног.

Представьте, как кости голени вырастают из места, где они соединяются с лодыжкой.

Представьте, как бедро вырастает из коленного сустава.

Представьте себе место сочленения бедра и тазового пояса.

Представьте себе свой позвоночник вырастающим из поясницы, проходящим между лопатками с "плавающей" вокруг грудной клеткой и плечевым поясом на вершине.

Почувствуйте руки висящими от плечевого сустава.

Представьте себе кости рук, локтевые суставы, суставы предплечья, запястий, кости кистей и пальцев. Переместите Ваше внимание от рук к шее.

Представьте, как Ваши шейные позвонки продолжаются в черепе.

Представьте, что череп, как воздушный шар, "плавает" на вершине позвоночника.

 

 

Шаг второй. 

Сфокусируйте Ваше внимание на локтевых суставах и позвольте им легко всплыть к потолку. Это движение включает в себя только верхнюю часть рук, притом мышцы предплечий, здесь как бы не участвуют.

Сфокусируйте свое внимание на запястьях и позвольте им всплыть к потолку.

Сфокусируйте свое внимание на кончиках пальцев и позвольте им всплыть к потолку.

Представьте, что кто-то слегка потянул Вас за кончики пальцев. Все Ваше туловище потянулось следом. Только ноги оставьте вне этого движения.

Теперь сделайте следующее: позвольте Вашим кистям расслабиться и повиснуть в запястьях. Обратите внимание на разность ощущений между кистью и всей рукой в целом.

Далее позвольте расслабиться Вашим предплечьям с тем, чтобы они свободно повисли от локтей. Обратите внимание на разность ощущений в предплечье, ладонях и верхних частях руки и плеч. Позвольте рукам тяжело упасть и свободно повиснуть от плеч. Ощутите тяжесть рук. Кровь быстро устремится к кистям рук и их температура изменится.

Пусть голова под своей тяжестью упадет вперед таким образом, чтобы голова и шея повисли на вершине туловища. Почувствуйте, как вес головы становится обузой для позвоночника, и он постепенно уступает этой тяжести. Ваш позвоночник начнет "разрушаться" сверху донизу, позвонок за позвонком, поддаваясь силе гравитации. Попытайтесь представить себе позвонки в этом движении один за другим.

Позвольте коленям расслабиться так, чтобы тяжесть Вашего веса сосредоточилась на середине стоп.

Проследите, чтобы вес не опрокидывал Вас назад — на пятки или вперед — на пальцы ног. Проверьте, чтобы шея не была зажата. Когда Вы почувствуете, что уже не можете поддерживать равновесие из-за возрастающей тяжести головы, отпустите позвоночник и повисните вниз головой. Представьте свое туловище висящим от копчика, поддавшимся силе гравитации. Дышите свободно. Вы делаете это упражнение для того, чтобы освободить мышцы туловища, мышцы плеч, мышцы шеи, головы и рук.

Теперь сфокусируйте свое внимание на копчике. От копчика начните "выстраивать" свой позвоночник вверх. Позвонок за позвонком, наподобие того, как Вы в детстве строили замок из кубиков, ставя один поверх другого.

Не напрягайте мышцы живота. Оставьте их свободными. Дышите.

Не выпрямляйте колени резко. Позвольте им для сохранения баланса в теле вытягиваться постепенно.

Направьте свое внимание на позвонки, которые поднимают грудную клетку.                       

Начиная от  поясницы,   "выстраивайте свой позвоночник, ставя каждый последующий позвонок на вершину предыдущего. Сейчас Вы — поднятое вверх безголовое туловище.

Сфокусируйте внимание на седьмом шейном позвонке, который "поднимает" шею, и начните постепенно достраивать остальные шейные позвонки, пока не дойдете до вершины позвоночника. Обратите внимание на новое ощущение. Вы не "поднимаете Вашу голову". В результате построения шейных позвонков Ваша голова "всплывает".

Шаг третий.  

Мысленно совершите путешествие от стоп вверх по ногам к туловищу, по ходу освобождая напряженные мышцы в области желудка, ягодиц, плеч, шеи. Этим Вы переносите энергию от вышеупомянутых внешних мышц к представляемому Вами позвоночнику, постоянно работающему против сил гравитации. Ваш позвоночник — это поток движущейся вверх энергии, перераспределяемой сознанием.

Ощутите контуры тела, как бы начертанными в воздухе...

Обратите внимание на ощущения, которые вызывает воздух, касаясь Вашей кожи.

Теперь закройте глаза, направив свое внимание вовнутрь. Попытайтесь в течение 1-2 минут познать свое тело изнутри.

Потянитесь, зевните и встряхнитесь всем телом.

Шаг четвертый.  

Следующее упражнение полезно делать с закрытыми глазами, поэтому, если Вы работаете самостоятельно, прочтите сначала мои комментарии.

Закройте глаза. Стойте свободно, с ощущением, будто позвоночник, вытягиваясь вверх, поддерживает Ваше тело. Для того, чтобы добиться полного расслабления внутренних мышц, позвольте себе мысленно совершить еще одно путешествие, на этот раз внутри черепа, начиная с его верхней точки и опускаясь вниз через лицо, к горлу, и ниже, к груди.

Обратите внимание на малейшие изменения Вашего дыхания по мере дальнейшего продвижения Вашего сознания вниз — в желудок, далее, сквозь кишечник, в нижнюю часть живота, в пах. Избегайте малейшего напряжения внутри тела. Снимая напряжение мышц, окружающих позвоночник, держите его устремленным вверх. В противном случае — наступит коллапс.

Позвольте всем Вашим внутренним органам способствовать Движению Вашего дыхания.

Проследите за реакцией внутри Вашего тела на непроизвольные движения дыхательного аппарата.

Ощутите глубоко внутри себя потребность зевнуть и потянуться.

Начните уступать этому желанию. Зевните, потянитесь, Отряхнитесь всем телом, так, как если бы Вы поднялись с постели в прохладной комнате. Или представьте себе, как зевает собака потягиваясь и встряхиваясь.

Отметьте, как чувствует себя Ваше тело, как Вы себя чувствуете. Из   этого   опыта  работы   Вы  должны   вынести  знание:  два контрастных чувств — релаксации и зажима, которые можно регулировать.  Этот опыт развивает способность замечать зажимы во|многих частях органов тела (таких, как корень языка, центр диафрагмы, верхняя губа) и научиться снимать с них напряжение.

Способность к релаксации должна культивироваться медленно с заданной установкой. Иначе она приведет к состоянию полного упадка энергии, о чем уничижительно отозвался  Е. Гротовский: "Человек не может полностью расслабиться, чему учат во многих театральных школах, потому что полностью расслабленный человек не что иное, как мокрая тряпка".

Существует, однако, огромная разница между расслаблением ради расслабления, за которым неизбежно следует вялость, и релаксацией ради дела. Задача состоит в том, чтобы снять ненужное напряжение мышц, которые могли бы свободно реагировать на импульс, не устраивая привычных "коротких замыканий".

 

 Приложение 5.

Как подготовить речь

1. Если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. Хорошо подготовленная речь - это на девять десятых произнесенная речь.

2. Что значит подготовиться к выступлению? Механически выписать

на бумагу несколько фраз? Заучить эти фразы? Ничего подобного. Подлинная подготовка

состоит в том, чтобы извлечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные

мысли, выработать и оформить собственные убеждения. Например: мистер Джексон из

Нью-Йорка провалился, когда пытался просто изложить чужие мысли, вычитанные из

журнала "Форбс мэгэзин". Он успешно выступил, когда использовал эту статью лишь как

отправной пункт своей речи, когда он высказал собственные мысли, привел собственные

примеры.

3. Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя "испечь"

речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Выберите тему в начале недели,

обдумывайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни

ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе

всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и

примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения,

примеры будут приходить к вам в самое различное время - когда вы принимаете ванну,

едете в центр города, когда вы ждете, чтобы вам подали обед. Таков был метод

Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех.

4. После того, как вы обдумали вопрос самостоятельно, идите в библиотеку и прочтите литературу на эту тему, - если позволяет время. Расскажите библиотекарю, что вам нужно. Он сможет оказать вам большую помощь.

5. Соберите значительно больше материала, чем вы намерены использовать. Подражайте Лютеру Бербанку. Он часто выращивал миллион растений, чтобы отобрать одно или два, обладающие исключительными качествами. Подберите сто мыслей и отбростьте из них девяносто.

6. Создайте резервные знания, то есть соберите значительно больше материалов, чем вы можете использовать, получите наиболее полный объем информации.

.  .  .