Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.

Дата публикации: 2017-11-16 15:15:43
Статью разместил(а):
Колесникова Елена Станиславовна

План открытого урока (мастер - класса)

По дисциплине Культура речи

 на тему: "Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление"

 Специальность: 51.02.01.

«Народное художественное творчество по виду

«Хореографическое творчество»

ПМ «Художественно- творческая деятельность»

Автор: Колесникова Е.С.

БПУО «Чувашское республиканское училище культуры (техникум)»

 

 Формируемые профессиональные и общие компетенции.

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8, ОК 11 

Тема урока. Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки и их исправление.

Методические задачи: 

1) рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способы их предупреждения;

2)      понять, как можно применить полученные знания на ЕГЭ по русскому языку.

 

Цели урока:

1)Образовательные:

- повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»;

- дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».

            2) Развивающие:

            - развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения. 

            3) Воспитательные:

             - воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку. 

 

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные.

Межпредметная связь: литература, русский язык.

Материально-техническое оснащение: компьютер,мультимедийный проектор, толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов, раздаточный материал. материал.

Литература:

1)      Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10 -11 классов, М.: «Флинта», 2017.

2)      Маслова И.Б. ЕГЭ – 2018. Русский язык. Тренировочные задания, М.: 2017.

3)      Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык 10 -11 класс. Нормы речи. Ростов н/Д.: Легион, 2016.

Ход урока: 

Организационный момент: 

­   проверка присутствующих;

­   раздача материалов для урока.

Сообщение темы и целей урока:

Тема нашего занятия «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление». Сегодня мы познакомимся с понятием «лексическая норма русского литературного языка», повторим и обобщим ваши  знания по теме «Лексикология», а также будем активно работать над культурой вашей речи. 

 

Этап всесторонней проверки домашнего задания:

Повторение изученного по теме «Лексикология».

На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели лексическую систему русского языка. Для закрепления материала проведем небольшую лексическую разминку.

Лексическая разминка: разгадывание кроссворда (приложение №1)

Вопросы к кроссворду:

По вертикали:

1.      Раздел языкознания, где изучается лексика.

По горизонтали:

2.      Слова, употребляемые только в данной местности.

3.      Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии.

4.      Слова, близкие по значению.

5.      Новые слова, появляющиеся в языке.

6.      Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные).

7.      Слова, противоположные по значению.

8.      Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

 

Работа с эпиграфом:

Известный литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.

Говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий профессионального успеха.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

Изучение нового материала:

Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны?

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления  в соответствии сего лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из  толкового словаря.

Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов).

Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие, «обл.» - диалектное, «устар.» - устаревшее, а также «книжн.» и «спец.».

В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы.

Итак, соблюдение лексических норм достигается в результате:  

1)      Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.

2)      Знания лексической сочетаемости слов.

3)      Учета многозначности либо омонимии слов.

4)      Учета расслоения лексики на:

- общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

- активно употребляемую и пассивный словарный запас;

- нейтральную и стилистически окрашенную.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим распространённые речевые ошибки и поговорим о способах их предупреждения. По ходу работы будем заполнять таблицу. (приложение №2)

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

1. Употребление слова в несвойственном ему значении/ непонимание значения слова;

 

 

Солдат упал навзничь и разбил

лицо.

(слово «навзничь» означает «на

спину, вверх лицом») 

Солдат упал ничком и разбил

лицо.

(«ничком» - «лицом вниз» 

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины карие волосы.

Ужасно красивый костюм.

У Ирины каштановые  волосы.

Очень красивый костюм.

3.Смешение паронимов.

Если руки замёрзли, нужно одеть перчатки.

Сено в стогу – сытый корм скоту.

Если руки замёрзли, нужно надеть перчатки.

Сено в стогу – сытный корм скоту.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

 

Закрепление нового материала: 

1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.                                                                                  

 

СЛОВАРЬ 

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами. 

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное  жительство.

 

2. Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости слов)

 

 1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть  (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых  ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

 

Проверка

 

1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление,  отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.

2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

 

3. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

 

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

 

Проверка

1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.

2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

 

4. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.

4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.

5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

7)Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ  

 

5. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1) Писатель писал роман в послевоенные годы.     

2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3)Герои-подпольщики вели себя героически.

4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.

5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6) Активисты активно участвуют в работе.

 

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ 

 

6. Вспомните с прошлого урока виды речевых ошибок, связанных  с употреблением фразеологизмов.  

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

1.Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.

2.Ошибки в усвоении формы фразеологизма.

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

4.Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

 

Сейчас потренируемся в употреблении в речи фразеологизмов.

 

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …

Бросились искать приезжего. а его и след ...

У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...

Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...

Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...

 

7. Слова - паразиты

Слова - паразиты - это такие слова, которые засоряют речь. 

К ним разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: вот, ну, это и т.п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, вообще, честно говоря и т.п.

Употребление слов - паразитов говорит о бедном словарном запасе человека, поэтому таких слов в нашей речи быть не должно.

 

 Самостоятельная работа:

Предлагаю вам  побыть в роли корректоров.

Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

1 вариант

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный - «только один»).

2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал). 

3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных). 

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

 

2 вариант

1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

3. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).

4. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).

Домашнее задание:

- Повторить материал лекции;

- Подготовить карточки с основными видами лексических ошибок.

 Вывод по уроку:

Чему мы сегодня научились на занятии? 

Назовите причины лексических ошибок? 

Сегодня мы познакомились с понятием «лексическая норма» русского языка. Мы работали над типичными лексическими ошибками. Помните, что речь человека- это его визитная карточка. Я надеюсь, что вы после сегодняшнего занятия будете более внимательны к слову, к своим высказываниям. 

 

 Приложеие №1

Кроссворд на тему «Лексикология»

 

По вертикали:

1.      Раздел языкознания, где изучается лексика.

По горизонтали:

2.      Слова, употребляемые только в данной местности.

3.      Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии.

4.      Слова, близкие по значению.

5.      Новые слова, появляющиеся в языке.

6.      Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные).

7.      Слова, противоположные по значению.

8.      Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

 

       

 2

1

         
     

 3

 
                                       
             

 4

         
 

 5

                 
             

                       
       

 6

               
             

                       
       

 7

               
             

                       
     

 8

                   
             

                       

Ответы:

     

 д

и 

 а

л

 е

 к

 т

 и

 з

 м

 ы

         
   

 п

 р

 о

 ф

 е

 с

 с

 и

 о

 н

 а

 л

 и

 з

 м

 ы

 
           

к

                       
           

 с

 и

 н

 о

 н

 и

 м

 ы

         

 н

 е

 о

 л

 о

 г

 и

з 

м 

ы 

                 
           

 к

                       
     

 п

 а

 р

 о

 н

 и

 м

 ы

               
           

 л

                       
     

 а

 н

 т

 о

 н

 и

 м

 ы

               
           

 г

                       
   

 о

 м

 о

 н

 и

 м

 ы

                   
           

 я

                       

Приложение №2

Таблица «Виды лексических ошибок»

Вид ошибки

Примеры

Правильный вариант