Выдающиеся русские ученые - химики

Дата публикации: 2017-05-09 20:09:56
Статью разместил(а):
Ружьёва Елена Алексеевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме:

«Выдающиеся русские ученые - химики»

Автор: Ружьёва Елена Алексеевна

 

  СОДЕРЖАНИЕ:

          Аннотация

            Введение.

      Основная часть: Методическая разработка внеклассного мероприятия.

           1. Методическое обоснование темы;

           2. Методические рекомендации по проведению занятия;

           3. План – конспект мероприятия;

           4. Список информационных ресурсов.

      Заключение.

 Список литературы.

 

 Приложения:

1. Презентации;

2. Описание занимательных опытов.

 

                                            Аннотация 

Методическая разработка посвящается выдающимся русским ученым – химикам, которые не столь известны как Д. И. Менделеев или М. В. Ломоносов, но их вклад в химическую науку столь же значителен. В ней рассматриваются вопросы их биографии, подробно освещаются истории открытий ими новых законов, новых реакций, названных их именами.

         Данная разработка может помочь при подготовке и проведении недели химии, химического вечера по данной теме работникам среднего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС профессионального образования.

         Она может быть использована  преподавателями колледжей системы СПО, учителями средних школ.

 

                                                    Введение 

              Вопрос о патриотическом воспитании весьма актуален в наше время. В мире происходит подмена понятий, обесценивание роли России в истории. И сейчас, как никогда, актуальна эта тема – прославление наших великих учёных, поэтов, писателей, деятелей науки и культуры.

         Методическое обеспечение мероприятия позволяет обучающимся более глубоко проникнуть в историю, познакомиться с жизнью и деятельностью великих русских учёных, испытать чувство гордости за наш удивительно талантливый народ!

         Это осуществляется через применение таких методов и приемов как: самостоятельная подготовка презентаций об ученых-химиках, анализ конкретных ситуаций, проведение дидактических игр на материале химии, конкурсов и викторин, требующих творческого подхода, демонстрация занимательных опытов. Обучающиеся с удовольствием играют в интеллектуальные игры и подчас раскрывают свои способности с неожиданной стороны. Действительно, динамичность игры и дух соревновательности не оставляют студентов равнодушными. Так, играя, они без особых усилий получают и запоминают много интересной и полезной информации. Узнавая что – то новое и необычное обучающимся захочется ещё больше узнать об ученых-химиках, ещё более досконально изучать химию. 

 

         Основная часть: Методическая разработка внеклассного мероприятия

                            1. Методическое обоснование темы

          Мероприятие предназначено для студентов 1 курса. В соответствии с принципом возрастосообразности, оно направлено на осознание студентами своего места в жизни, ощущение себя россиянами, воспитание гордости за свою Родину, за свой талантливый народ. Обучающиеся должны понять: чтобы чего – то добиться, надо немало потрудиться для этого. Ничего в жизни не даётся даром.  Подтверждение этому слова Д. И. Менделеева: «Трудился всю жизнь – потому и гений». В результате данного мероприятия  студенты должны получить новые знания из истории, химии, литературы, информатики.

 

      Преподаватель при работе с обучающимися должен создать атмосферу доверия, благожелательности, быть  толерантным по отношению к позициям студентов и настраивать их на толерантное отношение к  другим членам группы.

 

       Применяемые технологии на мероприятии: информационные, личностно-ориентированные, педагогической поддержки

 

       Содержание мероприятия нацелено на формирование общих компетенций, таких, как:

·        ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

·        ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

·        ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

·        ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

 

         2. Методические рекомендации по проведению занятия

          Умение преподавателя вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения. Единственным способом решения проблемы мотивации к предмету является поиск разнообразных педагогических приёмов. Один из таких приёмов – проведение дидактических игр на материале химии.

          Игра (конкурс, викторина) во всех её формах развивает самостоятельность обучающихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление. Введение в учебный процесс новых, нестандартных элементов оживляет и эмоционально окрашивает любое мероприятие, вызывает интерес к предмету.

           В жизни нам ничего не достается в готовом виде. Все, чего добивается обычный человек, он добивается своим трудом. И тем дороже нам наши достижения, чем больше труда мы в них вложили. Также  обстоит дело и с теми знаниями, которые получают наши студенты. Прослушанная информация, даже если она очень интересна, может не оставить никакого следа ни в  умах, ни в душах обучающихся. То, что они получили в готовом виде, может быстро «выветриваться» у них из головы, а те знания, которые ученики добывали сами с помощью различных видов деятельности, которые применяли на практике, как бы «примеряли» на себя, будут сопровождать их всю жизнь.

       Процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, если они пропускаются через призму сознания студентов и воплощаются в активных  формах. Поэтому, на внеклассных мероприятиях следует использовать систему различных видов активной  деятельности - это решение проблемных ситуаций, поиски ответов на вопросы викторины, отгадывание кроссвордов, творческие задания, представление самостоятельно выполненных презентаций.

       На первом этапе мероприятия демонстрируются презентации о жизни и деятельности А. М. Бутлерова, А. П. Бородина, С. В. Лебедева, Н.Н. Зинина, сделанные самими студентами, которые сопровождаются их комментариями. Обучающиеся в это время задают вопросы, уточняют непонятные моменты. Создатель презентации должен уметь на них ответить.

        Следующий этап мероприятия – это викторина «Какие элементы самые – самые?» Здесь в занимательной форме обучающиеся узнают много нового об элементах, а дух соревновательности и азарта способствует лучшему запоминанию нового материала.

    Затем идут конкурсы «Угадай, кто я?», «Аукцион знаний», где в игровой форме воспроизводятся уже изученные темы, идёт повторение пройденного.

     В конце мероприятия самый зрелищный момент – демонстрация занимательных опытов, что приводит студентов в полный восторг и они просят показывать опыты ещё и ещё.

     Всё это побуждает обучающихся  более досконально изучать химию, просматривать специальную литературу, дополнительные источники, искать информацию в интернете, посещать консультации по химии.  

      На мероприятии используется целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины.  В ходе обсуждения  каждый студент свободно мыслит и выражает свою точку зрения. Преподаватель побуждает участников мероприятия к обмену мнениями, умению высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

        На этапе подведения итогов мероприятия студенты должны высказывать свои предложения, замечания, задавать интересующие их вопросы.


 План внеклассного мероприятия по химии.

Тема мероприятия: Выдающиеся русские ученые – химики

Цель мероприятия: Расширить кругозор  обучающихся,

познакомить с жизнью и деятельностью выдающихся русских ученых – химиков, повысить познавательный интерес к предмету.

 

Задачи: 

1. Воспитание многогранной, гармонически развитой личности;

воспитание патриотизма – чувства гордости за нашу страну, за наших учёных.

2. Развитие интереса к предмету химия; продолжить развивать навыки работы с научной литературой, интернетом; навыки создания презентаций.

3. Дать новые знания по химии, расширить кругозор.

 

Межпредметные связи:

С историей, информатикой, литературой.

 

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентации,  магнитная доска, мел, таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (15 штук), портреты ученых-химиков, фишки.

Оборудование и химические реактивы для опытов: пять химических стаканов, вата, нож; концентрированная соляная кислота, нашатырный спирт, фенолфталеин, гидроксид натрия, разбавленная соляная кислота, хлорид железа, роданид калия.

 

3. План-конспект внеклассного мероприятия по теме: «Выдающиеся русские ученые – химики»

 

В начале идёт вступительное слово преподавателя:

  Мы не будем сегодня говорить о Д. И. Менделееве, т. к. его биография и труды подробно изучаются в школьном курсе химии. Вы все прекрасно знаете его открытия: периодический закон и периодическую таблицу химических элементов. Мы не будем сегодня говорить о М. В. Ломоносове, т. к. и о нем вы многое знаете – есть художественный фильм о Ломоносове; мы проводили внеклассное мероприятие «М. В. Ломоносов – русский ученый-энциклопедист». Мы поговорим сегодня о других не менее выдающихся, но малоизвестных ученых-химиках.

Об этом и многом другом вы узнаете на сегодняшнем мероприятии.

  В кабинете химии висят два портрета: Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова. Вы все знаете что сделал Д. И. Менделеев для химической науки. А что сделал А. М. Бутлеров? Какие открытия он совершил? Почему его портрет висит рядом с портретом Менделеева? Об этом нам расскажет Зеленкова Женя.

 

1. Презентация, рассказывающая о жизни и деятельности А. М. Бутлерова. (Выполняет и представляет обучающийся - смотри приложение). После презентации преподаватель задает вопрос: «Какое же самое важное открытие сделал А. М. Бутлеров?» (Создал теорию химического строения органических веществ, т. е. систематизировал органическую химию.)

 

2. Интеллектуальная игра: «Определи пары синонимов».

         Преподаватель: Возьмите листки с заданиями и соедините линиями слова из левого и правого столбиков, которые вы считаете синонимами.

 

         Примеры заданий:

 

         1. Угарный газ                                         1. Гидроксид аммония

         2. Мел                                                       2. Сульфат меди

         3. Поваренная соль                                  3. Оксид углерода (2)

         4. Медный купорос                                  4. Оксид кальция

         5. Пищевая сода                                       5. Гидрокарбонат натрия

         6. Негашеная известь                               6. Хлорид натрия

         7. Нашатырный спирт                             7. Карбонат кальция

 

         Правильные ответы:

 

         1. Угарный газ                                         1. Оксид углерода (2)

         2. Мел                                                       2.Карбонат         кальция     3.Поваренная соль                              3. Хлорид натрия

         4. Медный купорос                                  4. Сульфат меди

         5. Пищевая сода                                       5. Гидрокарбонат натрия

         6. Негашеная известь                               6. Оксид кальция

         7. Нашатырный спирт                             7. Гидроксид аммония

     

      3. Презентация, рассказывающая о жизни и деятельности А. П.     Бородина. (Выполняет и представляет обучающийся - смотри          приложение). После          презентации преподаватель задает вопрос: «Как     связан А. П. Бородин с Владимирским краем?» (У Бородина была дача в селе Давыдово Камешковского района Владимирской области. Там         сейчас находится дом - музей А. П. Бородина.)

 

       4. Викторина: «Какие элементы самые – самые?»  

Преподаватель зачитывает вопросы и за каждый правильный ответ выдаёт фишку с символом какого - либо химического элемента.

Вопросы викторины:

1) Самый распространенный на Земле элемент? (Кислород, 47% от массы Земли)

2) Самый распространенный в атмосфере элемент? (Азот, 78% воздуха)

3) Самый распространенный элемент во Вселенной? (Водород, 90%)

4) Самый легкий газ? (Водород)

5) Самый тяжелый газ? (Радон)

6) Самый легкий металл? (Li, в два раза легче воды)

7) Самый тяжелый металл? (Os, он в 22,5 раза тяжелее воды. 1м³ Os весит 22,5 т)

8) Самый легкоплавкий металл? (Hg, он плавится при температуре -39 градусов по Цельсию)

9) Самый тугоплавкий металл? (W, температура плавления = 3410 градусов по Цельсию)

10) Какой самый ковкий металл? (Au, прокатывают  в листы толщиной 0,003 мм. Из 1 грамма золота можно вытянуть проволоку длинной 2,4 км)

11) Какой самый тепло - и электропроводный металл? (Ag)

12) Самый радиоактивный элемент? (Радий)

13) Самый твердый металл? (Хром)

14) Самый сильный восстановитель? (Франций)

15) Самый сильный окислитель? (Фтор)

 

4. Презентация, рассказывающая о жизни и деятельности С. В. Лебедева. (Выполняет и представляет обучающийся - смотри приложение). После   презентации преподаватель задает вопрос: «За что С. В. Лебедев получил орден Ленина? Какая его основная заслуга перед Отечеством?» (В 1928 году создал первый в мире синтетический каучук.)

 

5. Конкурс «Угадай – кто я?»

      Преподаватель приглашает к доске 6 человек. У них на шее висят бумажные медали, перевернутые задом наперед, на которых написаны символы химических элементов, про которые они рассказывают. Надо угадать, про какой химический элемент рассказывает ученик. За каждый правильный ответ также выдаётся фишка.

      1) Первый ученик. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Я очень мягкий, но многие называют меня кровожадным. Без меня не обойтись при совершении покупок, строительстве храмов, запуске искусственных спутников Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я?  (Золото).

      2) Второй ученик. Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний. Я очень музыкальна. У меня прекрасный голос. Из меня делают духовые инструменты. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (Медь).

      3) Третий ученик. В древности меня ценили больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – Бог войны. Кто я? (Железо).

      4) Четвертый ученик. Моя структура аналогична структуре алмаза. Меня используют вместо полупроводника. Я второй по распространенности элемент на Земле. Вхожу в состав речного песка. Кто я?  (Кремний).

      5) Пятый ученик. В газообразном виде я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Меня используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Кто я? (Хлор).

      6) Шестой ученик. Я аналог азота и у нас сходные электронные конфигурации. Живу я на Кольском полуострове в залежах минералов. У меня есть несколько братьев – аллотропных модификаций. Я бываю и белый, и красный, и чёрный.  Один брат принимает активное участие при изготовлении спичек. Меня постоянно приглашают поучаствовать в получении дымовых завес. Кто я? (Фосфор).

 

6. Презентация, рассказывающая о жизни и деятельности Н. Н. Зинина. (Выполняет и представляет обучающийся - смотри приложение). После презентации преподаватель задает вопрос: «Какое основное открытие совершил Н. Н. Зинин в области химии?» (В 1842 году открыл синтез анилина из нитробензола. Эта реакция названа в честь него реакцией Зинина.)

 

7. Аукцион знаний.

      Игра для всех обучающихся. Преподаватель читает вопросы конкурса. Тот, кто первый поднимает руку, имеет право ответить первым. В случае,  если ответ неверный, это право переходит к другому обучающемуся. За каждый правильный ответ выдаётся фишка.

Вопросы конкурса:

1. – Это вещество используется в сельском хозяйстве;

- Это вещество способствует более быстрому созреванию плодов;

- Это вещество – непредельный углеводород;

- Это вещество с одной двойной связью, его гомологи соответствуют общей формуле CnH2n;

- Формула этого вещества C2H4.

(Этилен)

2. – В молекуле этого вещества 12 сигма – связей;

- Молекула этого вещества имеет циклическое строение;

- В молекуле этого вещества пи – связь усредненная;

- Молекулу этого вещества изображают в виде шестиугольника с окружностью внутри;

- Формула этого вещества C6H6.

(Бензол)

3. – Это вещество на 80 – 97% составляет природный газ;

- Это газ без цвета, без запаха, почти в два раза легче воздуха;

- Это вещество образуется в природе в результате разложения растительных и животных организмов без доступа воздуха;

- Это вещество, как и его гомологи, не присоединяет водород и другие элементы;

- Гомологический ряд, начинающийся с этого вещества, соответствует формуле CnH2n+2.

(Метан)

4. – Эти вещества исходный материал для получения каучуков;

- Общая формула этих веществ CnH2n-2;

- У некоторых из представителей ряда этих веществ имеется группировка сопряженных связей;

- В молекулах этих соединений имеются две двойные связи.

(Алкадиены)

5. – Это вещество используют для резки и сварки металлов;

- Это вещество используют для синтеза бензола;

- Гомологи этого вещества соответствуют формуле CnH2n-2;

- В молекуле этого вещества две пи – связи;

- Формула этого вещества C2H2.

(Ацетилен)

 

8. Занимательные опыты. 

   В конце мероприятия обучающиеся демонстрирует занимательные опыты: «Дым без огня», «Превращение воды в вино, а вина в воду», «Мгновенное заживление раны», сопровождая их комментариями. Это всегда вызывает всплеск эмоций, желание более досконально и глубоко изучать химию. (Подробное описание опытов смотри в приложении).

 

     В конце мероприятия подводятся итоги всех конкурсов и обучающиеся, набравшие больше всех фишек за правильные ответы, получают оценку «5».

Преподаватель задаёт обучающимся вопросы (рефлексия):

1) Что вы узнали нового из сегодняшнего мероприятия? Расширился ли ваш кругозор?

2) Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего мероприятия?

3) Может быть, у вас возникли какие – то вопросы? Что – то было непонятно?

 4) Повысился ли ваш познавательный интерес к химии?

     Обучающиеся анализируют свою деятельность, подводят итоги. Преподаватель благодарит всех участников мероприятия за подготовку и выступления. На этом мероприятие заканчивается.

 

        4. Список информационных ресурсов:

         http://www.alhimik.ru
         http://www.aps.org
         http://www.chem.ac.ru
         http://www.chem.msu.su/rus

         http://chemi.org.ru

         http://www.bookrags.com/biography/dmitrii-ivanovich-mendeleev/         

 

                                        Заключение

          Во всех учебниках химии, любого автора, всегда есть темы о жизни и деятельности выдающихся ученых-химиков, об их открытиях в области химии. Почему же эти темы так широко и подробно изучаются? Так как трудно переоценить значение открытий А. М. Бутлерова, А. П. Бородина, С. В. Лебедева, Н.Н. Зинина  для всего человечества. Они известны людям всего мира благодаря их выдающимся открытиям в области химии. И стыдно будет нам, их соотечественникам, не знать подробностей  жизни и деятельности этих знаменитых на весь мир ученых. Поэтому, считаю, так важно провести подобное мероприятие для наших обучающихся.

          Человек, изучивший и усвоивший данную тему, расширит свой кругозор, будет знать много новых фактов из истории химии.

        В результате проведенного мероприятия студенты должны уйти с  ясным представлением о жизни и деятельности выдающихся русских ученых-химиков. Каждому культурному человеку необходимо знать историю своей страны, знать великих людей, прославивших нашу Отчизну!

 

Список литературы:

Для обучающихся:

1. Рудзитис Г. Е.  Неорганическая  химия: 8 класс – М.: Просвещение, 2012.

2.  Ходаков Ю. В. Неорганическая химия 8 класс – М.: Просвещение, 2013.

3. Савина Л. А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия – М.: Издательство «АСТ», 2012.

 

Для преподавателей:

1. Курганский С. М. Внеклассная работа по химии. – М., 2010 – 192с.

2. Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. – М., 2010 – 208с.

3. Маркова С. Е. Пиротехнические посиделки. Журнал «Химия в школе» №4 2006

4. Тарасов А. К. Ботаника, зоология, химия. – Смоленск: Русич, 1999 – 256с.

5. Штремплер Г. Н. Дидактические игры при обучении химии. – М. Дрофа, 2011 – 96с.

6. Шукайло А. Д. Тематические игры по химии. – М., 2013 – 96с.

 

                              Приложения:

1. Презентации (отдельно).

2. Описание занимательных опытов.

 

                       Занимательные опыты

                       Опыт № 1. Дым без огня.

Берут 2 стакана, накрытые крышками. В одном нашатырный спирт, в другом концентрированная соляная кислота. Их соединяют отверстиями. Получается белый дым – хлорид аммония.

 

                       Опыт № 2. Превращение воды в вино, а вина в воду.

Берут 3 стакана. В один наливают индикатор фенолфталеин, в другой – щелочь (гидроксид натрия), в третий – соляную кислоту. Затем переливают содержимое первого стакана во второй: «вода» превращается в «вино». Содержимое второго стакана переливают в третий: «вино» превращается в «воду».

                      

                       Опыт № 5. Мгновенное заживление раны.

Обнажить руку до локтя. Кожу смазать «йодом» (это слабый раствор хлорида железа). После этого провести по смазанному «йодом» месту тупым ножом, лезвие которого предварительно смочено раствором роданида калия. На теле появляется «кровоточащая рана» (роданид железа красного цвета), которая легко смывается проточной водой.