Создание художественного образа и работа над кантиленой в произведениях композиторов-романтиков

Дата публикации: 2020-06-23 16:53:55
Статью разместил(а):
Цыганова Наталья Валентиновна

Мастер-класс «Создание художественного образа и работа над кантиленой в произведениях композиторов-романтиков»

Автор: Цыганова Наталья Валентиновна

ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»

 

Я очень тепло отношусь к преподавателям именно вашей школы, т.к. сама выпускница 1-ой муз. школы и моя мама, Цыганова Э.Г. долгие годы проработала там.

О том, что нужно будет проводить это занятие, я узнала буквально неделю назад. Так получилось, что в прошлом и позапрошлом году у меня был большой выпуск студентов и на данный момент остались только 1-й и 2-й курсы. Практически все без музыкальной подготовки.

Сегодня мы проведем наше занятие со студенткой Верой Лим, которая поступила к нам на 1-й курс со 2-го курса музучилища. Она училась там на отделении специального фортепиано. Закончила 3-ю муз школу у Ревенко Л.В. Так что сегодня у меня есть возможность поработать над ноктюрнами Фильда и Шопена с играющей студенткой и с хорошей музыкальной базой.

«Музыка – искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками … Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком.»

«Работать над звуком можно реально, только работая над произведением, над музыкой и её элементами. И эта работа, в свою очередь, неотделима от работы над техникой вообще. Нужно уметь «петь» на фортепиано, чтобы сыграть певучую мелодическую пьесу.». Г. Нейгауз.

Работа над кантиленой - кропотливый, продолжительный, но, в то же время увлекательный и творческий процесс в обучении юного пианиста, который сводится к работе над звуком, формой, педалью, динамикой, качеством штрихов и содержанием. Это достаточно трудоемкий процесс, который требует от учащегося терпеливого, вдумчивого труда, а от педагога должного профессионализма.

Огромную роль в достижении правильного звукоизвлечения играет искусство пения. Те из пианистов, у кого лишь общее, поверхностное представление о хорошем пении, гораздо реже владеют и хорошим выразительным исполнением. Глюк, Гайдн, Моцарт и другие знаменитости всех времён пели в юности. Пропевание голосом, выразительное и певучее исполнение одно- и двухголосных песен и пьес является основой для развития навыков исполнения произведений кантиленного характера.

«В особенности не следует упускать возможности послушать искусных певцов, так как от них выучишься мыслить спетым. Затем очень полезно для правильного исполнения фразы пропеть её себе самому. Этим путём всегда большему научишься, чем из книг и рассуждений». Ф.Э.Бах.

Ноктюрн - один из характерных жанров романтического искусства. Французское слово nocturne в переводе означает «ночной». Термин этот появился в музыке XVIII века. В то далёкое время этим словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духовыми или струнными инструментами. Они были близки инструментальным серенадам или дивертисментам.

В XIX веке появился совсем другой ноктюрн - мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тишиной, ночными думами.

Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист Джон Филд. Джон Филд – ирландский музыкант, многие годы проведший в России и именно здесь создавший свои многочисленные ноктюрны. «У романтиков впервые проявился глубокий художественный интерес к этому жанру «ночной музыки». Картины ночной природы, сцены любовных свиданий на фоне лунной ночи, разнообразные настроения одинокого художника-романтика - то подавленного стихийной мощью ночной грозы, то мечтающего на берегу реки... о смутном и далёком счастье... - всё это... романтические образы, хорошо известные не только в музыке, но и в поэзии, и в живописи», - писал В. Ферман.

Работая над мелодической линией Ноктюрна Си бемоль мажор Д.Фильда  важно исходить из вокальной трактовки музыкальной фразы. Выстраивать линию звуковедения внутри фразы, уделять внимание «дыханию» между фразами.

Подбор удобной и целесообразной аппликатуры очень важен для исполнительного искусства. Именно от грамотного выбора аппликатуры зависит целостность исполнения музыкальной фразы у начинающих пианистов. Обычно в кантилене используются 3, 4, 5 пальцы, реже 2, а 1 палец считается «непевучим». Однако бывают и исключения.

Выстраивая линию меняющихся гармоний в левой руке, уделить внимание ровности гибкости звучания фигураций восьмых на достаточно глубоком проникновенном, «бархатном» звучании баса. Здесь очень важна роль запаздывающей педали. Необходимо развивать у исполнителя  хороший слуховой контроль при смене педали, добиваясь красивой певучей манеры игры и прозрачности фактуры.