Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Интегрированный урок "Образ Демона как проводник духовных исканий Лермонтова и Врубеля"

Дата публикации: 2019-09-11 21:15:33
Статью разместил(а):
Спивак Елена Петровна

Интегрированный урок литературы и МХК "Образ Демона как проводник духовных исканий Лермонтова и Врубеля"

Авторы: Спивак Елена Петровна

и Андрюхина Зинаида Александровна

МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»

 

Предмет: МХК, Литература.

Класс: 10.

Тема: Образ Демона -  как  проводник духовных исканий Лермонтова и Врубеля. 

Базовый учебники: Русская литература 19 века, 10 класс. Под редакцией В.И. Коровина.

Цель урока: Расширить знания о творчестве М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля, помочь учащимся помочь понять образ Демона в качестве проводника духовных исканий художника и поэта.

Задачи: Обучение интерпретации поэтического текста и изобразительного искусства. Развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения., эстетического интеллектуального и творческого начала учащихся.

- Личностные: Способность определения своей позиции, формулировать и аргументировать собственное мнение.

- Метапредметные: Проводить анализ и осуществлять сопоставление с другими предметами (картинами и музыкой). Выстраивать логическую цепь рассуждений, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Слушать и понимать речь других, уметь работать в группе, устно и письменно выражать свои мысли.

- Предметные: Способность анализа лирического произведения и произведения изобразительного искусства. Умение проводить исследовательскую работу и делать выводы.; умение изучать и систематизировать информацию из различных источников в т. ч. по иллюстрациям. Овладеть навыками описания, работы с версиями, применением знаний и умений в общении и в  социальной среде.

Формируемые УДД:

·      Личностные:  Мотивация учения, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

·      Познавательные: Самостоятельное выделение цели, поиск и выделение информации; смысловое чтение; логические универсальные действия, в т.ч. выбор оснований и критериев для оценивания, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построений логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез.

·      Коммуникативные: Определение целей и способов взаимодействия с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли.

·      Регулятивные:  Целеполагание, планирование, контроль, оценка.

Тип урока: Урок-исследование комбинированный, интегрированный.

ормы работы учащихся: фронтальные индивидуальные, групповые.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка.

 

Структура и ход урока

№ / Этап

Действия учителей

Время

1-2. Актуализация. Мотивация.

Слайд: «Но хочет вся душа моя

Во всем дойти до совершенства …»

Как часто заглядываем мы в себя?

Что мы ищем в потаенных уголках своей души?

Что, по- вашему, есть совершенство?

Находишь корень мук в себе самом …

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого.

Читаешь эти строки и понимаешь, что человек свободен в выборе добра и зла, что сущность жизни- в борьбе, что человек обладает великой силой – волей и что жизнь- процесс вечного движения к совершенству.

А судьбы двух великих гениев, о которых мы будем сегодня говорить, тому подтверждение.

6

3. Постановка проблемы исследования.

Слайд: 2 портрета Лермонтова и Врубеля с годами жизни

Голос от Лермонтова:

«Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала...» . Я рано лишился матери, от которой наследовал  душевную хрупкость и одновременно затаенную пылкость. В детстве мы любили театрализованные игры с переодеваниями в героев сказок и романов. Но часто мне хотелось побыть одному. Мечтая, я уединялся, убегал в беседку с акациями в саду, пылкое воображение вдруг захватывало мое  сознание, переносило меня в иной мир. С детских лет я почувствовал широту мира благодаря поездкам и путешествиям. Увлекался античностью, читал Шекспира, Гёте, но мой кумир Пушкин».

Е.П:  В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка Михаила Юрьевича Лермонтова.

Т.А.: В этом же самом году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка, Александра Михайловича Врубеля, родился знаменитый русский художник,  Михаил Александрович Врубель.

Голос от Врубеля:

«Многие считали,  что к моей колыбели прилетал лермонтовский  Демон, избравший меня своим новым пророком. Мама умерла, когда мне было всего 3 года.

Я с детских лет искал вокруг себя чудесное, необычайное, сказочное. Игры наши были всегда в высшей степени романтичны, фантазия была неистощима. Я много ездил и по своей стране, и за границей,  жил в Германии, Италии, Франции, видел Грецию, путешествовал по Средиземноморью, и хотя мало писал чисто пейзажных картин, но природу  любил и понимал. Любил читать, читал Тургенева, Толстого, Байрона, но кумирами были Пушкин и Лермонтов. Меня обуревала  жажда деятельности, подвига».

Е.П.: Итак, каким двум выдающимся личностям 19 века  будет посвящен наш урок?

Т.А. Что объединяет поэта и художника?

 

4. Построение проекта решения проблемы

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?(Мы попробуем исследовать образ Демона, как проводника духовных исканий двух великих людей) Сформулируйте тему урока ( «Образ Демона -  как  проводник духовных исканий Лермонтова и Врубеля»).

 

5.1 Реализация проекта

Е.П. Любой интеллигентный человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля.

Т.А. Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова "Демон" и поразительные врубелевские рисунки к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.

Е.П. И как говорил сам Врубель, Демона не понимают - а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".

20

(5)

5.2 Содержание

Т.А. Слайд:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Видео (1 мин) 

Е.П.: Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», по мнению многих, это  поиск идеала. Протест против религиозных канонов. Гордая вражда с небом, презрение рока и предчувствие неизбежности …

В Демона Лермонтов вкладывал большую часть самого себя и своей биографии. Лучший биограф Лермонтова П. Висковатый пишет: «Поэма «Демон», особенно в первых очерках, вся проникнута изображеньем душевных бурь поэта и его любви к чудной девушке, от коей он ждал спасенья, в коей видел для себя оплот против мрачных дум и настроений души. В себе видел поэт мрачного демона, в Вареньке Лопухиной ясное, безгрешное существо, которое одно может вернуть его к небесам, 'то есть к правде и добру». Это подтверждает сохранившийся до наших дней портрет Вареньки в образе испанской монахини, который Лермонтов создал в карандаше к испанскому варианту «Демона».

(3)

5.3 Иллюстрации детей

Т.А. Обратите внимание на иллюстрации детей к поэме «Демон». Всегда ли образы, которые вы видите на картинах, соответствуют тем образам, которые возникают после прочтения произведения?

Помогают ли иллюстрации к произведениям в восприятии образа? Читая художественного произведения, мы воспринимаем образ через слово.  Скажите, какие приемы использует художник для выражения характера своего героя? (Цветовая гамма помогает определить настроение, ломаные линии передают характеры героев и динамику движения, плавные линии передают нежность, доброту, любовь, принцип контраста, для противопоставления героев) Можно ли изобразить добро, зло, ненависть, любовь, страсть?(Поворот головы, взгляд, позы)

Так зачем же нужны иллюстрации? (Чтобы лучше понять образ, сюжет…)

В 1891году Врубель был приглашен в числе других художников иллюстрировать юбилейное издание сочинений Лермонтова. И именно его работы были выбраны  известным издателем 19 века П.П. Кончаловским. Тем самым  Кончаловский, возможно, первый увидел родство душ в образе Демона у Лермонтова и Врубеля.

(2)

5.4. Издатели

Вы убедились в том, как важно выбрать иллюстрацию к тексту, чтоб она раскрывала замысел автора.

Мы предлагаем вам попробовать себя в роли издателей.

1-2 группы: перед вами отрывки из поэмы «Демон» Михаила Лермонтова и репродукции иллюстрации Михаила Врубеля. Вам предстоит решить, какая из репродукций  соответствует  какому  тексту. И ответить на вопросы.

3-4-я группа: Участники группы рассматривают  репродукцию Врубеля «Люби меня» и отвечают на вопросы.

Групповая работа:

1.      Голова Демона

2.      Демон Летящий

3.      Люби меня

4.      Ангел

5

6. Интерпретация полученных данных:

Ребята представляют результат своей работы.

(10)

7. Вывод по результатам исследовательской работы

Слайд:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

Счастлив ли Демон? Достиг ли он того, к чему стремился? За что же он наказан?

Вызывает ли  у вас Демон чувство ненависти? А какое чувство вызывает?

Демон как дух зла должен быть отрицательным персонажем. Но он вызывает почему-то чувство сострадания. И Лермонтов и Врубель наделили своих героев человеческими чертами. Сколько страсти, искренности, желания найти смысл существования в строках поэмы и иллюстрациях художника. Оба всю жизнь стремились к совершенству, искали, творили, создавали произведения, которые являются ответами на многие вопросы, волнующие современного читателя.

Каждому человеку знакомо чувство одиночества, у всех есть потребность в любви. Этими чертами Демон нам близок и понятен, но настоящая любовь заключает в себе готовность жертвовать собой. Так любит Тамара. Но на это не способен Демон.

Хочется вам пожелать также «гореть», искать, творить, любить и стремиться к совершенству!

3

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

1

 

Приложение

Иллюстрация «Люби меня»

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Слезой раскаянья сотру
Я на челе, тебя достойном,
Следы небесного огня —
И мир в неведенье спокойном
Пусть доцветает без меня!..

Тебя я, вольный сын эфира,
Возьму в надзвездные края;
И будешь ты царицей мира,
Подруга первая моя;
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе, всё, всё земное —
Люби меня!..

И он слегка
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам;
Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее. Во мраке ночи.

Над нею прямо он сверкал,

Неотразимый, как кинжал.

Сопоставьте строки поэмы Лермонтова М.Ю. и иллюстрацию Врубеля М.А.

Какие строки поэмы подтверждают, что Демон для Лермонтова является проводником его духовных исканий?

Какими художественными средствами Врубель раскрывает внутренний мир Демона? Поясните свой ответ.

Иллюстрация Демон летящий (2)

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним…

И Демон видел... На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!..

Соотнесите иллюстрации Врубеля с отрывками из поэмы Лермонтова и вклейте их.

Поясните свой выбор.

 Какая из иллюстраций отражает более точно состояние главного  героя? Созвучны ли мысли главного героя с авторскими переживаниями? 

Ангел

В пространстве синего эфира
Один из ангелов святых
Летел на крыльях золотых,
И душу грешную от мира
Он нес в объятиях своих.
И сладкой речью упованья
Ее сомненья разгонял,
И след проступка и страданья
С нее слезами он смывал.
Издалека уж звуки рая
К ним доносилися — как вдруг,
Свободный путь пересекая,
Взвился из бездны адский дух…

Ангел строгими очами
На искусителя взглянул
И, радостно взмахнув крылами,
В сиянье неба потонул.
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..

Сопоставьте строки поэмы Лермонтова М.Ю. и иллюстрации Врубеля М.А. 

Какие надежды вселяет образ Ангела для страстной, грешной души, отягощенной муками метаний и поиска смысла своего существования?

Поясните свой ответ.

Иллюстрация Голова Демона

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..

Сопоставьте строки поэмы Лермонтова М.Ю. и иллюстрации Врубеля М.А. Выберите из двух иллюстраций более соответствующую строкам.

Поясните свой выбор.

Какими словами Лермонтов показал трагичность, одиночество, страстной, но гордой души? Какое чувство объединяющее творческий  и жизненный путь Лермонтова и Врубеля  особенно ярко читается между строк?

.  .  .