Мастер-класс "Музыкально-творческая деятельность на уроке музыки"
Мастер-класс
"Музыкально-творческая деятельность на уроке музыки"
Автор: Широкова Елена Александровна
Вступление.
Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий наступившего века, требуют творческого подхода.
Как помочь ребёнку развить в себе способность творчески мыслить?
Наша задача – воспитать всесторонне развитого гармоничного человека.
В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.
Цели:
• Развитие творческих способностей учащихся через пластические, вокальные, художественные задания на уроках музыки.
• Расширение художественно-эстетического опыта учащихся.
• Воспитание интереса, любви к музыке, потребности в общении с искусством.
Творческие способности:
• помогают сформулировать собственную точку зрения;
• воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению;
• учат культуре общения;
• носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника;
• развивает важнейшие организаторские , коммуникативные , конструктивные, аналитические умения;
• формирует у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.
Требования современной школы:
Не только дать определённую сумму знаний, но и в том, чтобы развить творческие способности младших школьников связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблемы и находить пути решения.
Условия для успешного развития способностей:
• Высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях;
• Создание соответствующего психологического климата, чувства удовольствия, радостного отношения к познанию.
Задания творческого характера
Пластическая импровизация
Вокальная импровизация
Иллюстрации к музыкальным произведениям (воплощение музыкальных образов в художественные)
Ассоциативный ряд (по цепочке, не повторяя друг друга)
Сочинение миниатюры (придумать свою историю, которую поведала им музыка)
Графическое и цветовое моделирование
Презентация (д/з)
Урок-путешествие, урок-игра
Музыкальные викторины, музыкальные кроссворды, тесты (закрепление)
Вывод: Проводя систематически работу, можно добиться больших успехов в музыкальном развитии детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
«Волшебники».
Используется для развития чувств на базе воображения. Рекомендуется для детей младшего школьного возраста. В качестве музыкального материала может быть использована музыка к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабосс детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того как они в тетради сделают два совершенно одинаковых контура, им дается задание дорисовать и раскрасить эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая вышеназванные отрывки.
Выполните задания:
Прослушав музыку к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица».
1. Определите средства музыкальной выразительности.
2. Проведите анализ элементов музыкальной речи.
3. Дорисовать и раскрасить.
4. Изобразите музыку в цвете, в движении.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Развитие наглядно-образного мышления детей с помощью музыкальной импровизации, когда через эмоциональное восприятие ребенок последовательно приходит к абстрактно-логическому, через образное — к вербальному, наиболее успешно при выполнении следующих упражнений-игр.
«Концентрация внимания на высказывании партнера».
Кроме коммуникативных умений, развивается память, музыкальный слух.
Задание: по возможности точно повторить то, что сыграл партнер.
«Начало творческого процесса»
Участники — педагог и ученик. Ребенок сыграл симпатичное музыкальное построение. На основе этого «зерна» педагог объясняет форму произведения, импровизируя и обогащая мелодию гармонически.
Развитие наглядно-образного мышления детей с помощью музыкальной импровизации, когда через эмоциональное восприятие ребенок последовательно приходит к абстрактно-логическому, через образное — к вербальному, наиболее успешно при выполнении следующих упражнений-игр.
Творческие задания.
Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание они выполняют с большим азартом. А с помощью “волшебных бабочек” ребята показывают движение мелодии. И самое любимое творческое задание – это изображение музыкальных фрагментов через движение, как например “Балет невылупившихся птенцов” М.Мусоргского.
Тесты
Тест на опознание:
Фортепианный квартет пишется для 4 фортепиано?
Да.
Нет. (Состав фортепианного квартета: скрипка, альт, виолончель, фортепиано).
2. И.А. Крылов написал свою басню «Квартет» с точки зрения знатока или дилетанта?
Да, знатока. (Крылов играл на скрипке, выступал в составе ансамбля, давал сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения).
Нет, дилетанта.
Тест на различение:
1. Какие сказки не получится прочитать детям на ночь?
А. Матушки Гусыни В. Венского леса
Б. Семи гномов Г. Шахереза
2. О какой птице поётся в романсе М. И. Глинки на стихи Н. Кукольника?
А. Соловей В. Воробей
Б. Жаворонок Г. Орёл
Тест на классификацию:
Выбери из ниже перечисленных инструментов медные духовые:
А. тромбон Г. труба
Б. флейта Д. кларнет
В. скрипка Е. туба
Назови героев балета К. Хачатуряна «Чиполлино»:
А. мальчик – луковка Г. тыковка
Б. принц апельсин Д. граф Вишенка
В. сеньор Помидор Е. садовник
Тест – подстановка
Музыкальное произведение, в котором мелодия исполняется голосом, на какой – либо звук или слог – это … (вокализ).
Музыкальный спектакль, в котором мысли и чувства героев передаются при помощи танца – это … (балет).
Соединить фамилии с именами.
Чайковский Эдвард
Прокофьев Людвиг
Бетховен Пётр
Григ Сергей
Соединить названия произведений с именами композиторов
Симфония №5 Чайковский
Сюита «Пер Гюнт» Римский – Корсаков
Опера «Сказка о Царе Салтане» Бетховен
«Детский альбом» Григ
Найти пару:
Фортепиано, оркестр, пианист, куплет, дирижёр, припев.
Зачеркнуть названия произведений, которые не принадлежат указанным композиторам:
Эдвард Григ:
«Песня Сольвейг» |
«Утро» |
Симфоническая сказка «Петя и волк» |
«В пещере горного короля» |
Пётр Ильич Чайковский:
«Детский альбом» |
Балет «Щелкунчик |
«Марш деревянных солдатиков» |
«Танец Анитры» |
Тесты
1) Свернуть (назвать одним словом)
Чёткая, энергичная, бодрая, - …
(марш)
Мелодичная, протяжная, певучая - …
(песня)
Подвижная, легкая, ритмичная - …
(танец)
2) Свернуть
• Быстрый, медленный, умеренный - …
(темп)
• Громкая, тихая - …
(Динамика)
• Высокий, низкий, средний - …
(регистр)
• Одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации - …
(Форма)
3) Развернуть характерные черты русских народных песен.
Ответы:
более распевная, более выразительная;
более протяжная, более душевная;
без музыкального сопровождения или в сопровождении народных инструментов;
ударение ставится где удобно;
темп и тембр песни по настроению человека;
использование старинных слов;
Соединить названия произведений с именами композиторов:
Н.А. Римский – Корсаков «Рассвет на Москве-реке»
М.И. Глинка опера «Садко»
М.П. Мусоргский опера «Иван Сусанин»
опера «Сказка о царе Салтане»
Лишнее слово:
скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель
балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка
пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист
Дописать название произведений
«Испанский … .»
«Арагонская … .»
«Санта … .»
Родина танцев:
Хота - …
Лезгинка - …
Хоровод - …
Чардаш - …
Вальс - …
Полонез - …
Развернуть: симфонический оркестр:
деревянные духовые:
медные духовые:
струнно-смычковые:
ударные:
Установить связь:
Дирижёр Соло
Италия Скрипач
Оркестр Хор
Баркарола Ария
Скрипка Опера
1. Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет … (Скрипка)
2. Это что за инструмент высотою в целый дом?
В трубы, в дерево одет, украшения на нем.
Голосов имеет много этот звучный великан.
Он то ласковый, то строгий, а зовут его… (орган)
3. Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка. (домра)
4. Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его ... (фортепиано)
5. Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит.
В джазе самый первый он,
Серебристый … (саксофон)
6. Это мастер на все руки.
В нем живут любые звуки:
Пианино, барабан,
Скрипка, дудочка, баян…
И еще один момент,
Автоаккомпонимент,
Спецэффектов в нем не счесть,
MIDI- выход даже есть,
Клавиши и генератор…
Что же это? (синтезатор)
7. На чем в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Cломал он улучив момент. (гусли)
8. Расскажу тебе, дружок, в древние века, дунул тихий ветерок в трубку тростника. Человек услышал вдруг нежный, мелодичный звук, и родился в тот момент музыкальный инструмент. (флейта)
9. От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь? (аккордеон)
10. Инструмент музыкальный,
Он духовой,
С тростью он одинарной,
Красивый такой.
И изящней его,
Видно, в музыке нет.
Всем понятно, о чем я? Это... (кларнет)