Мастер-класс "Музыкально-творческая деятельность на уроке музыки"

Дата публикации: 2019-01-27 15:48:37
Статью разместил(а):
Широкова Елена Александровна

Мастер-класс

"Музыкально-творческая деятельность на уроке музыки"

Автор: Широкова Елена Александровна

 

Вступление.

Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий наступившего века, требуют творческого подхода.

Как помочь ребёнку развить в себе способность творчески мыслить?

Наша задача – воспитать всесторонне развитого гармоничного человека.

В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.

Цели:

•      Развитие творческих способностей учащихся через пластические, вокальные, художественные задания на уроках музыки.

•       Расширение художественно-эстетического опыта учащихся.

•       Воспитание интереса, любви к музыке, потребности в общении с искусством.

Творческие способности:

•      помогают  сформулировать собственную точку зрения;

•        воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению;

•       учат культуре общения;

•       носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника;

•       развивает важнейшие организаторские , коммуникативные , конструктивные, аналитические умения;

•       формирует у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.

Требования современной школы:

Не только дать определённую сумму знаний, но и в том, чтобы развить творческие способности младших школьников связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблемы и находить пути решения.

 Условия для успешного развития способностей:

 •      Высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях;

•       Создание соответствующего психологического климата, чувства удовольствия, радостного отношения к познанию.

  Задания творческого характера

—  Пластическая импровизация

—   Вокальная импровизация

—   Иллюстрации к музыкальным произведениям (воплощение музыкальных образов в художественные)

—   Ассоциативный ряд (по цепочке, не повторяя друг друга)

—   Сочинение миниатюры (придумать свою историю, которую поведала им музыка)

—   Графическое и цветовое моделирование

—   Презентация (д/з)

—   Урок-путешествие,  урок-игра

—   Музыкальные викторины,  музыкальные кроссворды, тесты (закрепление)

 Вывод: Проводя систематически работу, можно добиться больших успехов в музыкальном развитии детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 

«Волшебники».

Используется для развития чувств на базе воображе­ния. Рекомендуется для детей младшего школьного воз­раста. В качестве музыкального материала может быть ис­пользована музыка к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица». После прослушивания музыкальной характе­ристики феи Сирени и феи Карабосс детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того как они в тетради сде­лают два совершенно одинаковых контура, им дается за­дание дорисовать и раскрасить эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая вышеназванные отрывки.

Выполните задания:

Прослушав музыку к  балету   П. И. Чайковского  «Спящая красавица».

1.     Определите средства музыкальной выразительности.

2.     Проведите анализ элементов музыкальной речи.

3.      Дорисовать и раскрасить.

4.     Изобразите музыку в цвете, в движении. 

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ 

Развитие наглядно-образного мышления детей с помощью музыкальной импровизации, когда через эмоциональное восприятие ребенок последовательно приходит к абстрактно-логическому, через образное — к вербальному, наиболее успешно при выполнении следующих упражнений-игр.

«Концентрация внимания на высказывании партнера».

Кроме коммуникативных умений, развивается па­мять, музыкальный слух.

Задание: по возможности точно повторить то, что сыграл партнер.

«Начало творческого процесса»

Участники — педагог и ученик. Ребенок сыграл симпатичное музыкальное построение. На основе это­го «зерна» педагог объясняет форму произведения, импровизируя и обогащая мелодию гармонически.

Развитие наглядно-образного мышления детей с помощью музыкальной импровизации, когда через эмоциональное восприятие ребенок последовательно приходит к абстрактно-логическому, через образное — к вербальному, наиболее успешно при выполнении следующих упражнений-игр. 

Творческие задания.

Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание они выполняют с большим азартом. А с помощью “волшебных бабочек” ребята показывают движение мелодии. И самое любимое творческое задание – это изображение музыкальных фрагментов через движение, как например “Балет невылупившихся птенцов” М.Мусоргского.

 

Тесты

Тест на опознание:

Фортепианный квартет пишется для 4 фортепиано?

Да.

Нет.  (Состав фортепианного квартета: скрипка, альт, виолончель, фортепиано).

2. И.А. Крылов написал свою басню «Квартет» с точки    зрения знатока или дилетанта?

Да, знатока. (Крылов играл на скрипке, выступал в составе ансамбля, давал сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения).

Нет, дилетанта.

Тест на различение:

1. Какие сказки не получится прочитать детям на ночь?

А. Матушки Гусыни                    В. Венского леса

Б. Семи гномов                          Г. Шахереза

2. О какой птице поётся в романсе М. И. Глинки на стихи Н. Кукольника?

А. Соловей                                  В. Воробей

Б. Жаворонок                              Г. Орёл

Тест на классификацию:

Выбери из ниже перечисленных инструментов медные духовые:

    А. тромбон                                              Г. труба

    Б. флейта                                               Д. кларнет

    В. скрипка                                               Е. туба

Назови героев балета К. Хачатуряна «Чиполлино»:

    А. мальчик – луковка                             Г. тыковка

    Б. принц апельсин                                 Д. граф Вишенка

    В. сеньор Помидор                                Е. садовник

 

Тест – подстановка 

Музыкальное произведение, в котором мелодия исполняется голосом, на какой – либо звук или слог – это … (вокализ).

Музыкальный спектакль, в котором мысли и чувства героев передаются при помощи танца – это … (балет).

Соединить фамилии с именами.

Чайковский                     Эдвард

Прокофьев                      Людвиг

Бетховен                          Пётр

Григ                                  Сергей

Соединить названия произведений с  именами композиторов

Симфония №5                                     Чайковский

Сюита «Пер Гюнт»                               Римский – Корсаков

Опера «Сказка о Царе Салтане»       Бетховен

«Детский альбом»                                Григ

 Найти пару:

Фортепиано, оркестр, пианист, куплет, дирижёр, припев.

Зачеркнуть названия произведений, которые не принадлежат указанным композиторам:

Эдвард Григ:

«Песня Сольвейг»

«Утро»

Симфоническая сказка «Петя и волк»

«В пещере

горного короля»

Пётр Ильич Чайковский:

«Детский альбом»

Балет «Щелкунчик

«Марш деревянных солдатиков»

«Танец Анитры»

 

Тесты

1) Свернуть  (назвать одним словом)

—Чёткая, энергичная, бодрая,  - …

         (марш)

—Мелодичная, протяжная, певучая - …

         (песня)

—Подвижная, легкая, ритмичная - …

           (танец)

2)  Свернуть

•       Быстрый, медленный, умеренный - …

                               (темп)

•       Громкая, тихая - …

                              (Динамика)    

•       Высокий, низкий, средний - …

                             (регистр)

•       Одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации - …

                             (Форма)

 

3) Развернуть характерные черты русских народных песен.

Ответы:

—  более распевная, более выразительная;

—   более протяжная, более душевная;

—   без музыкального сопровождения или в сопровождении народных инструментов;

—   ударение ставится где удобно;

—   темп и тембр песни по настроению человека;

—   использование старинных слов;

Соединить названия произведений с именами композиторов:

Н.А. Римский – Корсаков    «Рассвет на Москве-реке»

М.И. Глинка                          опера «Садко»

М.П. Мусоргский                   опера «Иван Сусанин»

                                               опера  «Сказка о царе Салтане»

Лишнее слово:

скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель

балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка

пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист

Дописать название произведений

«Испанский          …          .»

«Арагонская         …          .»

«Санта          …             .»

 Родина танцев:

Хота -  …

Лезгинка - …

Хоровод - …

Чардаш - …

Вальс - …

Полонез - …

Развернуть: симфонический оркестр:

деревянные духовые:

медные духовые:

струнно-смычковые:

ударные:       

Установить связь:

 Дирижёр                   Соло  

Италия                       Скрипач    

Оркестр                     Хор                                                                                                            

Баркарола                 Ария

Скрипка                     Опера

1. Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет … (Скрипка)

2. Это что за инструмент высотою в целый дом?
В трубы, в дерево одет, украшения на нем.
Голосов имеет много этот звучный великан.
Он то ласковый, то строгий, а зовут его… (орган)

3. Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.  (домра)

4. Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его ...    (фортепиано)

5. Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит.
В джазе самый первый он,
Серебристый …    (саксофон)

6. Это мастер на все руки.

В нем живут любые звуки:

Пианино, барабан,

Скрипка, дудочка, баян…

И еще один момент,

Автоаккомпонимент,

Спецэффектов  в нем не счесть,

MIDI- выход даже есть,

Клавиши и генератор…

Что же это?   (синтезатор)

7. На чем в гостях, вдали от дома,

Играл Садко царю морскому?

Тот музыкальный инструмент

Cломал он улучив момент.  (гусли)

8.     Расскажу тебе, дружок,  в древние века, дунул тихий ветерок в трубку тростника. Человек услышал вдруг нежный, мелодичный звук, и родился в тот момент музыкальный инструмент.  (флейта)

9. От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь?   (аккордеон)

 

10. Инструмент музыкальный,
Он духовой,
С тростью он одинарной,
Красивый такой.
И изящней его,
Видно, в музыке нет.
Всем понятно, о чем я?  Это...  (кларнет)