Урок по окружающему миру «У Теплого моря»
Урок по окружающему миру (в форме пресс-конференции)
«У Теплого моря»
Автор: Перевозчикова Светлана Владимировна
УМК «Перспектива».
Класс: 4
Номер урока в разделе: урок № 14.
Цель: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Планируемые результаты:
Личностные: поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Метапредметные:
- регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
- познавательные: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное;
- коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Предметные: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Учебные пособия: Плешаков А.А., М.Ю.Новицкая. "Окружающий мир. 4 класс. Учебник и тетрадь для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (СD). в 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
Техническое оборудование: электоронное приложение к учебнику, карта природных зон, карточки «Исправь ошибки в тексте», тесты, энциклопедия «Зелёные страницы», энциклопедия «Животные», Атлас-определитель «От земли до неба», мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), видеофильм «Природные зоны», индивидуальные карточки; карточки для работы в группах (информационные и проектные листы, проблемные вопросы), гербарий, презентация.
Ход урока
1.Орг. момент. Мотивация. (слайд 1)
Учитель: Нас сегодня ждёт дорога, и узнать нам надо много.
Так возьмёмся за работу, чтобы время не терять.
О своей работе дома, поспешим всем рассказать. (слайд 2)
II. Актуализация знаний.
- Какую тему вы готовили дома? (пустыни)
Кто нам расскажет о географическом положении пустыни?
(1 ученик у доски с указкой)
1. Проверку домашнего задания проведём в форме пресс- конференции.
- Индивидуальное задание (секретарям):
Исправьте ошибки в тексте.
А) Зона пустынь расположена севернее (южнее) зоны степей, по берегам Баренцева (Каспийского) моря. В пустынях очень холодное (жаркое) и дождливое (засушливое) лето.
Б) Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (отсутствие растительного покрова). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак (колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики (сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (тушканчик) передвигается прыжками.
- Игра «Ответь журналистам!»
- Вы дома должны были подготовить вопросы для своих одноклассников по этой теме.
А кто из вас желает побеседовать с журналистами? (3 ч.)
Проверка текстов (инд. рабта)
2. Игра-тест (3 слайд) (читают дети)
III. Целеполагание. Определение темы и целей урока.
Введение в тему:
- Перечислите по порядку все природные зоны (аркт. п, тундра, тайга, см. леса, степи, пустыня, субтропики)
- О какой природной зоне мы не говорили? (Субтропики)
- Как выдумаете, какие цели мы поставим, отправляясь туда?
(-познакомиться с клим. усл.;, узнать о животном и растит. мире; узнать о влиянии человека на природу, выявить экологическую проблему)
Итак, путешествие продолжается (кораблик). Мы отправляемся в субтропическую зону!
И поможет нам ключевое слово кроссворда.
-Сегодня мы будем изучать самое южное и тёплое море России.
Отгадайте, какое это море? (Чёрное) Тема нашего урока «У теплого моря»? А почему у теплого? Узнаем на уроке!
IV. «Открытие» нового знания.
Выявление места и причины затруднения.
— А кто из вас был на море? ... Какая проблема у нас возникла?
(Мы узнали, что есть зона субтропиков, но не знаем о растениях, животных и об экологической обстановке этой природной зоны, чем занимаются люди)
Видеоролик
Практическая работа.
(в тетради стр.42-43 на контурной карте, по карте природных зон учебника на стр. 74)
(взаимопроверка в парах)
V. Работа в группах.
Предлагаю вам отправиться в научную экспедицию по побережью Чёрного моря. Класс разделился на 3 группы: (по желанию) ботаники, зоологи, экологи. Каждая группа будет работать над своим научным проектом. Даются карточки – «помогайки» с проблемными вопросами каждой группе, информационные листы, проектные и оценочные листы. Выберите секретаря (записывает) и капитана (презентует свой проект)
Учащиеся работают в группах, учитель оказывает дозированную помощь (дифференциация по характеру помощи).
Карточка для ботаников. Проблемный вопрос: Разнообразен ли растительный мир этой зоны? Используя учебник (стр 100), энциклопедию «Я познаю мир. Растения», гербарий, найдите ответы на вопросы: 1. Какая отличительная особенность растений субтропиков. 2. Перечислите растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран. 3. Подтвердите ответы демонстрационным материалом. |
Карточка для зоологов. Проблемный вопрос: Разнообразен ли животный мир этой зоны? Используя учебник (с. 99, 101), энциклопедию «Почемучка», карточки с изображением животных, найдите материал об: 1. Обитателях суши, 2. Обитателях суши, добывающих пищу в море, 3. Обитателях моря. Подготовить о них рассказ. |
Карточка для экологов: Проблемный вопрос: Как влияет человек на экологию Черноморского побережья? Используя разные источники ответьте на вопросы: 1. Чем является для человека Черноморское побережье? (учебник стр.99 и 100) 2. Какие экологические проблемы существуют в зоне субтропиков? 3. Перечислите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу России. |
VI. Применение нового знания.
Отчет научных групп с показом гербария, картинок, презентаций. Ведем запись в памятках.
1. Рассказ ботаников: (слайд 5) Почва Черноморского побережья Кавказа плодородна, поэтому богата рстительностью. Тепло и влага дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан (рисунки, гербарий). Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан – дерево-долгожитель – может жить до 1000 лет, его высота достигает 35 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. (слайд 6) Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы (рисунки, гербарий). (слайд 7) На Черноморском побережье растет многофруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи (рисунки, гербарий). (слайд 8) У. Можно еще добавить о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения. Известно, что здесь произрастает 4 000 видов растений. Тогда как на всей Земле всего 20 000. |
Во время защиты группы Ботаников дети выполняют задание в рабочей тетради (памятки),затем проверяем.
Физкультминутка (звучит музыка «Шум моря») (слайд 9)
— Море, солнце, горячий песок, шелест листьев, дуновение ветерка — все располагает к отдыху. Предлагаю отдохнуть!
Игра «Море волнуется…»
- А теперь послушаем наших зоологов. (слайд 10)
2. Рассказ зоологов:
Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди. (слайд 11) Насекомые: цикады, питающиеся соком растений, богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. (слайд 12)
В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, мидии. Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может – мягкая.
Интересен животный мир Черноморского побережья. Можно долго говорить о его обитателях. Если вас заинтересовали какие-то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях.
Во время защиты группы Зоологов дети выполняют задание в рабочей тетради (памятка), а 1уч. у закрытой доски. Проверка.
3. Рассказ экологов. (слайд 13)
Побережье Чёрного моря плотно заселено. Сюда приезжают отдыхать и лечиться множество людей. Часто они оставляют за собой мусор. Состояние экологии Чёрного моря в целом благоприятное, за последнее время изменилось не в лучшую сторону. (слайд 14) Следует отметить загрязнение впадающих в море рек, особенно с полей. Это приводит к гибели морских животных. Так же браконьерство неблагоприятно сказывается на экологии моря. (слайд 15)
В Красную книгу России занесены такие рстения, как: иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный. (слайд 16) Среди насекомых - жужелица. Животные суши - это олени и зубры. Самые умные морские животные – дельфины, тюлень-монах -очень редкий обитатель Чёрного моря.
Во время защиты группы Экологов дети выполняют задание в рабочей тетради самостоятельно (памятка) Проверка
VII. Проверка восприятия. (Команды задают др. др. вопросы)
Оценивание по 10 бальной шкале (карточки)
Оценивают экологи |
Полнота информации |
Слаженность выступления |
Презентация выступления |
ИТОГО |
ботаники |
|
|
|
|
зоологи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценивают зоологи |
Полнота информации |
Слаженность выступления |
Презентация выступления |
ИТОГО |
ботаники |
|
|
|
|
экологи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценивают ботаники |
Полнота информации |
Слаженность выступления |
Презентация выступления |
ИТОГО |
экологи |
|
|
|
|
зоологи |
|
|
|
|
VIII. Закрепление изученного материала.
-Подведем итоги (ответы на вопросы) (слайд 17)
-Удивительная красота Чёрного моря вдохновляла творчество художников, композиторов, поэтов. Великий Пушкин писал: (Слайд 18) –музыка «Шум моря»)
Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.
А.С. Пушкин
ІX. Рефлексия
Цель этапа: контроль и самоконтроль
- Какое замечательное место Черноморское побережье! Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Давайте создадим свой небольшой уголок у Черного моря. Кому было интересно, возьмите картинки и оживите наше побережье, будьте внимательны. (ботаники-растения, зоологи-обитателей суши, экологи- обитателей моря и тех, кто добывает пищу в море)
X. Домашнее задание.
с. 98-101, заполнить памятки, в т. стр 56 №3, подготовить вопросы
По выбору:
1) Стихи о море
2) рисунок « Черноморское побережье Кавказа»
3) памятка «Как вести себя у моря»
4) подготовить дополнительный материал о животных и растениях Черноморского побережья Кавказа.
Х1. Оценки.